В Раде «Слуги народа» протянули закон о референдуме, оппозиция указывает, что он угрожает демократии

Новости
Фото: investigator.org.ua

В Верховной Раде нардепы из «Слуги народа» вместе с группой «Доверие» 26 января проголосовали во втором чтении за законопроект №3612 «О народовластии через всеукраинский референдум», который инициировал президент Украины Владимир Зеленский. Депутаты других фракций не поддержали проект и указали, что он угрожает демократии.

Всего за законопроект проголосовали 255 депутатов: 226 из «Слуги народа», 20 — из группы «Доверие» и еще 9 внефракционных, передает Центр журналистских расследований со ссылкой на трансляцию телеканала «Рада».

Как сообщает Радіо Свобода, перед голосованием фракции «Голос», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Оппозиционная платформа — За жизнь» заявляли, что не будут голосовать за этот проект.

По словам депутата из фракции «Голос» Сергея Рахманина, закон о народовластии не имеет права на существование, поскольку представляет угрозу для демократии.

«Этим законом Верховная Рада, как высший законодательный орган страны устраняется от части законодательного процесса. Этот референдум с очень размытыми формулировками предлагает выносить на всенародное обсуждение что-либо без участия Верховной Рады. Текст, который выносится на референдум, не проходит экспертизы Верховной Рады. Более того, когда референдум прошел, Верховная Рада не имеет права вмешиваться в этот текст. Можно вынести вопрос зрады (измены — ред.), представить его как вопрос мира и получить народную поддержку. Это ядерная кнопка, которую дают кнопкодаву, который будет давить на кнопку», — сказал Рахманин.

Согласно закону №3612, на всеукраинский референдум могут выноситься следующие вопросы:

— утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины (это «общие положения», «выборы и референдум» и «внесение изменений в Конституцию»);
— общегосударственного значения;
— об изменении территории Украины;
— о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями.

При этом референдум по утверждению изменений в раздел I «Общие положения», раздела III «выборы и референдум» и раздела XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины» Конституции Украины назначает президент. Также глава государства назначает референдум по народной инициативе. Референдум по изменению территории Украины назначает Верховная Рада.

В то же время на всеукраинский референдум нельзя выносить вопросы:

— противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
— отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;
— направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтническую, расовую, религиозную вражду;
— по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
— отнесенные Конституцией Украины и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

В тексте закона говорится, что Всеукраинский референдум не может проводиться одновременно с очередными и внеочередными общегосударственными выборами, очередными местными выборами.

В то же время проводится референдум должен на основе таких общих принципов: общего права голоса; равного права голоса; прямого волеизъявления; свободного участия во всеукраинском референдуме; добровольного участия во всеукраинском референдуме; тайного голосования; личного голосования; однократного голосования; публичности и открытости процесса всеукраинского референдума.

Голосовать на всеукраинском референдуме имеют право граждане Украины, которым на день голосования исполнилось 18 лет и, которые не признаны в установленном законом порядке недееспособными. Граждане Украины, имеющие право голоса, являются избирателями.

Закон запрещает органам государственной власти, органам власти АР Крым и органам местного самоуправления вмешиваться в процесс референдума. То же самое касается служебных и должностных лиц указанных органов.

Каждый избиратель на конкретном всеукраинском референдуме может проголосовать только один раз и только на одном участке.

Конституционности вопроса, который предлагается вынести на референдум, определяет Конституционный суд Украины по обращению субъекта права на подобное обращение в порядке, установленном законом.

Также документ предусматривает расширение круга субъектов процесса референдума, которых Центризбирком регистрирует как сторонников или оппонентов вопроса. Такими субъектами могут быть политические партии и общественные организации.

Документ позволяет электронные процедуры во время организации и проведения всеукраинского референдума. В том числе речь идет об электронном голосовании. В законопроекте прописано, что вопрос электронных процедур в процессе референдума будет осуществляться в порядке, который определит отдельный закон.

Также в документе говорится о создании автоматизированной информационно-аналитической системы, которая должна обеспечить электронное голосование.

Вопрос на всеукраинском референдуме должен иметь четкую и понятную формулировку, которую нельзя толковать по-разному. Также ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет».

Напомним:

  • 9 июня 2020 года в Верховной Раде был зарегистрирован президентский законопроект №3612 «О народовластии через всеукраинский референдум». В этот же день законопроект был опубликован. Рада приняла в первом чтении предложенный президентом Украины Владимиром Зеленским законопроект о народовластии через всеукраинский референдум.