«Я памятник себе…»

Власть

Страсть руководства Керчи к установке памятников совсем недавно вылилась в грандиозный скандал. Мало того, что вместо ремонта уже существующего памятника Эльтигенскому десанту исполком решил крупно потратиться на новый, так и внешний вид покупки при уже известной стоимости, мягко говоря, не впечатлил – сначала интернет-аудитория, а потом специалисты называли это чем угодно, но не памятником. Выяснилось, что так и есть. И сдобрена вся эта неприглядная история хамством мэра, нарушением закона и неутолимым самолюбием.

Скандал вокруг «памятника десантникам» вспыхнул после того, как в ответ на запрос тогда еще депутата ВР АРК Льва Миримского в горсовете сообщили, что на памятник потратили без 300 гривен миллион, а в интернете были опубликованы фотографии монумента. Отблагодарив критиков эпитетами «фашисты», «недоросли» и «говнюки», мэр города Олег Осадчий занял круговую оборону – у спешно накрытого тканью памятника ветераны провели митинг в защиту того, что многие из них впервые видели через ту самую ткань. Еще в городе организовали круглый стол по вопросу установки памятника, мнение большинства участников которого – организации ветеранов Керчи – очень сильно отличалось, скажем, от мнения участников круглого стола в Симферополе, где представитель Минкультуры Крыма очень удивлялся поступку керченской мэрии, а ветеран ВОВ назвал скульптуру «пришибленным произведением».

На вопросе художественной ценности этого и других «памятников», открытых в последние годы в Керчи, мы остановимся позже. Пока же разберемся, как были потрачены народные деньги.

По первоначальной версии – ответу и.о. вице-мэра Керчи Данила Гернера на запрос Л. Миримского – сметная стоимость памятника составила 999,7 тысяч гривен. Будь стоимость на 300 гривен (0,03%) выше, пришлось бы провести тендер, а их, как мы заметили, в городе проходит мало, и они то и дело оборачиваются скандалом. Например, мэрия может потратить полмиллиона на эфиры на ТРК «Керчь», часть которой принадлежит невестке мэра, а городское управление образования даже пыталось в суде отстоять закупку сахара по 14 гривен за килограмм, когда на рынке он стоил не дороже семи.

Интерес к этой ситуации подогревался еще тем, что установка памятника не прошла всех необходимых процедур – хотя бы конкурса проектов, объявленного министерством культуры АРК, что является грубым нарушением закона.

После того, как история получила резонанс, в керченской мэрии изменили показания. В ответе на запрос издания Kerch.FM от 17 октября уже нет ни слова о миллионе. Памятник назван малой архитектурной формой в составе объекта «Капитальный ремонт объектов благоустройства городского парка культуры и отдыха с установкой памятного знака в г. Керчи». 5-метровая глыба весом в 18 тонн названа МАФ, то есть, приравнена к лавочке, урне или остановочному павильону. Любопытно, что и сумма на этот раз была названа совершенно другая  — 528 тысяч 211 гривен. Это – на облицовку гранитом и благоустройство, сам монумент якобы еще не оплачивали, как и не перечисляли зарплату рабочим. Подрядчик – ООО «Стройтехуправление».

Поразительно, но в ответе на информационный запрос «Центра» от 24 октября в Керченском горсовете изложили третью версию стоимости памятника – уже 944 тысячи 646 гривен. Также указана дата подписания договора с подрядчиком — май 2012 года. Здесь спикеру крымского парламента Владимиру Константинову и члену президиума Ефиму Фиксу следует оскорбиться – у них пытались выклянчить софинансирование объекта, который уже был фактически куплен.

Со времени принятия Закона «О доступе к публичной информации» «Центр» успел оценить, как он работает в реальной жизни, и как некоторым чиновникам бывает наплевать на его нормы и положения ввиду призрачности самого преступления и определенной невероятности наказания. На этот раз в подтверждение мы предоставили три разных ответа одного и того же органа местной власти на один и тот же по сути вопрос – сколько стоит памятник? Такое свободное изложение официальной информации определяется Законом «О доступе к публичной информации» нарушением и карается штрафом. А здесь еще и рецидив, ведь из трех разных ответов на один вопрос только один может быть правильным.

ООО «Стройтехуправление» известно в Керчи тем, что плотно сидит на достаточно крупных для такого города бюджетных подрядах – газификации, ремонте кровель, мощении тротуаров. В истории с памятником эта фирма, судя по всему, выступила обыкновенным прикрытием. 20 октября автор видел, кто ведет работы на объекте – один из рабочих представился сотрудником коммунального предприятия «Озеленение и благоустройство города Керчь», на другом была куртка с надписью «металлобаза». Рядом красили решетки люди в одежде с символикой Партии регионов. Интересно, им зарплату начисляли по партийной кассе?

Принудительные субботники сотрудников бюджетных организаций, которые в городе не прекращаются, судя по всему, затронули и то самое «благоустройство», закупленное у «Стройтехуправления».

С таким подходом к организации работ как минимум с участием посредника несколько неискренними выглядят слова заместителя мэра Керчи Алексея Милованова, сказанные на том самом месте перед ветеранами:  «Тот, кто очень сильно за это переживает, он может спокойно написать запрос в любой правоохранительный орган, правоохранительные органы проверят, и я вас уверяю, не найдут там даже копейки украденной, потому что ни у кого рука не поднялась воровать со святого места».

Мы написали заявление прокурору Крыма, надзорное ведомство передало его в работу МВД. Еще одно заявление было направлено в Министерство культуры Крыма – обещала же министр Алена Плакида отреагировать на такие фортеля с процедурами, четко прописанными в законе. Ну а пока проверяется законность закупки и проведения работ, мы обратим внимание на еще один пункт ответа Керченского горсовета на запрос «Центра».

Мы спрашивали, сколько стоили памятники, установленные в Керчи с 2000 года, кто был подрядчиком. Ответ несколько изумил: с 2000 года памятники в городе не устанавливались. Любой керчанин возразит – как же «памятник саперам», «генеалогическое дерево», памятники «Дружбе народов», «рыбацкому улову» и т.д.? Надо полагать, что, как и в случае с памятником десанту, это не памятники, а МАФ – элементы благоустройства. Естественно, об их стоимости в горсовете умолчали. Что ж, мы направим еще один запрос, где укажем интересующие нас объекты «поштучно».

2 ноября памятник героям Эльтигенского десанта будет открыт с помпой – уже сейчас в школах Керчи получили указания обеспечить присутствие педагогов и школьников. С цветами.

Такое трепетное отношение городских властей к репутации памятника вполне может объясняться вот чем. Журналисты программы «Гроші» сопоставили лица на памятнике с лицом градоначальника. Получилось похоже.

  

Но для Керчи это не новость – если не лицо, то автографы мэра присутствуют практически на каждом таком городском «памятнике». Вот, например, табличка с призывом мэра «крепить дружбу между Украиной и Россией» у подножья одноименного памятника.

  

Вот табличка «Установлен под патронатом городского головы О. В. Осадчего» на «памятнике саперам, минерам и водолазам».

На площади Ленина – тоже увековечен посланием «Пройдут годы…» от 2008 г.  А, казалось бы, можно было ограничиться демонстрацией собственного маршальского казачьего мундира в городском музее.

Но мэр продолжает вписывать себя в историю города за счет сомнительных бюджетных закупок, и 2 ноября будет сделана очередная запись.

Фото автора, http://kerch-city.livejournal.com, ТРК «Бриз», газеты «Керченский рабочий»