Российские балкеры FEDOR (IMO: 9431977) и MEZHDURECHENSK (IMO: 8948167) доставили в закрытый порт Феодосии оккупированного Крыма более 10 тысяч тонн ильменита – сырья для титанового завода в Армянске.
Об этом в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар сообщила Екатерина Яресько, расследователь проекта SeaKrime центра «Миротворец».
Сырье балкеры доставили из Вьетнама. Такую поставку мониторы зафиксировали в первый раз. «Но они могут осуществляться другим способом. Например, ильменит может перевозиться в порт «Темрюк» или «Тамань» и доставляться автомобильным транспортом. Тогда это не попадает под наш мониторинг, мы можем этого не увидеть. Но действительно его стало гораздо меньше через крымские порты», – скзала Екатерина Яресько.
Она напомнила, что в 2021 году завод анонсировал переход на международные поставки сырья, в частности из Вьетнама. «Именно из Вьетнама и прибыл тот ильменит, который завез FEDOR в Феодосию. Прибыла партия более 10 тысяч тонн – FEDOR столько не может взять. Поэтому там был еще один известный нарушитель – «Междуреченск», – отметила Екатерина Яресько.
Как ЦЖР сообщал ранее, титановый завод на севере Крыма принадлежал компании «Юкрейниан Кемикал Продактс» олигарха Дмитрия Фирташа. За два месяца до начала полномасштабной войны он продал его россиянам – подставной компании «Русский титан». Очень скоро завод оказался в управлении в компании «Русский водород», связанной со структурами и людьми олигархов Ротенбергов.
В августе 2023 года компания сменила название на «Росхим», а в учредителях записали закрытый паевой инвестиционный фонд «КВИНТА», не являющийся юрлицом. Ею управляет компания «ФИН-Партнер» из обоймы Ротенбергов. С осени 2023 года есть сообщения об увеличении производства двуокиси титана на заводе в Армянске в три раза.
После оккупации Крыма Россией и прекращения грузовых перевозок на полуостров по железной дороге, в обход санкций ильменит на титановый завод не один год доставляли морем. Сначала это была контрабанда ильменита из украинских месторождений через порт в Ильичевске. Затем схема получила новый маршрут: из турецкого порта Самсун руду доставляют в Керченский пролив, где на рейдовой перевалке порта «Кавказ» перегружают на российские суда и отправляют в керченский порт Камыш-Бурун.
В марте 2021 года расследовательская группа SeaKrime зафиксировала новые схемы поставки ильменита на завод Фирташа: сырье поступало через Египет, а также из Мозамбика.