На границе тучи ходят хмуро

Публикации

Screenshot_4Почти год спустя после аннексии Генеральная прокуратура Украины открыла 11 уголовных производств на депутатов и чиновников Крыма за сепаратистскую деятельность, в частности — по организации на полуострове «референдума» в марте 2014 года. А военная прокуратура объявила о подозрении семи2 сотрудникам Государственной пограничной службы в госизмене и дезертирстве. Однако общественность по-прежнему негодует и требует привлечь к ответственности экс-руководителя Госпогранслужбы Николая Литвина. Именно он, по мнению общественной организации защитников границы, в первую очередь должен нести ответственность за сдачу украинской территории. Как известно, сотрудники Госпогранслужбы первыми покинули окуппированный Крым. Вспомним хронологию тех событий…

Граница на замке?

27 февраля Совет министров и Верховную Раду Крыма захватили российские военные – тогда их еще не идентифицировали и впервые назвали «вежливыми человечками». А уже 28 февраля 30 вооруженных человек заблокировали отряд морской охраны Государственной пограничной службы в Севастополе– их идентифицировали как военнослужащих 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота России.

2 марта российские военные штурмом взяли штабы Азово-Черноморского регионального управления и Симферопольского пограничного отряда Госпогранслужбы Украины.  Тогда россияне молниеносно выломали все двери, уничтожили автоматизированные рабочие места и сразу же уничтожили узлы связи.

1396118155_rossiya-davno-gotovilas-k-voyne-s-ukrainoy-za-krym-video-300x215А вечером 3 марта в пункт паромного пропуска «Крым-Кубань» на пароме прибыли 10 (!) российских военных, которые с автоматами и пулеметами оттеснили пограничный наряд и, по сути, без сопротивления, заняли погранзаставу. А уже на следующем пароме прибыли три КамАЗа с вооруженными людьми. Они спокойно, что следует даже из сообщения пресс-службы погранцов, захватили место дислокации отдела пограничной службы «Керчь» Госпогранслужбы.

Уже позже замглавы ведомства Павел Шишолин заявит, что его управление предупреждало бывшее руководство Украины об увеличении военного контингента Российской Федерации в Крыму, однако меры руководством приняты не были. По словам Шишолина, российские военные были завезены в Крым судами Черноморского флота Российской Федерации. И, по его словам, о том, что завозится такое количество военнослужащих, погранцы еще в прошлом году неоднократно информировали докладными записками руководство

Нападение на Азово-Черноморское региональное управление

Нападение на Азово-Черноморское региональное управление

Шишолин признавал, что контроль над прибывающими российскими войсками осуществлялся только документально — командир корабля предоставлял список военнослужащих и справку об отсутствии на борту запрещенных товаров. О том, что через Керченскую переправу в Крым переправляются не только грузы, но и оружие, и российские военнослужащие, СМИ писали неоднократно. Однако никакой реакции на это с стороны высшего руководства не было. Границу не только не укрепляли – ее фактически оставили агрессору. И никто не понес за это ответственность, говорит замглавы «Всеукраинского союза защитников границы родной земли» Владимир Туник

«мы выступаем против экс-главы госпогранслужбы Литвина и его команды. Мы начали говорить об этом еще в марте, когда были крымские события. И первый вопрос  у нас — 18 полковников-ветеранов, которые пришли к руководству погранслужбы — мы знаем,  когда в какие сроки и как должно делаться. Почему не была выведена из строя переправа «Крым-Кубань», почему в Азово-черноморском региональном управлении один начальник штаба предал, перешел на сторону России, командующий быстро написал рапорт и уволился?», — говорит В.Туник.

Еще через день, 4 марта, около 35 вооруженных человек ворвались в пункт пропуска «Крым», контролировали его, но особо не препятствовали будничной работе. А 5 марта Госпогранслужба громогласно заявила о начале операции «Граница» — для недопущения въезда в Украину с территории РФ организованных групп экстремистского характера.

«Не сделав ни шагу назад, украинские пограничники решительно заявляют о своей готовности защищать государственную границу до последнего», — отмечали тогда в Госпогранслужбе.

Однако уже через несколько часов 12 пограничных кораблей из Крыма были передислоцированы в Одессу. По словам деятелей Госпогранслужбы, такие действия были продиктованы необходимостью сохранения жизни и здоровья личного состава, предотвращения захвата кораблей, вооружения и техники.

Крейсер "Москва" на подходе

Крейсер «Москва» на подходе

В этот же день были разгружены 5 российских кораблей с людьми и техникой: было выгружено до 300 человек и до 20 единиц автомобильной техники с каждого  корабля.

А уже на следующий день руководство Госпогранслужбы призналось, что в Крыму находятся уже около 30 тысяч российских военнослужащих. Тут же оказалось, что 11 управлений Госпогранслужбы заблокировано в Крыму, а русские фактически беспрепятственно проводят войска через пункт пропуска «Крым». Замглавы службы генерал Михаил Коваль был схвачен в Ялте «зелеными человечками».

Уже 8 марта оказалось, что только за сутки военные РФ переправили на территорию Крыма более 60 единиц техники — КАМАЗов, Уралов и БТР – по сути, произошел прорыв через границу фактически двух армейских колонн. 9 марта группа российских военнослужащих в количестве 30 человек захватила отдел пограничной службы «Черноморское». Ведомство в этот день лишь усилило надзорные меры на границе с материковой Украиной. Еще через пять дней выявилось, что украинские пограничники контролируют лишь восемь пунктов пропуска в Крыму из 27-ми

Российская техника в Симферополе

Российская техника в Симферополе

А уже 20 марта Пограничная служба самой первой начала вывод своих войск из Крыма. Тогда поэтапную передислокацию объяснили невозможностью охранять границу из-за заблокированных постов и застав российскими военными.

«Пункт пропуска «Крым» мы не можем поднять и перенести на территорию Украины, пункт авиа-пропуска «Симферополь» мы тоже не можем вывезти на территорию Украины. Все имущество, которое осталось, оно захвачено, оно дискредитировано, полностью уничтожены программные продукты», — говорил тогда первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Павел Шишолин.

Год спустя. Виновные наказаны

Замглавы «Всеукраинского союза защитников границы родной земли» Владимир Туник на недавно прошеднем заседании антикоррупционного комитета заявил: четкий приказ высшего начальства – и ситуация сложилась бы по-другому

В.Туник

В.Туник

«Вот тогда по Крыму… Чем пограничники отличаются от вооруженных сил? Им не надо дополнительного приказа о применении оружия. Порядок применения оружия написан в законе — без предупреждения, при вооруженном вторжении на украинскую территорию войсковых групп и банд. Что и было. Там много вопросов, почему это не делалось», — говорит активист.

По словам Туника, источником многих сложившихся во время аннексии проблем был сам принцип формирования отделов госпогранслужбы – территориальный.

«Принципиальной позицией предыдущего руководства погранслужбы было комплектование по территориальному признаку, т.е. в Луганской и Донгецкой областях были выходцы из Луганска и Донецка, они были окружены родственниками. Так же было и на западной границе, и в Крыму. Поэтому и были там такие контакты. Но это можно было исправить с началом опасного периода. Мы советовали, писали в погранслужбу — проведите ротацию,поменяйте военнослужащих с запада, отправьте их на восток, вы разорвете соответствующие контакты. И в Крыму тоже. Но ничего сделано не было», — считает Туник.

Screenshot_2

Зседание антикоррупционного комитета ВРУ

На заседании коррупционного комитета главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что уже предъявлено подозрение в сепаратизме 72 военнослужащим Госпогранслужбы Украины

«72 военнослужащих, по отношению к ним удалось зафиксировать доказательства, им объявлено подозрение о привлечении к уголовной ответственности», — рассказал Матиос.

Однако руководство госпограслужбы в очередной раз сетует — защищать границу за мизерную зарплату не хотят. И если в зоне АТО зарплаты сейчас неплохие, охранять южные границы – гораздо меньше желающих, говорит первый заместитель руководителя Госпогранслужбы Василий Серватюк.

«Тут є різні чинники. Якщо в зоні Ато наші військовослужбовці, їх рівень фінансової мотивації, вона одна. Десь ми війшлі на рівень збройних сіл. А якщо брати інші ділянкі — україно-російські ділянкі, кримській перешеек, Пріднестрове, то фінансова мотивація набагато менша, чем у озбройних сил України.На сьогоднішній день — це найнижоплачувана категорія військовослужбовців.Як би я не хотів, але це чинник, який впливає на коррупційну складову», — говорит Серватюк.

При этом, Василий Серватюк признает: в Госпогранслужбе – немало людей с пророссийскими взглядами и потенциальных предателей, и большую часть из них составляют служащие, вышедшие из Крыма

Screenshot_3«На сьогоднішній день в наших рядах були виявлени сепаратисти.Незважаючи на те, що більшість прикордонників з Криму вийшли, але відверто кажучи, значна більшість там залишилась. А ті, хто вийшов, у них залишились сімї,статки в Криму. З одного боку, вони служать Україні, і охороняють кордони, а з другого боку — у них залищились там сімї. Вони їздили туди, незважаючи на певні перепони, з ними начала активно працювати ФСБ, збирати інформацію — спочатку це  публічні бесіди, потім затримання. Під тиском деякі з них не повернулись, залишились там», — рассказівает замглавы ведомства.

По словам Серватюка, у  326 пограничников в оккупированном  Крыму остались семьи и имущество, а значит, они находятся в зоне риска.