
Владислав Марченко
OSINT-аналитик
Расследование ЦЖР «Бизнес & прикрытие. Как компании «чекистов» заякорились в портах и странах ЕС» о группе компаний «Ekohidrotechnika», которая работает в портах России и стран Балтии и имеет связь с отставными генералами российских спецслужб во главе с экс-заместителем директора ФСБ Виктором Комогоровым, получило продолжение в медиа Литвы и Латвии. Журналисты онлайн-издания 15min и телеканала TV3 присоединились к расследованию ЦЖР и дополнили его новыми фактами и документами, подтверждающими наши выводы и версии.
Мы же финализуем наш сериал о международной сети ФСБшного бизнеса раскрытием еще одной группы компаний — GDP Group, в которой нашлись еще две семьи, которые многие годы служат партнерами «чекистов», несколько «спящих» проектов и новые иллюстрации того, как спецслужбы РФ беспрепятственно действуют в странах Европы.
Кровавая захватническая война России против Украины в разгаре. Мир в опасении новой агрессии России – против стран Балтии. В одном из балтийских портов в это время работают на дноуглублении земснаряды компании, связанной с бизнесом генерала ФСБ в отставке, который возглавлял печально известную 5-ю службу, которая действовала в странах бывшего СССР.
Нет, это не фабула сценария новой версии формата «Оккупированные». Это реалии наших дней. Центр журналистских расследований исследовал историю сетей компаний EHT Group, основанных в десятке стран мира, и GDP Group со штаб-квартирой в Москве, и обращает внимание спецслужб и правительств на потенциальные риски для безопасности.
О подразделении украинских военнопленных, которому россияне дали имя Максима Кривоноса, полковника Войска Запорожского времен Хмельницкой области, уже рассказывали наши коллеги из «Белсат» и Суспільного. А между этими публикациями ключевых фигурантов сдеанонил админ канала «Osint простыми словами», который даже проводил стримы, обучая идентификации лиц на примере «кривоносцев». Самый большой (но все еще неполный) их перечень уже и на «Миротворці».
Центр журналистских расследований, который в то же время производил «распаковку» этого незаконного вооруженного формирования (НЗФ), поставил ее на паузу из-за нехватки финансирования, а сейчас вернулся, чтобы подсветить эту историю с другого, ранее неизвестного ракурса. Мы нашли финансиста, куратора-вдохновителя и исполнителей военного преступления, которым, безусловно, является использование военнопленных для ведения войны против Украины. Степень вины каждого пленника, который добровольно или по принуждению задействован в этом проекте спецслужб РФ, как и обстоятельства их попадания в плен, должен определить украинский суд. (Видеоверсия расследования – по ссылке).
Российская пропаганда с первых месяцев войны пытается убедить, что пленные украинские военные массово переходят воевать на стороне России. Прием пропаганды, можно сказать, классический, а желание у россиян историческое – чтобы украинцы убивали друг друга в пользу Московии. Однако запущенный еще в 2022 году миф об участии в войне против Украины отдельного батальона, сформированного из бывших бойцов ВСУ, попавших в плен и перешедших на сторону России, до сих пор не стал реальностью.
При этом в составе незаконных вооруженных формирований России действительно воюют дезертиры из украинской армии и предатели-менты. Центр журналистских расследований идентифицировал коллаборантов, которых выдают за бойцов так называемого «батальона имени Богдана Хмельницкого», который существует как пропагандистский спецпроект.
Дмитрий Рогозин, экс-руководитель «Роскосмоса» и так называемый «сенатор» от оккупированной части Запорожской области формирует новое добровольческое подразделение роботизированных комплексов и систем, которое будет заниматься апробацией нового вооружения во фронтовых условиях. Несмотря на заявления, что в первые дни желающих набралось на целую бригаду, формирование отряда БАРС продолжается до сих пор. В октябре в него приняли недобитки добробатов — фигурантов расследований ЦЖР: бойцы «бригады «Царские волки», квази-ЧВК «Медведи», которая ранее привлекалась ГРУ к охране хунты в Буркина-Фасо, сети центров БпЛА «Архангел» и отдельных «вагнеровцев».
Название фонда «Наша правда» заимствовано из заголовка истерической статьи Дмитрия Медведева «Наши люди, наша земля, наша правда», вышедшей в конце 2022 года с набором кондовых кремлевских нарративов по оправданию агрессии против Украины. Но не только название объединяет фонд «Наша правда» с бывшим президентом и премьер-министром, а теперь – заместителем председателя Совета безопасности РФ. Это совместный проект двух других фондов, на которые еще с начала нулевых была зарегистрирована тайная элитная недвижимость коррумпанта Медведева и через которые ему заказывали за рубежом брендовую одежду и обувь. Теперь же придворные фонды спонсируют агрессию против Украины и обеспечивают пиар на помощи «СВО» партии власти «Единая Россия», которую возглавляет тот же Дмитрий Медведев. Но деньги, конечно же, не его личные — это своего рода общак из отмытых украденных денег госкорпораций и откатов крупного бизнеса. Центр журналистских расследований назовет компании и имена людей, которые администрируют этот общак и делают для Медведева и «Единой России» грязную работу в войне против Украины.
В первую неделю полномасштабного вторжения РФ в Украину издание «Цензор.нет» опубликовало предоставленный «кибервойсками» перечень сотрудников 9-го управления Департамента оперативной информации (ДОИ) 5-й службы ФСБ, «информационно сопровождающих нападение России на Украину и отвечающих за сеть диверсантов».
Под номером 17 в списке значится Андрей Александрович Шкрабо, который, как указывалось, «курирует работу гуманитарной подгруппы Трехсторонней контактной группы и напрямую контактирует с украинским политиком Виктором Медведчуком».
Центр журналистских расследований решил больше узнать о деятельности куратора Медведчука из ФСБ до и после начала большой войны РФ против Украины. Можем уверенно сказать, что до этой публикации его полное имя, синхронизированное с изображением, никогда не обнародовалось.
22 августа 2024 года в российском госреестре появилось ООО «Архангел» с юридическим адресом в оккупированном Геническе и основным видом деятельности производство авиационных систем. Учредителем указана Валерия Валинкевич – певица из Краснодара и выпускница школы операторов дронов сети «Архангел», расположенной в Мелитополе.
В июне крымские преспешники России в очередной раз под видом так называемой «национализации» ограбили имущество украинцев. Среди самых дорогих активов — четырехзвездный Парк-отель «Порто Маре» в Алуште. Это могла быть очередная история о военном преступлении России, однако в ней есть и другая сторона — коллаборационная деятельность украинцев, на которых зарегистрирован «Порто маре» в российской юрисдикции. Они публично заявляют о поддержке «СВО», оказывают российской армии финансовую и материальную помощь, а реальные владельцы бизнеса — члены семьи братьев Вадима Вайспапира и Михаила Евстратова — отказываются давать этим действиям оценку. (Видеоверсия расследования здесь).
Первая бригада беспилотной авиации под названием «ГРОМ «Каскад» сформирована в российской оккупационной армии в октябре 2023 года и подчинена Военно-космическим силам ВС РФ. Инициатором создания был Дмитрий Саблин, депутат Государственной думы, который в первый год вторжения добровольно мобилизовался и якобы командует бригадой. В состав «ГРОМ «Каскад», по последним данным Саблина, входят 54 расчета БпЛА, воюющих по всему фронту, имея на вооружении не менее 10 видов разведывательных и ударных беспилотников, включая «ланцеты», zala, «орланы», «суперкамы». «Каскад» просто кишит депутатами и чиновниками всех уровней, из-за чего его называют «придворным». При этом количество поражений техники ВСУ обсчитывают в несколько тысяч единиц. Центр журналистских расследований идентифицировал командиров подразделений бригады, а также волонтеров из молодежек «Боевого братства» и «Единой России», которые принимали участие в депортации мариупольцев в РФ, а затем пошли служить в «Каскад». Также ЦЖР искал и верифицировал информацию об участках фронта, где воевали «каскадовцы», и результаты их «работы», среди которых и наведение ударов на гражданские объекты.









