Агрессоры. Заочное производство

Публикации
Николай Панков, заместитель министра обороны России

Прошло четыре года после аннексии Крыма, а в Украине еще нет ни одного обвинительного приговора суда в отношении российских военных, которые организовывали и осуществляли спецоперацию по вооруженному захвату полуострова. В большинстве случаев дело не дошло даже до подготовительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дел по существу. Попробуем разобраться, что тормозит этот процесс на примере дел трех высокопоставленных российских военных, заседание в которых происходили на этой неделе.

1 апреля 2014 на станцию Остряково в Крыму прибыли десятки российских танков. Процесс переброски бронетехники на окупованный полуостров лично и публично контролировал заместитель министра обороны России Дмитрий Булгаков. Еще месяц назад, в марте, он делал это же скрыто. В апреле все маски были сняты.

В Украине Булгаков обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных тремя статьями Уголовного кодекса. По статье  110 УК ему инкриминируется ему соучастие в умышленных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и государственной границы Украины. По статье 111 — подстрекательство к совершению государственной измены военнослужащих Вооруженных сил Украины в Крыму. Булгакова обвиняют также по ст.437  УКУ — за пособничество в введении агрессивной войны против Украины по предварительному сговору группы лиц.

Дмитрий Булгаков, заместитель министра обороны России

Специальное досудебное расследование по делу Булгакова уже завершено, и военная прокуратура, которая осуществляет процессуальное руководство в производствах военного руководства страны-агрессора, подает ходатайство о проведении специального судебного производства.

«Если суд выносит решение об осуществлении специального судебного производства, то мы сразу перейдем к исследованию доказательств и к допросу свидетелей. Будут дебаты и, соответственно, уже приговор», — пояснил прокурор Военной прокуратуры Центрального региона Украины Айдин Худиев.

Айдин Худиев, прокурор Военной прокуратуры Центрального региона Украины, фото: investigator.org.ua

Однако судья ходатайство не удовлетворяет, а подготовительное заседание вновь переносят. Причина — обвиняемый Булгаков не был надлежаще информирован. Для того, чтобы тот же Булгаков был уведомлен надлежащим образом, необходимо три раза опубликовать сообщение на сайте Судебной власти Украины.

Такую же процедуру наблюдаем и в заседании по делу другого заместителя министра обороны России Николая Панкова. В 2014 Панков, по данным обвинения, принимал участие в захвате украинских военных частей, путем подкупа и угроз подстрекал украинских командиров к государственной измене. Он также обвиняется в посягательстве на территориальную целостность Украины и пособничестве ведению агрессивной войны против Украины. Со следствием не сотрудничает.

Николай Панков, заместитель министра обороны России

В Военной прокуратуре уверяют, что сделали все, чтобы обвиняемый был проинформирован о том, что против него расследуется уголовное дело. На служебный и домашний адреса Панкова были отправлены процессуальные документы и корреспонденция. Информацию также передали с помощью электронной связи и курьерской службы. Однако подготовительное заседание и в этом деле откладывается.

Этот же состав коллегии судей рассматривает дело Александра Федотенкова — заместителя главнокомандующего Военно-морского флота России, до 2013 года командовавшим Черноморским флотом РФ..

Александр Федотенков, заместитель главнокомандующего военно-морского флота России

Он вместе с Панковым и Булгаковым в феврале-марта 2014 находился на территории Крыма. По данным следствия, действуя по предварительному сговору с другими руководителями Вооруженных сил России, захватывал территорию полуострова,  склонял путем угроз и подкупа украинских военнослужащих к государственной измене. По словам прокурора, сторона обвинения обладает достаточным объемом доказательств и показаниями свидетелей, чтобы доказать вину обвиняемого. Однако подготовительное заседание суда также  переносят. И об этом ходатайствует прокурор, ссылаясь на то, что обвиняемого необходимо проинформировать через сайт Судебной власти еще раз.

Позицию прокуратуры поддерживает и адвокат Федотенкова. Он настаивает — его подзащитный априори не может быть уведомлен о заседании суда, независимо от количества публикаций на сайте Судебной власти.

«Я также считаю, что суд не может быть начат, поскольку отсутствует обвиняемый. И сразу хочу сообщить суду о том, что заявление о том, что он был надлежащим образом уведомлен, не соответствует объективным данным, поскольку никакой связи с РФ и Крымом у нас нет. «Укрпочта» не принимает корреспонденцию на отправку, «Урядовый курьер» в России не выпускается, поэтому я не знаю, каким образом Федотенков был должным образом уведомлен», — говорит адвокат.

Фото: investigator.org.ua

Однако он несколько ошибается. Почтовая корреспонденция в Россию из Украины отправляется, более того — дипломатические отношения между странами не разорваны. Следовательно, на территории Украины продолжают работать посольство и четыре генконсульства РФ, куда также можно направить соответствующие уведомления для российских должностных лиц. Не говоря уже об электронных адресах Министерства обороны, где работают обвиняемые.

Однако есть еще одна возможность, которую почему-то игнорируют — сообщения по Минской конвенции, говорит Роман Мартыновский, эксперт Регионального центра прав человека.

«Это конвенция, регулирующая правовой помощи по уголовным и гражданским делам государств СНГ. Украина пока остается в СНГ, конвенция пока действует. Как это работает? Прокурор обращается в Министерство юстиции Украины для того, чтобы они обратились в Министерство юстиции РФ с целью сообщения этих лиц в установленном законом порядке. Это будет надлежащее извещение», — считает Мартыновский.

Если Россия будет уклоняться от выполнения своих обязанностей по Минской конвенции, тогда ответственность за то, что были нарушены гарантии справедливого разбирательства, будет нести не  Украина, а Российская Федерация.