Николай Черевков: «Готов «крышевать» перевозчиков, но только по закону»

Новости

За 11 месяцев этого года по официальным данным в Крыму было перевезено 145 миллионов пассажиров. Это, конечно, меньше, чем в прошлом (тогда всеми видами транспорта в автономии было перевезено 182 миллионов). Однако нагрузка на автомобильный транспорт по-прежнему высока: на него в этом году пришлось 120 миллионов пассажиров. О проблемах перевозок, изношенности автобусов, хамстве водителей, а также о ближайших планах развития транспортно-дорожного комплекса Крыма в интервью «Центру» рассказал председатель Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Черевков.

Николай Викторович, вы неоднократно говорили о недостатке финансирования дорожно-транспортной сферы. Ситуация в этом году как-то изменялась?

На дороги Крыму выделяется всего шесть процентов от требуемой суммы на содержание, эксплуатацию, ремонт и строительство. Мы недавно открывали 4-й километр дороги  Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта. Тогда я постарался организовать встречу главы «Укравтодора» Украины Владимира Демишкана и премьер-министра Крыма Анатолия Могилева. Они переговорили о наших проблемах и планах на следующий год. Если мы будем каждый год открывать по четыре километра, мы до Чонгара будем дорогу строить 20 лет. Поэтому мы просим увеличить суммы. Нам ведь на наши просьбы обычно пишут, что все средства отправляются на «Евро 2012». Вот я и просил у «Укравтодора». Демишкан пообещал, что в следующем году на 7 километров этой дороги найдут деньги. Возможности крымских строительных фирм позволяют и 100 километров сделать, были бы деньги.

Прошлым летом вы рассказывали, что в 2011 году планируется освоить более 600 миллионов гривен на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Сколько средств на ремонт дорожно-транспортной сети Крыма было выделено в этом году?

На дороги общего пользования государственного значения было выделено 577 миллионов гривен, из них 164 миллиона – это погашение долгов за 2010 год. То есть, люди работают за счет собственных средств, получается кредиторская задолженность, и на следующий год «Укравтодор» закладывает эти деньги. Мы с подрядчиками непосредственно не работаем, только со службой автомобильных дорог Крыма, которая объявляет тендеры.

Как проходит строительство объездной дороги Дубки – Левадки ?

Мы работаем сейчас над второй очередью дороги Евпатория-Симферополь-Дубки: от николаевской трассы с выходом в районе Приятного свидания на симферопольско-севастопольскую трассу. Сделан рабочий проект, там чуть больше восьми  километров, очень сложный рельеф: заповедная зона, распаеванные земли, подъемы, спуски и т.д. Там горку надо прорезать, поскольку по европейским требованиям дороги  первого уровня, как эта, должны иметь минимальное количество поворотов и хорошую видимость. Это дорога архиважна для Крыма и Симферополя. Весь поток транспорта с железнодорожного вокзала будет выходить на Евпаторийское шоссе на эту объездную. Весь тот транспорт, который сейчас идет через центр города, перейдет туда.

Сколько средств необходимо на эту дорогу?

Восьмикилометровый участок стоит 650 миллионов гривен, а выделено из них в этом году 14, 5 миллионов. Премьер-министр мне четко поручил установить жесткий контроль за расходованием средств. Кстати, впервые в Крыму на дороге Симферополь-Алушта-Ялта было применено щебеночно-мастичное покрытие, которое будет и здесь. Это покрытие позволяет дорожному полотну «играть»: разжиматься и сжиматься в зависимости от погоды

Наши дороги постоянно латают. Какова сейчас ситуация с «ямочностью» на дорогах и как идет подготовка к зиме?

Дорог в Крыму более шести  тысяч километров: 1200 километров – дороги государственного значения, остальные – дороги местного значения и общего пользования. К курортному сезону, к началу мая где-то, по дорогам государственного значения «ямочный» ремонт всегда делается на 100%, а к началу июня ремонтируем дороги общего пользования

Подготовка к зиме идет по плану. Нас очень беспокоили бензин и солярка. По нормативам требуется, чтобы был десятидневный запас. А у нас запас дизельного топлива был трехдневный. Мы поработали с «Укравтодором», они выделили около 12 миллионов гривен, и теперь необходимый запас топлива имеется у всех райавтодоров и в дорожно-эксплуатационных объединениях. Вот я говорю своим сотрудникам, что мы постоянно докладываем о готовности к зиме: есть соль, песок, техника подготовлена…(Хотя техника, конечно, полностью убитая и старая. И Могилев по этому поводу говорил с Демишканом, чтобы хотя бы на дороги государственного значения выделить технику нам из резервов «Укравтодора»).  Докладываем о готовности, но снег, как обычно, неожиданно выпадает,  и транспорт становится. Вот эта проблема —  расхлябанность и безответственность отдельных людей — не может не раздражать. Вот мы заслушали недавно начальников четырех  самых проблемных ДЭО: Джанкойского, Алуштинского, Судакского, Бахчисарайского. Все заверили, что готовы к зиме.

Разрешилась ли еще одна проблема, о  которой говорили ранее — бесхозные дороги в Крыму?

Да, это серьезная проблема. Колхозы, совхозы развалились, а дороги-то остались, и по ним ездят. Необходимо, чтобы местные органы власти взяли на баланс такие дороги. Налоговая должна объявить, что они бесхозные. В течение года, если не объявляется хозяин, местные власти берут на баланс. Если дорога часто эксплуатируется и подходит под категорию общего значения, будем добиваться, чтобы на баланс приняла служба автомобильных дорог Крыма. Кстати, и во многих городах есть такие бесхозные дороги. Никто не может вложить туда деньги, потому что это будет нецелевое использование бюджетных средств.

Серьезная проблема крымского транспорта — изношенность подвижного состава. Если на ЮБК и в Евпаторию еще ездят относительно «приличные» автобусы, то в деревни Западного и Северного Крыма отправляются настоящие «машины времени»: старые «ЛАЗы» и «ПАЗы»

Да, это серьезная проблема. Автобусы у нас в Крыму, к большому сожалению, изношены едва ли не наполовину.  Кстати, по поводу «ЛАЗов». Я вот общаюсь с водителями, а они говорят, что для деревень «ЛАЗы» удобнее – многие на рынки едут торговать, а там есть задняя площадка, большая пассажировместимость. Естественно, проблему нужно решать. Вот у нас сейчас будет конкурс на пригородные маршруты – у 98 перевозчиков заканчиваются лицензии. Мы можем прописать в условиях класс автобуса не ниже «Евро-2». Но таких автобусов в Крыму нет. Плюс дороги в районах недостаточного уровня, чтобы эксплуатировать такой транспорт. Многие проблемные вопросы с перевозками должны решать местные власти. Например, создавать дополнительные остановки по требованию жителей, а мы сбалансируем под это существующие маршруты.  Если нет средств  заменить тот же старый «ЛАЗ», то нужно хотя бы, чтобы он ходил четко по расписанию. Нужно поступательно решать эти вопросы.

Мы постоянно выдвигаем требования по обновлению подвижного состава. К большому сожалению, у нас «достижение» — это «Богданы» и «Эталоны». Вы же знаете их качество! «Мерседес» 1998 года выпуска лучше нового «Богдана».

У нас сейчас 181 перевозчик – это пять  тысяч машин. Все они в конкурсах участвуют. Кстати, я очень хочу, чтобы в этих конкурсах  все было открыто и прозрачно, чтобы эту коррупцию уничтожить. Все только говорят, но ни разу ни одного дела по существу не заведено. Мне вот ежедневно звонят, и начальники, и «блатные», просят посодействовать тому или иному перевозчику. Я им всем отвечаю, что готов всех «крышевать», но только в соответствии с законом.

Совсем уже технически неисправных автобусов, конечно, нет. Ведь кому нужна уголовная ответственность, если что-то случится, да и конкуренция среди перевозчиков. Я уверен, что постепенно мы придем к укрупнению компаний-перевозчиков, потому что необходимо закупать новый транспорт, а мелким это не всегда под силу. Крупные предприятия зарабатывают больше, а значит должны обновлять подвижной состав.

Весной в автобусах пригородного и междугороднего сообщения подняли тарифы с 18 на 22 копейки за километр. Тогда в Совмине пообещали улучшить комфортабельность транспорта. Однако этого не произошло…

 Мы подняли тариф до 22 копеек. Мы тогда два года не поднимали тариф. А потом сразу с 18 копеек на 22. И я считаю, что это неправильно. Нужно было, конечно, постепенно это делать. Перевозчики  нас просили, чтобы тариф был поднят от 28 до 37 копеек за километр. Можете себе представить, что было бы, если бы мы на это пошли? К сожалению, мы вынуждены были пойти на непопулярные меры, подняв тарифы. Но ведь и горюче-смазочные материалы, и бензин подорожали. Мы тогда провели десятки совещаний с перевозчиками и сошлись на том тарифе.

Нельзя сказать, что тариф до 22 копеек поднялся, и резко изменилось качество. Такого абсолютно нет. Но мы поступательно идем к тому, чтобы улучшать подвижной состав. И это прописано в техусловиях конкурсных предложений. И этого требует сама жизнь. Вот у нас очень серьезная проблема в Белогорском, Джанкойском, Черноморском районах. Там крупных перевозчиков нет, а расстояния между деревнями 15-20 километров. И там, в основном, ездят льготники. А компенсации за их перевозку нет. Вот и не хотят перевозчики на те маршруты идти.

Есть еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются пассажиры: поведение крымских водителей.

Многих людей волнует хамство, грубость, неопрятность водителей автобусов и маршрутных такси. Часто водители обижают льготников. Я к этому отношусь очень негативно и требую от своих работников, чтобы досконально по каждому случаю проводили расследование. Как правило, после наших внушений 50% таких водителей увольняют. В этом году случаев 20 таких было. Но часто водители устраиваются к другим перевозчикам. Ежегодно в пригороде и межгороде ездит 2000 автомобилей. Это я не беру городской транспорт, за который отвечают мэры городов. И не хватает нормальных шоферов. Вот эти нерадивые водители и бегают от одного перевозчика к другому.

Но мы работаем с ГАИ по составлению базы данных таких водителей-нарушителей. Такой базой может воспользоваться перевозчик, чтобы узнать, увольнялся ли водитель за хамство и грубость. К нам часто обращаются горожане по поводу некорректного поведения водителей городских маршрутов, и хотя это не наша компетенция, мы стараемся вмешаться. Поскольку зачастую городские перевозчики являются одновременно и междугородними (как, например, «СимСитиТранс»), мы просим их увольнять таких водителей.

Как проходит строительство железнодорожного узла в Симферополе?

Там была подготовлена огромная площадка для строительства пригородного железнодорожного комплекса: вся инфраструктура вокзальная (отстой и экипировка вагонов, помывка, ремонт) перенесена в сторону Севастополя, на станцию Промышленная. Все эти работы  (перенос инфраструктуры и строительство пятого и шестого путей) проводились за счет бюджета «Укразалізниці», за 107 миллионов гривен. Автостанция «Курортная» должна быть перенесена.  К концу года будет закончен проект. В следующем году «Укразалізниця» начинает строительство своей части: крытого перехода и пригородные железнодорожные кассы. Они должны в 2012 году закончить. Вторая часть работ —  строительство автостанции и всего комплекса – поручена рескомитету АРК по архитектуре. Привокзальная площадь должна включать заездные и подъездные карманы, стоянку для такси, разворотное кольцо. Очень хочется, чтобы это было сделано в следующем году. Я курирую железнодорожников и вас уверяю, что свою часть мы сделаем вовремя. С учетом всех работ нужно порядка 600 миллионов. Это если учитывать капитальные ремонты мостов, ремонт улицы Москалева.

Николай Викторович, в Крыму создали собственную авиакомпанию «Крымские зори». Для чего она создавалась, сколько бюджетных средств было потрачено?

Для Крыма – это большое достижение. Много месяцев занимались оформлением компании. Два самолета 36-местныхSAAB (и плюс один резервный) будут летать на внутренних линиях – Донецк, Днепропетровск, Одесса, Киев, может, еще другие города будут включены. До марта планируется взять в аренду два серьезных самолета – Боинг 737. И еще планируется один Боинг до конца 2012 года, чтобы закрывать серьезные маршруты по пассажирозагрузке: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Львов.

Банкротство ряда авиакомпаний, отказ от договорных отношений показали, что можно нормально зарабатывать на востребованных рейсах собственными силами.

Об убытках речь не должна идти. В то же время должна быть очень взвешенная тарифная политика. Например, прямой рейс на Львов будет процентов на 30 дешевле, чем у больших компаний. Будем стремиться, чтобы цены были несколько ниже, чтобы привлечь пассажиров. Но в убыток себе никто работать не будет.

Создание авиакомпании не стоило бюджету ни копейки. Все это собственные средства  аэропорта «Симферополь». Он в этом году значительно увеличил авиаперевозки —  на 115%.   Есть перспектива развития аэропорта «Симферополь» со строительством нового аэровокзального комплекса. При той работе, что сейчас ведет нынешнее руководство, в течение 2-3 лет  это состоится. Развитие аэропорта «Симферополь» как международного позволит переориентировать часть компаний, которые летят из Европы в Азию и т.д. с учетом этих полетов на наш аэропорт.