Приморский районный суд Одессы наложил арест на четыре самоподъемные буровые установки (СПБУ) ПАО «ГАО «Черноморнефтегаз», незаконно захваченные Россией у Украины после оккупации Крыма.
Как передает Центр журналистских расследований, арест осуществлен по ходатайству Главного управления Национальной полиции в Крыму и Севастополе в рамках открытого 14 декабря 2015 года уголовного производства по факту незаконного перемещения и завладения указанных СПБУ, сообщает агентство Интерфакс-Украина со ссылкой на определение суда от 27 января 2017 года.
«С целью предотвращения возможности сокрытия, повреждения, порчи, уничтожения, преобразования, отчуждения указанного выше государственного имущества следователь ходатайствовал удовлетворить и наложить арест на плавучие буровые установки В-319 – «Украина» («Независимость»), В-312 – «Петр Годованец», «Сиваш», «Таврида». Рассмотрев ходатайство, изучив материалы, которые обосновывают его доводы, заслушав мнению следователя, суд считает, ходатайство подлежит удовлетворению», — говорится в документе.
В материалах ходатайства указано, что эти СПБУ являются государственным имуществом, принадлежащим ПАО «ГАО «Черноморнефтегаз». Однако, по данным следствия, в марте 2014 года ими незаконно завладели служебные лица незаконно созданного на временно оккупированной территории АР Крым так называемого «ГУП РК «Черноморнефтегаз». Тем самым государству причинен существенный материальный ущерб.
СПБУ 23 января 2017 года были признаны Нацполицией вещественными доказательствами в этом уголовном производстве.
В определении суда указывается, что по состоянию на 2011 год приблизительная стоимость СПБУ «Сиваш», построенная в 1979 году в Астрахани, составляет около 200 млн. грн., СПБУ «Таврида», сооруженная в Астрахани в 1991 году и достроенная в 1995 году в Николаеве — около 291,37 млн. грн., СПБУ «Петр Годованец» и «Украина» («Независимость»), построенные в 2012 году компанией Keppel Corporation (Сингапур), — по 400 млн. долл. каждая.
НАК «Нафтогаз Украины» заявил о планах добиваться через международные судебные институты возобновления контроля над активами, потерянными вследствие российской оккупации Крыма, и возмещения всех понесенных убытков.
В феврале 2016 года «Нафтогаз Украины» инициировал переговорный процесс относительно утраты своих активов в Крыму, направив РФ уведомление об инвестиционном споре в рамках двустороннего соглашения о взаимной защите инвестиций между странами.
Шестимесячный срок переговоров безрезультатно завершился в августе 2016 года, в результате чего НАК и ее шесть дочерних компаний («Черноморнефтегаз», «Укртрансгаз», «Укргазвыдобування», «Укртранснафты», «Газ Украины» и «Ликво») 17 октября 2016 года инициировали арбитражное производство против РФ с требованием возместить убытки, причиненные незаконным захватом активов группы в Крыму.
«Нафтогаз Украины» в рамках тяжбы по утраченным крымским активам привлек компанию Covington & Burling LLP (Нью-Йорк, США) к защите своих интересов.
Как сообщал Центр журналистских расследований в цикле материалов спецпроекта «Бизнес на два фронта и в обход санкций» о влиянии западных и украинских санкций на отрасли экономики оккупированных Крыма и Севастополя и деятельность отдельных знаковых для полуострова предприятий, после аннексии в руках оккупантов остались украинские активы, балансовая стоимость которых, по оценкам НАК «Нафтогаз Украины», составляет порядка 15 миллиардов гривен, 15 месторождений нефти и газа, 3 площади залежей углеводородов, Глебовское подземное газохранилище, более 1200 км магистральных газопроводов, 43 газораспределительные станции, 4 плавучие буровые установки, включая скандальные «вышки Бойко»— «Петро Годованец» и «Украина» («Независимость»).
Напомним, в результате аннексии Крыма Украина потеряла контроль практически над 80% территории своего черноморского шельфа, разведанные запасы углеводородов на котором оцениваются в более чем 1,5 трлн. куб. м природного газа и почти 430 млн. тонн нефти и газового конденсата.