Российские мосты в Крым: Стройка или распил века?

Новости
Временный технический мост

Вслед за блокадой товарных поставок в Крым организаторы акции грозят перекрыть подачу электроэнергии, и, по их заявлениям, блэк-аут возможен уже в октябре. Однако скандальный контракт на покупку в России электроэнергии с обязательствами по ее поставки в “Крымский федеральный округ” действует до конца года. И будет ли он пролонгирован на следующий год — неизвестно: в правительстве загадочно отвечают, что мол, еще рано об этом говорить. Однако, позволим себе предположить, что украинская власть уже дала возможность российской не бояться энергоблокады — за прошедший год Россия позаботилась о том, чтобы закрыть критический минимум. На другой «стройке века» — транспортном переходе — тоже кипит работа, правда, в основном незримо — по «освоению» десятков миллиардов федеральных рублей.


Ждем энергомост 

Общее энергопотребление Крыма достигает 1,5 ГВт. Четыре тепловые станции полуострова могут обеспечить лишь 200 МВт, остальная энергия вырабатывается на материковой части Украины и поставляется в Крым по четырем линиям общей пропускной способностью — 1,2 ГВт. В Укрэнерго утверждают, что негативных последствий для Украины энгергетическая блокада оккупированного Крыма не принесет.

Если бы Украина опустила рубильник сразу после оккупации полуострова, возник бы дефицит мощности свыше 1 ГВт, покрыть который в крымских условиях было бы невозможно. Полтора года оккупационные власти обещают обеспечить энергонезависимость полуострова от материковой части Украины с помощью строительства энергомоста для обеспечивания перетоков с российской энергосистемой, а также увеличение собственной генерации на полуострове. Со времени выхода нашего подробного сюжета об энергомосте показания российской стороны снова изменились — теперь российский вице-премьер Козак заявляет о строительстве объектов крымской генерации уже не в Крыму, а на Таманском полуострове, к 2018 году. Но если сам энергомост намерены построить к 2016 году, то что он будет перебрасывать в Крым без еще не созданной генерации?

1439626087___dsc0174

Начало строительства энергомоста, Керчь

Остальные факторы, которые могут смягчить для оккупационной власти энергетическую блокаду Крыма, известны. Порядка 500 МВт оккупанты рассчитывают получать за счет мобильной генерации — это Мобильные ГТЭС (свыше 200 МВТ), и порядка тысячи дизельных генераторов. Однако это слишком дорогое решение — для запуска МГТЭС на полную необходимо увеличивать добычу газа, электричество от дизельных генераторов также гораздо дороже атомного, которое поступает с материка.

Судя по тому упорству, с которым в российском правительстве называют дату сдачи энергомоста — к началу 2016 года линия для перетока электроэнергиии из российской энергосистемы на полуостров действительно может быть построена и, с большой вероятностью,  — даже в срок. Куда больше вопросов вызывает другой мега проект — строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

Мост Ротенберга

В конце июля-начале августа наши корреспонденты побывали на месте строительства моста в Керчи. Все, что удалось увидеть на месте тогда — горы строительных материалов и расчищенная площадка под будущее строительство.

Но с конца сентября российские СМИ взахлеб сообщают об успехах строителей газопроводов (а это основной вид деятельности фирмы “Стройгазмонтаж”) в нелегком деле мостостроения. Пока что речь идет только о технологических мостах в трех участках намеченного 19-километрового маршрута — вспомогательных конструкциях для возведения основной. Из трех технологических мостов — от Тамани до острова Тузла, от Тузлы до судоходного фарватера и от фарватера до Керчи, пока построен только один такой мост — от Тамани до Тузлы. Именно здесь — самый простой участок для ведения подобных работ — в 90-х годах от Таманского полуострова до Тузлы было менее километра водного пространства глубиной менее 4 метров. В 2003 году в ходе тузлинского конфликта Россия насыпала дамбу, сократив расстояние до 102 метров. Дамбу эту существенно размыло, но надо полагать, что после первого российского посягания на украинские земли глубина там стала поменьше.

467d8b7-c2rlbgfub3vuyxmucnuvdxbsb2fkcy81lzmvntm4mtq0mzy5njgyof9vcmlnlmpwzwc-x19pzd02odq5nw--

Технологический мост через Керченский пролив

Сама стройка века — жутко секретный объект. Независимых журналистов, решивших посетить место строительства без необязательных даже по российским законам согласований, близко к объекту не подпустили. Но вот дронам пока над проливом летать не запретили, поэтому мы можем увидеть ряды свай для второго технологического моста.

Ознакомившись с реальными темпами строительства, которое фактически остается на уровне подготовительных работ, посмотрим на темпы финансирования. А финансирование темпы работ “Стройгазмонтажа” существенно обгоняет.

Как сообщалось, общая стоимость строительства составляет 228,3 млрд. руб. Первый транш генеральный подрядчик получил 2 июля 2015 года. Судя по платежкам, опубликованным на сайте госзакупок Российской Федерации, компании Ротенбергов фактически перечислено более 16% от заявленного бюджета. А именно: 40 миллиардов рублей, из которых 3 млрд  — на проектные работы, а 37 — на само строительство. Можем ли мы наверняка сказать, что эти деньги потрачены фактически? Утверждать этого мы не можем, но заметим, что опубликованные на том же портале планы финансирования подразумевают, что в 2015 году фирма друзей Владимира Путина должна освоить на 9 миллиардов рублей больше. Примеров, когда друзья Путина не успевали освоить бюджетные деньги, мы не нашли.

Screenshot_187

Стоп-кадр из презентации Керченского моста

Но что самое удивительное, несмотря на фактическое начало строительных работ и щедрое его финансирование, проектная документация стройки века до сих пор не утверждена. А это означает, что нет и ТЭО.

«Работа проведена огромная, это все-таки подготовительный этап, мы для всех линейных объектов, которые должны строиться в едином коридоре, приняли специальный закон, специальный регулятор, который позволяет производить подготовительный этап до утверждения проектной документации…. проектная документация проходит технологический и ценовой аудит, техническую и ценовую экспертизу. Как только экспертиза будет закончена, начнутся основные работы», — говорит вице-премьер Дмитрий Козак.

Получается, что общая стоимость строительства транспортного перехода будет изменена. Несмотря на то, что в подписанном со «Стройгазмонтаж» контракте сумма указана окончательная, и даже с учетом инфляции на все периоды строительства. Но ведь ничего не мешает заключить очередное дополнительное соглашение. И чем сложнее окажется зимовка построенных в весьма суровом Керченском проливе временных конструкций, тем больше может оказаться разница между первоначальной и конечной стоимостью моста.

Если конечная стоимость когда-либо сложится, а сами деньги не испарятся в дышащем на ладан банке. Сейчас бюджетные деньги на мост фирме Ротенбергов идут через проблемный Мособлбанк, который рефинансирует СМП банк  Ротенбергов. Мособлбанк не входит в перечень организаций, которые имеют право сопровождать крупные госзаказы дороже 10 миллиардов.

Однако друзьям Путина позволено обходить постановления российского правительства. Всего одним дополнительным соглашением к контракту, подписанным уже после первого транша, право определять сопровождающий банк получил подрядчик. И подрядчик выбрал банк, кассовый разрыв которого составляет порядка 100 миллиардов рублей. Это половина стоимости моста , между прочим.

Материал подготовлен при поддержке проекта SCOOP