Севастополь на сухом пайке

Расследования
Прокладка водовода в город Балаклава под Севастополем летом 2025 года. Фото: тг-канал Михаила Развожаева

Как милитаризация, аварии и коррупционные контракты оставляют Севастополь с постоянными перебоями в водоснабжении. Перенаселенный колонизаторами-россиянами город живет теперь по графику аварий на водопроводах.

Украинцам нетрудно представить такую ​​картину: вы просыпаетесь утром, идете в ванную, открываете кран – и ничего не происходит. Ни капли. Тишина в трубах может длиться и несколько дней, а то и недель – пока энергетики не ликвидируют последствия российских атак ракетами, авиабомбами и «шахедами». Но для жителей Севастополя, в котором ВСУ не уничтожает объекты гражданской инфраструктуры, перебои с водоснабжением, а то и продолжительное безводье, стали привычной частью повседневной жизни в оккупации.

Наш анализ официальных сообщений предприятия «Водоканал Севастополя» за ноябрь и декабрь 2025 года показывает: внезапные отключения воды — это уже не форс-мажор, а постоянный режим существования городской инфраструктуры. Поток ежедневных сведений об аварийных работах рисует картину системного кризиса, затрагивающего все районы города и его окрестностей.

355 порывов за два месяца: вода как роскошь

Всего за последние два месяца 2025 года в Севастополе было зафиксировано 355 аварий на водопроводных сетях. Почти не было ни одного дня, когда «Водоканал» не сообщал о новых порывах труб и связанных с ними отключениях. Воду чаще всего отключают на 5-6 часов. Чтобы скрыть долговременные отключения, сообщения о них разбивают на несколько последовательных объявлений.

В среднем каждый день речь шла о пяти-шести аварийных остановках водоснабжения на отдельных улицах или в жилых массивах. Такая статистика свидетельствует не об отдельных технических сбоях, а о глубокой деградации всей системы.

Гарячи точки отключений воды в Севастополе. Инфографика: investigator.org.ua

География аварий охватывает практически весь Севастополь. В декабре 2025 года произошел настоящий каскад поломок. 5 декабря было зафиксировано сразу три масштабных аварии, а уже на следующий день еще две. Подобные ситуации, когда без воды оставались десятки улиц, повторялись 11, 16, 18, 27 и 28 декабря.

Особенно показательно стало аварийное отключение 22 декабря 2025 года. «Водоканал Севастополя» в своей сводке отметил, что вода отсутствовала на 66 улицах Севастополя, в Балаклаве и Инкермане, в поселках Первомайское и Октябрьское, а также в семи садовых товариществах и двух гаражных кооперативах. Фактически речь шла о водном коллапсе в масштабах значительной части города.

Перенаселенная военная база

Такая частота и масштабы аварий свидетельствуют о глубоких системных проблемах. В сводках «Водоканала» обычно не раскрываются технические причины каждого инцидента, однако характер и повторяемость отключений позволяют очертить ключевые факторы.

Первый из них — критический износ сетей водоснабжения. Инфраструктура, построенная десятки лет назад, очевидно, достигла предела своего эксплуатационного ресурса. Локальные аварийные ремонты больше не спасают ситуацию, ведь изношен сам материал труб.

Второй фактор – почти полное отсутствие планово-предупредительных ремонтов. Система работает в режиме постоянного реагирования на аварии, а не их предотвращения.

Третий фактор – стремительный рост нагрузки на устаревшую инфраструктуру. По данным украинской статистики, на январь-март 2014 года, то есть за два месяца до оккупации, в Севастополе проживало 385 998 человек.

Уже первая российская «перепись населения», проведенная через восемь месяцев после начала оккупации, зафиксировала увеличение численности населения Севастополя примерно на 10 тысяч человек. Это при том, что в первые полгода оккупации произошел многотысячный отток украинского населения, прежде всего, военных ВМСУ и их семей, работников государственных органов и предприятий, молодежи, желавшей учиться в украинских и европейских вузах.

В дальнейшем город стал расти беспрецедентными темпами за счет внешней миграции. По данным издания BlackSeaNews, около 80% новых жителей прибыли из разных регионов России. В основном это военные и федеральные чиновники. Ежегодно население Севастополя росло на десятки тысяч человек темпами, которые в 14–15 раз превышали средние показатели других регионов Крыма.

Рост населения Севастополя с момента оккупации Россией города в 2014 году. Инфографика: investigator.org.ua

По информации с базы данных CEIC Data, в 2023 году численность населения города достигла 561 374 человек. Таким образом, менее чем за десять лет Севастополь увеличился почти на 200 тысяч жителей. И это без учета «транзитеров» – военных ВС РФ, которые определенное время находятся в Севастополе до/после участия в вооруженной агрессии против Украины: проходят подготовку в учебных центрах и полигонах Черноморского флота и ГРУ, лечатся в военных госпиталях или проходят реабилитацию в санаториях Севастопольской зоны и ЮБК, а также орды «командировочных» из федеральных и региональных органов власти и российского бизнеса, который «сел» на экспроприированные украинские активы.

Не забываем и о десятках тысяч туристов и курортников, которые, несмотря на войну, ездят в Севастополь, а также покупателей «второго жилья» в многочисленных новостройках, которым они пользуются для отдыха. Для города с ограниченными водными ресурсами и изношенными сетями все они создали нагрузку критического уровня.

Новые кварталы на старых трубах

В сводках «Водоканала» регулярно фигурируют новые микрорайоны, садовые товарищества и объединения собственников недвижимости, уоторые фактически давно превратились в полноценные жилые массивы. Также часто упоминаются районы активной застройки – проспект Античный, улица Военных строителей, Максимова дача.

Подключение новых потребителей к старым изношенным сетям резко увеличивает гидравлическую нагрузку и провоцирует порывы в самых слабых местах системы, которые никогда не рассчитывались на такой объем потребления. Ярким примером этого является проспект Генерала Острякова, активно застроенный за последнее десятилетие – 14 аварийных отключений за два месяца.

В квартале новостроек на проспекте Античный на западном берегу бухты Круглая, как утверждает оккупационный «губернатор» Михаил Развожаев, подрядчик завершил перестройку сетей водоотведения. Однако за последние два месяца 2025 года на Античном проспекте произошло девять аварий водоснабжения.

На проспекте Античный, где якобы обновили сети водоотведения, за два месяца произошло девять аварий. 2025 год. Фото: тг-канал Михаила Развожаева

Когда ситуация становится критической, а ремонт затягивается, «Водоканал Севастополя» организует подвоз воды автоцистернами. В объявлениях регулярно появляются адреса, куда должна прибыть машина с водой. Так называемые водовозки стали обычным элементом городского пейзажа.

Чаще всего их можно увидеть именно на проспекте Генерала Острякова – одном из лидеров по количеству аварийных отключений. Для обитателей многоэтажек это означает быт, достойный прошлого века: ведра в руки и пешком на 10-12 этаж. И так несколько раз в день.

Автоцистерна с водой по улице Севастополя. Фото: тг-канал Михаила Развожаева

В ноябре 2025 года оккупационные власти Севастополя решили провести капитальный ремонт водопровода хотя бы для трех домов на проспекте Генерала Острякова. Генподрядчик проекта – ООО «Севастопольавтодор-22» (сокращенное название «САД-22», учредитель скрыт), сумма контракта – за 900 млн рублей (подробнее об этом проекте – чуть позже). Последствия работ по прокладке магистрального водовода оказались противоположными ожидаемым. Как писало местное пропагандистское издание «Форпост», после начала прокладки новой трубы в подъездах появились трещины, а из-под деформированного тротуара начала вытекать глинистая смесь.

Яма-ловушка возле одного из домов на проспекте Острякова Севастополя, вырытая для остановки просачивания глины через поврежденный во время прокладки водопровода асфальт. Фото: Дмитрий Ларин / ForPost

Жители обращались ко всем возможным оккупационным инстанциям, где им обещали, что подрядчик все восстановит за свой счет. В начале декабря поток глины удалось остановить оригинальным способом: вырыли возле одного из домов яму и глина перестала просачиваться сквозь асфальт. Но что делать с трещинами в домах – чиновники еще думают.

Кача, Полюшко и села, непригодные для жизни

Не лучше ситуация и в населенных пунктах, входящих в административные границы города Севастополя. Среди лидеров по количеству аварийных отключений — поселок Кача, где базируется 318-й отдельный смешанный авиационный полк морской авиации Черноморского флота РФ, и давно существует большое количество садовых товариществ.

Еще до 2014 года численность населения Качи существенно росла в летний период из-за застройки прибрежной зоны. После оккупации произошла новая волна милитаризации. По данным Федеральной службы статистики РФ, население поселка превышает шесть тысяч человек, в то время как до оккупации здесь проживало около четырех тысяч.

К «муниципалитету» Качи относится и так называемый совхоз имени Полины Осипенко (поселок Полюшко). Его население после аннексии Крыма сократилось почти вдвое и сейчас составляет немногим более тысячи человек. Судя по частоте аварийных отключений, потребности этого населенного пункта мало интересуют оккупационные власти, поэтому он стал малопригодным для жизни.

Похожая ситуация наблюдается в селах Андреевка, Сахарная Головка, Родниковое, Хмельницкое. В перечне проблемных населенных пунктов отсутствует только село Гончарное — там водовода нет вообще, есть лишь многолетние обещания его построить.

По мнению доцента Севастопольского филиала МГУ Виталия Лысенко, проблемы с водоснабжением в Севастополе носят циклический характер – периоды относительного многоводия сменяются острым дефицитом воды, как это было в 2014 году. Тогда из-за проблем с водой в городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации, а очередной острый период, по словам Виталия Лысенко, уже на подходе.

Миллиарды без результата: имитация улучшений

Нельзя сказать, что «Водоканал Севастополя» вообще ничего не делает для исправления ситуации. К примеру, проводит тендеры: в 2025 году предприятие провело закупки на общую сумму почти в 400 млн рублей. Однако вопрос в другом: работают ли эти затраты на реальное улучшение водоснабжения?

Показателен пример Чернореченского водохранилища — главного водного объекта города. В 2018 году «Водоканал Севастополя» заключил контракт с севастопольским ООО «Содружество» на установку ограждения по периметру водохранилища стоимостью более 37 млн ​​рублей. Уже через год договор расторгли, заплатив 26,5 млн рублей, а компания впоследствии была ликвидирована.

В 2025 году оккупационная прокуратура Севастополя выдвинула претензии не к подрядчику, а к самому «Водоканалу» из-за несоответствия объекта требованиям антитеррористической защиты (!). Таким образом, предприятие вновь объявило закупку на установку главного и дополнительного охранного забора по периметру Чернореченского водохранилища на более чем 30 млн рублей.

А главное: все эти миллионы на ограждение никак не улучшают состояние самого водохранилища, которое с каждым годом мелеет. Кольца, служащие маркером заполненности водоема, давно появились над поверхностью воды.

Кольца на Чернореченском водохранилище показывают его значительное обмеление в 2025 году. Фото: Instagram/crimea24new

Кроме водоканала закупки на строительство/ремонт водных объектов проводит «Единая дирекция капитального строительства» оккупационного правительства Севастополя.

В октябре 2024 года между этим казенным предприятием и ООО «Севастопольавтодор-22» из Краснодара был заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции водовода протяженностью 8,72 км в районе Камышовой бухты сметой почти в миллиард рублей. Подрядчик был определен без конкурса, а на основании распоряжения «губернатора» Севастополя как единственный исполнитель работ и получил аванс в размере 232,5 млн рублей.

Чиновники оккупационного правительства закрыли глаза на то, что ООО «Севастопольавтодор-22» было зарегистрировано менее чем за месяц до подписания контракта и не имело никакого опыта выполнения аналогичных работ. Российский «Арбитражный суд Севастополя» признал контракт недействительным с момента заключения из-за нарушения законодательства о государственных закупках и посягательство на публичные интересы. Компанию «Севастопольавтодор-22» обязали вернуть 232,5 млн рублей аванса и уплатить более 818 тыс. рублей государственной пошлины, но решение еще не вступило в силу и, вероятно, будет обжаловано. Вот так и водовод не построили, и деньги потратили.

Вот еще одна история. 18 декабря 2025 года все та же дирекция капстроительства подписала контракт на реконструкцию 3-го водопроводного гидроузла (ВУ-3), который должен обеспечивать водоснабжение жителей северной части Севастополя.

Кроме реконструкции ВУ-3 проектом предусмотрено строительство новых объектов в Балаклаве и Инкермане. Однако в ближайшие три года АО «Группа компаний «ЕКС», с юрадрессом в Ярославле, головным офисом в Москве и скрытыми бенефициарами, должно будет создать только проектную документацию за 834,5 млн рублей. В карточке договора прописана и приблизительная стоимость строительно-монтажных работ: 19 млрд. 371 млн. рублей. Но это уже предмет следующих контрактов. То, что модернизацию планируют проводить за внебюджетные средства — за счет инвестиций в рамках соглашения о намерениях по инвестициям строительно-монтажных работ, уменьшает вероятность ее выполнения в разы.

Этот материал подготовлен при финансовой помощи Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью ОО «Информационный пресс-центр» и ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве отражающего позицию Европейского Союза.