Рада вернула отмененные КСУ полномочия НАПК по проверке деклараций, однако у Агентства есть существенные замечания

Новости
Фото: УНІАН

Верховная Рада 15 декабря вернула Национальному агентству по предупреждению коррупции (НАПК) полномочия по проверке деклараций, которые были заблокированы Конституционным судом. Однако в НАПК есть три существенных замечания к принятым парламентом законам.

За принятие соответствующих законопроектов № 4470 и 4471 проголосовало конституционное большинство народных депутатов — 300 и 321 соответственно, сообщает пресс-служба НАПК.

Как указывается, принятие этих документов было необходимо в связи с принятием Конституционным Судом Украины Решения №13-р/2020, которое лишило Агентство большинства полномочий.

«Принятые законопроекты действительно позволят НАПК возобновить свою работу. Чиновники, которые указали ложные сведения в декларациях за предыдущие годы, из-за Решения КСУ не смогут быть подвергнуты уголовной ответственности», — отметил председатель НАПК Александр Новиков.

В целом законопроект восстанавливает практически все полномочия НАПК, которые Агентство имело до принятия Решения КСУ.

Однако, проанализировав документ, НАПК сформировало три существенные замечания, предложения по устранению которых Агентство внесет в ближайшее время:

1. Закон обязывает НАПК информировать Высший совет правосудия или КСУ о начале мониторинга образа жизни любого судьи.

Последствия: Мероприятия по мониторингу образа жизни судей не будут эффективными. Так, лицо, в отношении которого будет осуществляться мониторинг, сможет специально не распространять или удалить из открытых источников информацию о ценных вещах (например, автомобили), которые имеет в пользовании, или попытается «легализовать» состояние, сообщив НАПК о самостоятельно выявленных ошибках в декларации.

2. Составлять протоколы в отношении судей имеют право только председатель НАПК и его заместители.

Последствия: Такая практика может создать опасный прецедент — выписка отдельных процедур в отношении некоторых категорий правонарушителей. Это может дать право другим категориям — депутатам, полицейским — также претендовать на отдельные процедуры по себе.

К тому же такая процедура грубо противоречит действующей практике составления протоколов другими органами. В целом ориентировочно 60 других органов составляют на судей административные протоколы без каких-либо специальных процедур. Например, министр внутренних дел и председатель налоговой не составляют в отношении судей протоколы за нарушение правил дорожного движения или неуплату налогов.

3. Закон обязывает НАПК создать с помощью программных средств «очередь» деклараций и информировать декларанта о включении в эту очередь.

Последствия: Программные средства в этом случае не смогут сделать процесс более эффективным. Например, сегодня в Реестре есть более 300 деклараций «президентов». Если формировать такую очередь электронными средствами, НАПК должно будет проверять эти ложные декларации.

Напомним:

  • 27 октября 2020 года КСУ признал такой, что не соответствует Конституции, статью 366-1 Уголовного кодекса Украины, которая устанавливает уголовное наказание за недостоверное декларирование лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций.
  • Решение также признает неконституционными положения закона «О предупреждении коррупции», в частности положения об открытом доступе к декларациям, положения по контролю и проверки деклараций и положения об ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения.