Похитили, вывезли в поле и задушили. Коллаборанты убили Петра Мартынчука из села Чернянка на Херсонщине за критику в адрес оккупантов

Юг

В марте 2023 года четверо пьяных жителей села Чернянка Таврической городской общины Каховского района на левобережной ТОТ Херсонщины похитили своего односельчанина Петра Мартынчука якобы за высказанную им критику в адрес российских окупантов. Мужчину назвали «бандеровцем», вывезли в поле, избили и задушили. Оккупационный «Херсонский областной суд« признал проукраинскую позицию убитого смягчающим обстоятельством и весомым «поводом для преступления». Двух обвиняемых в убийстве так называемый «суд« отправил за решетку, третьего освободил от наказания, а четвертый участник проходил по делу в качестве свидетеля.

Подробности этого дела со ссылкой на приговор оккупационного Херсонского областного суда от 22 мая 2025 и собственные источники сообщает Центр журналистских расследований.

«Мартынчука назвали «бандеровцем» и стали бить»

Последний раз живым своего старшего брата Петра Мартынчука, 1966 года рождения из села Чернянка на Херсонщине его сестра видела 8 марта 2023 года. Мужчина заехал к ней в гости, немного выпили и около двух часов дня он ушел домой.

Через некоторое время женщина пришла поздравить брата с днем ​​рождения, однако его дома не было. Его мобильный телефон тоже не отвечал. Женщина обратилась в оккупационную полицию с заявлением об исчезновении брата. В тот же день полицейские доставили ее к месту убийства и показали тело. Она подтвердила: убитый – ее брат.

По обвинению в убийстве Петра Мартынчука полицаи задержали трех местных жителей: Антоненкова Николая Васильевича, Тимченко Андрея Александровича и Яньсевича Алексея Юрьевича, 13 мая 1995 года. Все они – граждане Украины. Мужчины рассказали об обстоятельствах убийства в суде.

Алексей Яньсевич (слева), 2018 год. Фото из соцсетей[

По их словам, в середине марта 2023 года Антоненко, Тимченко, Яньсевич и еще один мужчина, который проходил по делу как свидетель, нелегально нарубили дрова вблизи поселка Новая Маячка Юбилейной поселковой громады Херсонского района, отвезли их в Чернянку и продали. За заработанные деньги купили в местном магазине водку и распили ее. Когда водка закончилась, решили снова ехать за дровами. В этот момент мимо их авто проходил Петр Мартынчук. Алексей Яньсевич, находившийся за рулем, остановил машину и стал расспрашивать Мартынчука о «СВО» – именно так в России принято называть развязанную ею полномасштабную войну против Украины. Мартынчук якобы начал говорить, что поддерживает Украину и высказывал критику в адрес России и ее оккупационной армии. Это не понравилось Яньсевичу. Он затолкал жертву в багажник своих «Жигулей» и поехал в сторону лесополосы, где обычно рубил дрова. Остальные «коллеги» его не остановили.

В поле четверо мужчин достали Петра Мартынчука из багажника. Алексей Яньсевич назвал его «бандеровцем», потому что «был за Украину» и начал избивать. Один из присутствующих якобы хотел защитить Мартынчука, поэтому Яньсевич набросился на него с включенной бензопилой и угрожал отрезать левую руку.

«Петр Мартынчук упал на землю, Яньсевич начал бить его со скачка ногой по лицу и заставлял других тоже его избивать. Мартынчук потерял сознание. Яньсевич набросил ему на шею петлю с автомобильного троса и сказал Николаю Антоненкову его затянуть. Довольно быстро трос порвался, так что Антоненков вытащил из своих штанов шнурок и продолжил душить, оттягивая жертву к себе, опираясь коленями за его спину. Весь процесс удушения продолжался 4-5 минут. Когда Мартынчук перестал дышать, Яньсевич надавил на его грудь и выдавил воздух. Тело убитого оттащили на десять метров, забрали из его кармана паспорт гражданина Украины и вернулись в Чернянку. По дороге остановились и Андрей Тимченко сжег паспорт», — говорится в приговоре оккупационного «суда».

«Суд» и «наказание»

Через несколько дней труп убитого случайно обнаружили российские военные. А вот на фигурантов дела представители оккупационной полиции вышли после того, как Николая Антоненкова якобы замучила совесть и он якобы сам признался в совершенном преступлении.

«Следствие» затянулось из-за того, что у Антоненкова и Тимченко диагностировали хронический алкоголизм и потребности в принудительном лечении одного из них.

Гражданская жена Алексея Яньсевича во время допроса рассказала полицаям, что ее муж «проявляет уважение всем, всегда помогает соседям, поддерживает армию и правительство России, очень хорошо относится к российским военным и помогает им в ремонте автомашин».

Мать Яньсевича после ареста сына избавилась от «Жигулей». На допросе она заявила, что продала автомобиль вместе с бензопилой российским военнослужащим, потому что ей нужны деньги на адвоката.

Сторону обвинения по этому «делу» представляла приехавшая в Херсонскую область из Кировской области РФ оккупационная прокурорка Кочкина Ольга Алексеевна. А роль судьи исполняла Тремасова Наталья Александровна, которая до назначения в незаконно созданном «Херсонском областном суде»работала судьей Красноярского районного суда Самарской области РФ.

«Судья» Тремасова признала проукраинскую позицию убитого мужчины смягчающим обстоятельством для обвиняемых и весомым поводом для совершенного ими преступления.

«Наказание подсудимому Яньсевичу смягчает то, что конфликт с Петром Мартынчуком начался в результате оскорбления последним российского общества, высказываний против Вооруженных сил РФ и поддержки им Вооруженных Сил Украины. Это и стало поводом к его похищению и убийству. Другие смягчающие обстоятельства для Яньсевича – признание вины, раскаяние и наличие у него пожилой матери», – говорится в приговоре оккупационного «суда».

Подобным образом «суд» объяснил смягчающий приговор и для других фигурантов дела.

Приговор оккупационного «суда»: 16 лет колонии строгого режима Алексею Яньсевичу, 12 лет – Николаю Антоненкову. Андрея Тимченко, который помогал хоронить тело и сжег паспорт убитого, «суд» освободил от наказания из-за якобы окончания сроков давности.

Алексей Яньсевич, 2018 год. Фото из соцсетей

По данным из Единого государственного реестра судебных решений, Николай Антоненков в 2015 году привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Как рассказали ЦЖР жители села Чернянка, он всю свою жизнь занимался нелегальной вырубкой древесины и постоянно пьянствовал.

Другой фигурант дела Алексей Яньсевич, по данным ЦЖР, в 2017 году имел проблемы с Каховским объединенным городским военным комиссариатом, который взыскивал с него средства с помощью исполнительной службы.

Как сообщал ЦЖР, в селе Чернянка Херсонской области российские оккупанты 30 ноября 2023 года убили Сергея Кузнецова, мужчину с психическими расстройствами. Он выскочил из своего дома вечером, когда уже начался комендантский час, как на него набросились военные РФ с криками «Стой! Диверсант!» и забили его до смерти.

Материал создан с участием CFI, Agence française de développement médias, как часть Hub Bucharest Project при поддержке Министерства иностранных дел Франции