«Херсонэлектротранс» и азбука коррупционера

Христина Боровкова, для Центру журналістських розслідувань

В октябре 2019 в ходе Международного экономического форума RE: THINK Invest in Ukraine в Мариуполе между Европейским банком реконструкции и развития и городским коммунальным предприятием «Херсонэлектротранс» был подписан договор о кредите на 10 млн евро для закупки 50 новых низкопольных троллейбусов, запчастей и оборудования для них и инвестиционный грант на 1,5 млн евро для модернизации и расширения контактной сети. Прошел год - и ЕБРР на своей платформе Client E-Procurement Portal объявил тендер на закупку троллейбусов и сопутствующего оборудования для Херсона.

Сам факт получения кредита «Херсонэлектротранса» можно считать чудом, потому что до последнего подписание договора было под вопросом - коммунальное предприятие дотационное и не вылезает из долгов. Но теперь тендер ЕБРР может хорошо подсветить коррупционную составляющую закупок херсонских троллейбусников в 2019 году. На примере «Херсонэлектротранса» можно увидеть, как вымываются средства из коммунальных предприятий украинских городов и как неуклюжа их экономика.

Списані тролейбуси МКП "Херсонелектротранс" Фото: most.ks.ua

Нашему человеку еще трудно осознать, что ничего бесплатного не бывает. Все якобы бесплатное или льготное оплачивают налогоплательщики. Херсонцы могут не догадываться, но именно они выплачивают значительную компенсацию ГКП «Херсонэлектротранс» (ХЭТ) за льготников — пассажиров, которые не платят за свой проезд в городском транспорте. Как и о том, что доход предприятия, которое постоянно демонстрирует убытки и налоговые долги, в 2019 году на 70% состоял именно из этой компенсации. За проезд условных  23 миллионов пассажиров-пенсионеров, активно пользующихся общественным транспортом, компенсация в прошлом году составила 57 млн гривен. Это в городе, где живет всего 300 тыс. человек и где активно ездят маршрутки. 

Все ради компенсации 

Как начисляется компенсация ХЭТ за перевозку льготников?

В апреле 2016 президент Петр Порошенко наложил вето на распределение субвенции на льготный проезд в общественном транспорте из государственного бюджета и сделал местные бюджеты ответственными за компенсацию проезда льготников.  

Для начисления компенсации перевозчику устанавливается коэффициент, показывающий соотношение количества пассажиров, которые платят за проезд, и которые имеют право не покупать билеты — пенсионеры и граждане ряда льготных категорий. 

В разные годы в Херсоне действовали различные коэффициенты льготников: в октябре 2014 г. коэффициент равен 4,74, в 2016 г. — 4,6, в 2018 г. — 4,15.

Троллейбус КП «Херсонэлектротранс» Фото: most.ks.ua

То есть, на одного пассажира, который заплатил за проезд, городской бюджет должен выплатить «Херсонэлектротранса» компенсацию более чем за четыре льготников, вероятно воспользовались транспортом. 

Коэффициент льготников рассчитывается на основании данных Управления социальной политики Херсонского горсовета, а сумма компенсации — на основании коэффициента и данных о количестве пассажиров, которые платили за проезд, предоставляемые перевозчиком, в данном случае — «Херсонэлектротрансом», основываясь на выручке. (Достоверность данных о реальном количестве перевезенных пассажиров — отдельная проблема, ее в некоторых местах решают, среди прочего, введением электронных карточек, которыми льготники «чекинят» использование услуги вместо билета). И, несомненно, важная составляющая в сумме компенсации — цена проезда, которая постоянно растет. 

В 2016 году такая компенсация перевозок льготников ХЭТ составила 12,8 млн грн при цене троллейбусного билета в 1,25 грн. Тогда глава транспортной комиссии Херсонского городского совета Егор Устинов в интервью изданию «Херсонские вести» критиковал целесообразность таких выплат из городского бюджета: «половину января троллейбусы не ходили, это видно даже по расходам на электроэнергию, а компенсировали мы им тот же миллион, что и в феврале».

Мер Херсона В.Миколаенко и директор КП «Херсонэлектротранс» Е.Устинов Фото: favoritekherson.co

Осенью того же 2016 года Егор Устинов возглавил «Херсонэлектротранс», и его показатели начали расти, что вовсе не означает улучшения его состояния. Исполнительный комитет Херсонского горсовета (в состав Исполкома входит, кстати, и отец Егора Устинова, директор рынка «Днепровский» Александр Устинов), решением №39 от 31 января 2017 года поднял цену на проезд в городском транспорте вдвое — с 1,25 до 2,5 грн. Это было мотивировано «увеличением размера минимальной заработной платы, ростом стоимости электроэнергии и других материальных ресурсов, а также для обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия». При этом ХЭТ все равно закончил 2017 год с убытком в 3 млн грн (здесь и далее — по данным финансовых отчетов КП на его официальном сайте).  

С ростом цены на проезд выросла и компенсация, которую бюджет выплачивает ХЭТ за перевозку льготных пассажиров. С 12,8 млн в 2016 году она увеличилась до 37 млн в 2017 году — практически в три раза при собственном доходе предприятия в 9,2 млн грн и 19 млн льготных пассажиров.

В 2018 году компенсация составила уже 47,4 млн грн. При этом доход от продажи билетов составил 14 млн грн, а количество льготных пассажиров выросло до 24 млн! За 2 года — с 2016 по 2018 количество троллейбусов увеличилась всего на 16%, а компенсация выросла — в 3,7 раза.

Депо КП «Херсонэлектротранс»                    Фото: КП «Херсонэлектротранс»

В октябре 2019 года Исполнительный комитет принял решение о снижении коэффициента компенсации с 4,15 до 3. Однако бюджет от этого не выиграл, а ХЭТ — ничего не потерял, потому что компенсация за льготный проезд увеличилась: в 2019 она составляла уже 57, 4 млн, а доход от продажи билетов — 17,7 млн грн при 28,4 млн пассажиров-льготников. «Херсонэлектротранс», кстати, отчитался также о росте количества перевезенных пассажиров — при том, что среднее количество троллейбусов, выходящих на маршруты, выросла всего на три машины.

Программа «развития расходов»

Но херсонские налогоплательщики финансируют не только пассажиров-льготников. Причем, не только те, кто пользуются электротранспортом, а все — и те, кто ходит пешком, и кто ездит на собственном авто или экологичном велосипеде. С их налогов также предоставляется целевая помощь ХЭТ на… да практически на все! В декабря 2017 года городской совет принял Программу развития электротранспорта в городе Херсон на 2018-2032 годы, в которую уже много раз вносили изменения. В августе 2020 горсовет внес изменения в Программу и изложил Приложения 1 и 5 в новой редакции, мы публикуем ниже. 

В таблице Приложения 1 можем увидеть динамику роста расходов из городского бюджета на мероприятия по развитию городского электротранспорта: 2018 — 39,2 млн гривен, 2019 — 30,3 млн, 2020 — рекордные 91,7 млн гривен! Средства предприятия, привлеченные на мероприятия Программы, при этом составляли всего 6, 9 и 15 млн гривен соответственно.

s2472-2020

 

Приложение 5 называется «Мероприятия по обеспечению безубыточного финансирования городского электротранспорта», и, по сути, представляет собой перечень долговых обязательств «Херсонэлектротранса», которые депутаты покрывают средствами налогоплательщиков. 

В 2018 году из городского бюджета были предусмотрены 2 млн 644 тыс. гривен на погашение долга ХЭТ с единого социального взноса (штрафы, пеня).

В нынешнем году «целевой финансовой поддержкой» погашается налоговый долг по НДФЛ (4,17 млн) и предоставляется поддержка на 68 млн 368 тыс. гривен. Эти средства налогоплательщиков предусмотренные на оплату электроэнергии (19,262 млн) и на заработную плату с начислением (47,88 млн). Отметим, что ни в одном из этих расходов средства самого предприятия не вовлечены. Получается, что даже на зарплату себе не зарабатывают? При этом наш анализ выявил признаки раздувания расходов, которое также покрывается налогами херсонцев.

Как можно вывести деньги из убыточного КП?

Кроме огромной компенсации за счет херсонцев, основным механизмом возможного выводом средств из коммунального предприятия является раздувание расходов при закупках.

Троллейбус КП «Херсонэлектротранс» Фото: most.ks.ua

Шин много не бывает. В финансовом отчете КП за 2017 год указано, что «21,6% приобретенных шин в количестве 122 ед. на сумму 495,15 тыс. грн не используется и хранится на складе». Несмотря на этот запас в последующие два года «Херсонэлектротранс» закупает еще 366 шин на общую сумму в почти 2,2 млн гривен. При этом 75% стоимости закупленных шин оплатил бюджет города, а не ХЭТ. 

Два тендера на одно и то же. В 2019 году ХЭТ с разницей в два дня объявил два тендера на один и тот же предмет закупки — электрическую энергию, с одинаковой суммой в 3,3 млн гривен. По одному из тендеров был подписан договор, второй — отменили, однако оба тендера остались стоять в плане закупок «Херсонэлектротранс». На это странное обстоятельство обратила внимание ГО «Трансперенси Интернешнл Украина», которая следит за прозрачностью закупок, и обратилась к предприятию с просьбой разъяснить ситуацию. Прошел год, а ответ от ХЭТ так и не поступил, сообщили в TИ Украина. 

Два старых, но золотых троллейбуса. До назначения руководителем «Херсонэлектротранса» Егор Устинов в упоминавшемся уже интервью ссылался на опыт коллег из западной Украины относительно значительного обновления парка городского электротранспорта.

Троллейбус Skoda 14Tr в депо КП «Херсонэлектротранс»           Фото: Ігор Кириченко

«Стоимость одного троллейбуса, который они покупают — чешской «Шкоды», бывшей в употреблении, составляет около 180 тыс гривен. Скажите, неужели мы не можем найти в бюджете города 2 млн гривен для того, чтобы купить 10 новых троллейбусов? Почему они это смогли сделать, а мы за последние 4 года более 5 млн направили на погашение задолженности по «Херсонэлектротранс», но при этом не нашли 200 тыс., чтобы купить полноценный нормальный троллейбус?», — эмоционально спрашивал журналиста Устинов. 

Херсонские депутаты нашли больше 200 тыс.! И уже при руководителе Устинове «Херсонэлектротранс» приобрел две бывшие в употреблении Skoda 14Tr за 1 млн 956 тыс. гривен. 

Таковы данные торгов на Prozorro. Такая же сумма прописана и в договоре между ХЭТ и победителем торгов — ООО «Торговый Дом» ЛИТАН «(кстати, единственным участником открытых торгов). 

Однако в отчете о движении денежных средств за 8 месяцев 2019 года, копия которого есть в распоряжении автора, указано, что городской бюджет заплатил за две Skoda 6 млн 328 тыс. гривен,а коммунальное предприятие — еще 1,35 млн. 

Так сколько же херсонцы самом деле заплатили за два старых троллейбусы 19,5 млн, 6,3 млн или все 7,7 млн гривен? 

Кто контролирует ХЭТ и его долги? 

Не меньше путаницы и со старыми и новыми долгами коммунального предприятия, поскольку в разных источниках приводятся разные данные о долге в размере 7,1 или 4,2 млн.

Троллейбус — памятник КП «Херсонэлектротранс»         Фото: favoritekherson.co

По результатам одной и той же проверки от 27.03.2017 № 66 / 21-22-14-01 налоговая задолженность в постановлении суда долг указанный в сумме 4,2 млн, а в отчете ХЕТ по 2018 он равен 7,1 млн. Разница, как видим — в 2,9 млн! 

Этот долг был уплачен херсонцами (2,6 млн) «благодаря поддержке городского головы и большей части депутатского корпуса» и самим ХЭТ (0,3 млн. Но это не точно — так в документах горсовета такой информации нет). 

Установить достоверные долговые показатели КП  автору пока не удалось. На запрос с просьбой уточнить налоговую задолженность «Херсонэлектротранса» за 2017-2018 годы Главное управление налоговой службы по Херсонской области не предоставило ни одной конкретной цифры.

В 2019 году перед заключением контракта на кредит ЕБРР на приобретение 50 троллейбусов «Херсонэлектротранс» вынужден был пройти аудит. Как сообщал автору советник мэра Херсона Артур Мадатян, ЕБРР оплатило услуги аудита компаниям Ernst & Young та «Нексия-ДК». Аудит EY обнаружил нигде ранее не фиксированные в открытых системах налоговые долги ХЭТ в размере 5,3 млн грн., и это только тело долга, пени и штрафы за несвоевременную неуплату набежали еще на 4,2 млн. Долг погасили традиционно — депутаты внесли изменения в упоминавшуюся программу развития электротранспорта.

Директор КП «Херсонэлектротранс»  Егор Устинов           Фото: most.ks.ua

Егор Устинов тогда говорил: «Это последний долг у предприятия. Его важно зафиксировать в контексте сотрудничества с ЕБРР о приобретении новых троллейбусов». 

Но на момент произнесения слов о «последнем долге» налоговый долг ХЭТ был равен 0,7 млн, а на момент заключения договора с ЕБРР в октябре 2019 года он уже вырос до 1,8 млн. гривен. Однако говорить о долгах Егор Устинов не пожелал — отказал автору в просьбе об интервью. 

Несмотря на щедрую поддержку от городского бюджета «Херсонэлектротранс» стабильно находится в долгах и демонстрирует убытки, что, однако, не приводит к смене руководства. 

Как пишет исследователь коррупции американский экономист Дарон Аджемоглу,  политика, которая кажется гражданам нелогичной, например, доведение предприятия до долгов, на самом деле является рациональной и проводится агентом с целью увеличения своих выгод, а не для улучшения социального благосостояния. Доведение предприятия до налоговых долгов (накопление долгов) имеет смысл в том, чтобы потом этот долг покрывался налогами херсонцев.

Вымывание средств из общего ресурса приводит к низкому качеству услуг, незаконному обогащению (которое не облагается налогами), растрате бюджетных денег, неэффективному использованию средств громады, нечестной конкуренции, падению конкурентоспособности. А также к тому досадному факту, что население платит трижды за услуги — при непосредственном пользовании, средствами из бюджета и недополученными благами, которые были изъяты из бюджета на компенсацию неэффективного и несправедливого управления.

Общие блага не будут распределяться справедливо, если тем, кто распоряжается ими для собственного обогащения, не будет противопоставлена сила, в интересах которой обеспечить эффективное их распределение. Эта сила — профессиональные независимые и неподкупные органы следствия и суда, профессиональные медиа, аудиторы, развитые общественные науки и главное — активное и заинтересованное в справедливом распределении общих благ местное гражданское общество.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine