Атака клонов

Власть

К/ф «Звездные войны. Атака клонов»

Схема использования технических кандидатов и партий, которая и раньше приносила плоды политическим шулерам, в нынешнюю кампанию доведена до совершенства. Во–первых, это возможность выводить на выборы десятки «техничек» и затем торговать их квотами в комиссиях. Во-вторых, откровенное шулерство во время жеребьевки по определению членов участковых избиркомов. 

Законные основания

«Атака клонов» – одна из самых успешных «грязных» технологий, применяемых на парламентских выборах 2012 года в Украине. Она стала возможной благодаря особенностям формирования участковых избирательных комиссий, прописанных в Законе «О выборах народных депутатов Украины». Согласно закону, участковые избирательные комиссии, в зависимости от количества избирателей, приписанных к участку, делятся на малые, средние и большие: в соответствии с этой градацией количество членов участкомов может составлять от 10 до 24 человек.

«Железные» квоты на представительство в участкомах имеют пять парламентских  фракций. Остальной же состав комиссий определяется жеребьевкой в окружных избиркомах.

Согласно этому же закону, одна кандидатура может быть выдвинута только одним субъектом избирательного процесса. Если выяснится, что один и тот же человек выдвинут двумя или более субъектами, такая кандидатура к жеребьевке просто не допускается, и ее место в комиссии занимает выдвиженец от субъекта, идущего по результатам жеребьевки следующим.

Использовать эту норму закона оказалось достаточно просто – заявления кандидатов на включение в участкомы и прикрепленные к ним документы копировались и подавались от других субьектов, как правило, технических партий и кандидатов. Перед жеребьевкой электронная система «выборы» безошибочно выявляет двойников, которых окружком не имеет права допустить к формированию комиссий. Таким  нехитрым образом можно вышибить кандидатуры, поданные  соперником. ЦИК пытался заткнуть эту брешь в законе разъяснением, что  «клонированный» выдвиженец  не снимается с жеребьевки, если есть письменное  заявление о том, что он выдвигается только от одного субъекта. Но гладко было на бумаге – на практике же о существовании «клонов»  оппозиционеры узнавали в лучшем случае накануне жеребьевки, и написать заявление просто не успевали. Там, где атака клонов оказалась особенно мощной, такой возможности у «клонированных» не было вовсе.

Но засилие «технических» кандидатов ценно для определенных сил не только тем, что их можно использовать для клонирования. Это – чистая математика. Чем больше «ручных» партий участвует в жеребьевке, тем больше вероятность того, что их выдвиженцы попадут в избиркомы.

Тысяча клонов

Наглядный пример того, как на формирование участковых избиркомов может повлиять «атака клонов» —  события 21 сентября в окружной избирательной комиссии округа №3, центр которой находится в Джанкое. Там перед жеребьевкой система «Выборы» выявила аж тысячу клонов. По словам председателя комиссии, это привело к тому, что списки «двойников» не были готовы, когда комиссия приступила к жеребьевке, и даже тогда, когда жеребьевка закончилась. Ни до, ни после нее съемочной группе «Центра журналистских расследований» не удалось увидеть список кандидатур, не допущенных к жеребьевке. Надо полагать, не было их и у членов комиссии. Но председатель по квоте Партии Регионов Наталья Волкова уверила – возможность избавиться от «клонов» была у всех кандидатур. «Кто-то пришел ознакомился, кто-то прислал записку – прошу не рассматривать, удалить моих двойников, кто-то не пришел», — говорит председатель. Во всех сбоях виноватым назначен компьютер. «Мы вчера начали выводить этих двойников, получилось около тысячи человек. Компьютер не справляется физически. Он поработал час, потом — технологический перерыв, ему же надо все перестроить. У нас 165 участковых комиссий, вот такая нагрузка. Поэтому мы объявили перерыв, чтобы сейчас вывести этих двойников», — утверждает Волкова.

Сама жеребьевка, к слову, тоже прошла довольно необычно. Несмотря на медленно работающий компьютер, комиссия порывалась провести ее раньше назначенного времени – в 9 часов утра вместо 12. После поднявшегося скандала время заседания оставили прежним.

Зри сквозь картон

У правительства Азарова, которое отвечает и за материально-техническое обеспечение выборов, по первому свистку с Банковой нашелся целый миллиард на закупку абсолютно бесполезных с точки зрения достижения прозрачности выборов веб-камер. Однако в такой богатой стране  не нашлось ни копейки, чтобы обеспечить окружкомы прозрачными барабанами и шариками для проведения жеребьевок, которые пригодятся еще не раз.

За неимением крутящегося барабана, предусмотренного постановлением ЦИК,  «иным устройством для жеребьевки» в ОИК №3 стала картонная коробка из-под овсяного печенья. В ней и перемешивали жребии – сложенные вдвое и зафиксированные скрепками листы бумаги с напечатанными номерами. Здесь необходимо отметить, что согласно закону, если на жребиях номера участников не видны, «устройство для жеребьевки» должно быть прозрачным.

«На вкус и цвет товарища нет, — возразила Волкова, когда присутствующие сделали замечание насчет оригинального выбора устройства для жеребьевки. — Я не нарушаю ничем закон. Там написано пристрастей.. пристр… как оно?». «Пристрій для жеребкування», — подсказал зампредседателя по квоте «Украина-Вперед!» Михаил Шмидт. «Пристрій для жеребкування. Вот, Михаил Александрович даже специально выделил – можно в любом виде, в котором мы пожелаем. Мы пожелали в таком», — аргументировала председатель.

Вопросы появились потом, уже после того, как мы детально просмотрели отснятое нами видео. Оказалось, жребии в коробке не были одинаковыми.

Как мы уже говорили, они представляли собой согнутые вдвое листки бумаги, зафиксированы скрепкой. Вначале жеребьевки председатель окружкома вытаскивала из коробки жребии, где скрепкой фиксировался сгиб бумаги. После 19 жребия, то есть, когда уже просто определялся порядок аутсайдеров, чаще стали извлекаться жребии, где был скреплен не сгиб, а края жребия. Для нужного эффекта даже в коробку заглядывать нет необходимости – определить, с какой стороны скрепка, наощупь может любой. Был ли в этом какой-то умысел, либо просто так сошлись звезды, мы наверняка утверждать не можем. Но фактом остается одно – жребии не были одинаковыми, что также противоречит утвержденной процедуре жеребьевки.

Жребии были разными

А саму коробку из-под печенья, которую пожелала использовать комиссия, можно назвать прозрачной? Коллегия Окружного административного суда Крыма в составе  председательствующего судьи  Аблякимова и судей Киреева и Сидоренко считает, что можно.

Рассматривая жалобу одного из кандидатов на нарушения во время проведения жеребьевки, суд пришел к выводу, что в этой  картонной коробке, выполнявшей роль приспособления для жеребьевки,  «не має ознак непрозорості». То есть, другими словами – она прозрачная. По простой причине – сверху она была открыта, так как из нее жребии доставали.

Так или иначе, сама жеребьевка длилась менее часа. Но вот ее фактический результат – списки членов  участковых избирательных комиссий — был объявлен аж через пять дней. Чтобы понять, какой эффект возымела технология засорения пространства техническими кандидатами, и повлияла ли тактильная чувствительность ведущей жеребьевки на ее результаты, достаточно взглянуть на первые 19 позиций,  определенные по результатам жеребьевки. Из этого числа мы насчитали 16 партий и кандидатов-мажоритарщиков, которых, судя по их активности, с большой долей вероятности можно назвать техническими. Всего же из 347 кандидатур, поданных оппозиционными партиями и кандидатами в округе №3, в состав комиссий включены 44.

Похожая картина наблюдается практически по всем крымским окружкомам. Сказать, что тактика идентична, нельзя – каждая комиссия действовала по-своему. Например, в Евпатории, 4-м избирательном округе, насчитали 148 «клонов», но сама жеребьевка проходила в таком «приятном полумраке», что там не то, чтобы какую-то скрепку – сами жребии можно было разглядеть с трудом. В округе №10 жребии также были сложены различными способами. Нужно ли объяснять, зачем? Не менее оригинальным оказался Ялтинский окружком, где жеребьевка прошла ночью, а перед международными наблюдателями просто закрыли дверь.

Немудрено, что в первую очередь жертвами данных манипуляций и, скажем так, стечений обстоятельств, пали как раз кандидатуры от оппозиционных сил. Яркий показатель – тот факт, что ни одна кандидатура от оппозиции не прошла в УИК по результатам жеребьевки в 10, 7 и 9 округах.

В избирательном округе №2 иная ситуация – там участковые избирательные комиссии не были сформированы в установленный законом срок – до 26 сентября. Причина проста – члены окружкома просто отказывались подписать протокол. Как сообщает правительственное информационное агентство КИА, члены окружной комиссии, связанные с кандидатом Львом Миримским, отказались подписать протокол. Действительно, в окружкоме оказались люди, прииближенные к кандидату – от руководителя юротдела партии но начальника личной охраны. Но, как сообщает «Новый регион», бойкот связан с тем, что члены комиссии по квотам провластных субъектов решили провести заседание без участия нежелательных членов ОИК.

На кого пенять?

Андрей Сенченко

Всеукраинское объединение «Батьківщина» обжаловало результаты жеребьевок в ряде окружкомов, заявления по выявленным нарушениям были направлены в прокуратуру.  По словам руководителя крымского штаба “Батьківщини” Андрея Сенченко, такие методы жеребьевки дали председателям ОИК необходимый результат – снижение уровня представительства оппозиции при формировании УИК. «Все выборные документы, включая наши возражения, жалобы и так далее, будут храниться 5 лет. Удастся сменить на этих выборах власть, значит, эти граждане будут сидеть в тюрьме. Удастся чуть позже сменить эту власть, мы ничего не забудем, достанем, и они будут сидеть в тюрьме», — грозит Сенченко.

В том, что так вышло, оппозиция должна винить и саму себя. В округе №5, центр которого находится в Керчи, к жеребьевке не были допущены 11 кандидатов от фракций БЮТ и НУНС. Окружной административный суд Крыма вызвал на разбирательство свидетелей. Из Керчи успели приехать лишь двое. Одна из кандидатур признала собственные подписи на двух заявлениях от разных субъектов избирательного процесса. Стоит ли говорить, что судьба иска была предсказуема?

Но главное, за что обиженная сторона должна кусать собственные локти, это за поддержку принятия закона «О выборах народных депутатов Украины». В апреле за него проголосовали 62 депутата от «БЮТ-Батьківщина» и 36 от НУНС. Виктор Янукович тогда оппозицию похвалил, Юлия Тимошенко – осудила сторонников, передав из СИЗО гневное письмо. В разговоре с еврокомиссаром Штефаном Фюле этот поступок был назван ошибкой. Глядя на списки тех, кто получил вследствие махинаций наши с вами голоса, можем констатировать, что жизнь эту оценку подтвердила.