
Петр Коберник
журналист
После оккупации россиянами Херсонщины в 2022 году Указами президента Украины были созданы военные администрации не только на свободной территории, но и оккупированных громад. Эти органы левобережной части области и сейчас продолжают выполнять функции местных властей, однако, конечно, дистанционно. На содержание 32 военных администраций в 2025 году Украина потратила около 100 миллионов гривен. Мы проанализировали закупки и другие бюджетные расходы военных администраций оккупированных громад Херсонщины, что позволяет увидеть как системные проблемы, так и отдельные, достаточно «оригинальные» случаи использования государственных средств.
Более полумиллиарда гривен — именно столько херсонские власти потратили на ремонты и обустройство простейших укрытий с 2023 года. Но в реальности часть убежищ остается закрытыми или непригодными для пользования. Кроме этого, есть десятки подрядов, подписанных с физлицами-предпринимателями без опыта строительства или материальной базы. В новом расследовании ЦЖР мы расскажем, как создавалась эта система дерибана бюджетных средств и кто выполняет многомиллионные ремонты в укрытиях, которые игнорирует подавляющее большинство херсонцев.
С 2022 года власти Херсона потратили на ремонты и оборудование простейших укрытий, по подсчетам ЦЖР, более полумиллиарда гривен: провели около 230 закупок на общую сумму 550 млн грн. То есть в среднем почти 2,4 млн грн на один подвал.
Жители Херсона уже третий год находятся практически на линии фронта и постепенно переносят свою жизнь под землю. Они не просто пережидают в укрытиях обстрелы россиян – в них проходит значительная часть их бытия. Херсонцы рожают под землей детей, здесь расположены больницы и гуманитарные центры. В укрытии проходят концерты и представления местного театра, спортивные соревнования, научные лекции и семинары.
Если следовать этой тенденции, можно было бы сказать, что для полной картины городу не хватает только подземных учебных заведений. И в последнее время Херсон прославился стомиллионными проектами строительства так называемых «подземных школ», которые вовсе не вызвали восторга у местных жителей, а наоборот — спровоцировали акции протеста. Нужны ли городу, находящемуся в зоне активных боевых действий, такие учебные заведения и кто уже успел обогатиться на их строительстве – расскажем в этом расследовании.
Супруги Валентина и Дмитрий Тарасенко из оккупированного Симферополя считают себя очень благочестивыми людьми. Они ревностные прихожане местных храмов РПЦ, дружат с российскими попами и даже преподают в воскресной школе. Однако вера в Бога почему-то не останавливает их от страшного греха и преступления – похищения и присвоения украинских детей. В 2024 году эти «благотворители» вывезли из оккупированной части Херсонщины больного полугодовалого младенца и впоследствии через российский суд незаконно установили над ним опеку. Херсонка Ангелина стала уже девятым ребенком в семье набожных похитителей. Подробности в материале наших коллег с сайта «IPC-Південь».
Полуразрушенные коридоры и классные комнаты херсонских школ не видели детей уже долгие годы. Все их ученики перешли на онлайн обучение еще при пандемии коронавируса. Впоследствии началась полномасштабная война с Россией и ад оккупации, а после освобождения этой части региона – постоянные обстрелы россиян. Следовательно, ученики с 1 по 5 классы, которые не выезжали из Херсонщины, никогда в жизни не сидели за партой. Для них понятие «школа» умещается в маленьком ноутбуке, а одноклассники и учителя – это только картинки на его ярком экране.
Ситуация осложняется тем, что на свободной части области в результате российской агрессии повреждено или разрушено около четырех сотен учебных заведений. То есть найти уцелевшую школу или детский сад почти невозможно. С каждой неделей россияне превращают в груды строительного мусора все новые и новые учреждения, пытаясь окончательно уничтожить образование в регионе.
17 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым, который был распущен украинским парламентом за нарушение Конституции, на следующий день после псевдореферендума провозгласил Крым «независимым суверенным государством» и попросился в состав России. На фоне этого резонансного преступного решения два кадровых назначения в оккупационное правительство Сергея Аксенова выглядели незначительными и даже не попали в кадры сюжетов. Тогда крымские депутаты назначили руководителей незаконно созданных органов — «Пограничной службы Республики Крым» и «Агентства рыбного хозяйства». Главой Рыбного агентства, по представлению Аксенова, депутаты назначили ранее неизвестного в Крыму Дмитрия Жоржевича Евсеева. Почти 11 лет спустя полный тезка коллаборанта, который также всю жизнь занимается рыбным хозяйством, был задержан в Херсоне по подозрению в государственной измене.
Женское царство. В селах правого берега Херсона почти не осталось мужчин – все на фронте или на заработках в городах.
Третий год подряд российская пропаганда предсказывает правобережью Херсонщины настоящую катастрофу с наступлением холодов. В то же время сами оккупанты делают все возможное, чтобы эти неутешительные для херсонцев прогнозы оправдались. В этом году к новому отопительному сезону артиллерия россиян начала готовить областной центр еще летом, то и дело прицельно обстреливая объекты теплогенерации.
Третий год подряд пропаганда предсказывает правобережной части Херсонской области катастрофу с наступлением холодов.









