ГП «Антонов» дорого закупает топливо у фирмы, которая продолжает работать в Крыму — «Схемы»

Новости
Самолет Ан-225 «Мрия» ГП «Антонов» Фото: Facebook ANTONOV Company

ГП «Антонов» систематически переплачивает за заправку своих самолетов, перевозящих грузы на заказ по всему миру. Госкомпания выбирает для этого посреднические фирмы, отклоняя или игнорируя имеющиеся дешевые предложения. Одна из таких фирм, с которой участилось сотрудничество стратегического государственного предприятия, компания Jetex — продолжает работать в оккупированном Крыму, обслуживая перелеты из Симферополя.

Об этом говорится в расследовании программы «Схемы» (проект Радіо Свобода на телеканале UA: Перший).

Журналисты выяснили, что обслуживая свои грузовые самолеты при выполнении международных перевозок, авиатранспортное подразделение «Антонова» стало чаще обращаться к услугам частных хендлинговых компаний Click Aviation Network и Cargo Air Chartering, а впоследствии и Jetex, а их ценовые предложения по сравнению с другими были выше.

15 января 2021 года самолет ГП «Антонов» заправился в аэропорту американского города Бангор горючим на общую сумму 77 тыс. долларов. Поставщиком была компания Click Aviation Network. За более чем сто тонн горючего государственное предприятие заплатило около 77 тыс. долларов. (758 долларов за тонну). В то же время в предложении от компании Irving Oil Limited, которая тогда же предложила свои услуги «Антонову», стоимость тонны горючего составляла 611 долларов. Таким образом, только на одной такой заправке предприятие потеряло около 15 тыс. долларов.

В марте 2021 года самолет «Авиалиний Антонова» заправился горючим в аэропорту города Шатору во Франции через компанию Cargo Air Chartering объемом 43 тонны, заплатив за это более 1000 долларов за тонну. В письме предложения в адрес «Антонова» из самого аэропорта Шатору расценки на топливо того же месяца составляли 698 долларов за тонну. Таким образом, потери государственного предприятия только на этой закупке составили более 13 тыс. долларов.

В конце июля 2021 года самолет «Антонова» осуществлял длительный перелет из Орландо (США) в Киев и должен был для этого заправиться горючим объемом 143 тонны. Для этого выбрали компанию Jetex. Согласно счету, стоимость горючего для «Антонова» составила 1120 долларов за тонну на общую сумму более 150 тыс. долларов.

В то же время стоимость горючего от хэндлинговой компании AEG FUELS, от которой Авиалинии часто получают топливо, в тот же месяца в этом же аэропорту составляла 743,4 долларов за тонну. Если бы «Антонов» закупил топливо напрямую у AEG FUELS, государственное предприятие могло бы сэкономить более 40 тыс. долларов или 1 млн гривен.

Журналисты выяснили, что Jetex предоставляет услуги по обслуживанию самолетов в аэропорту Симферополя в оккупированном Крыму.

По словам юриста по авиационному права Андрея Гука, работа компании Jetex в Крыму может стать основанием для применения против нее украинских санкций. «Работа этой компании в Крыму является причиной, чтобы рассмотреть вопрос о применении санкций в отношении нее, в первую очередь, Украины, и в Украине она работать не будет», — сказал он.

На систематичность избрания дорогих предложений обратили внимание и в государственном концерне «Укроборонпром», который структурно принадлежит ГП «Антонов».

Концерн обнаружил ряд нарушений, в частности признаки манипуляций при проведении закупок горючего — «неустановленные лица» удаляли дешевые предложения, в результате чего и побеждали те, что дороже — от Click и Cargo Air. Концерн также установил, что в отдельных случаях Click был признан победителем, хотя его не было среди участников тендера, или эту компанию выбирали вообще без проведения тендера.

В «Укроборонпроме» также пришли к выводу, что такие действия руководства АТП ГП «Антонов» могут свидетельствовать о лоббировании интересов компаний Click и Cargo Air.

Комиссия ГП «Антонов», цель которой было подтвердить или опровергнуть изложенные факты нарушений, не смогла провести проверку и установить все обстоятельства из-за того, что директор АТП ГП «Антонов» Михаил Харченко не предоставил ей запрашиваемые документы. Поэтому «Укроборонпром» обратился с заявлением в Офис генерального прокурора. Об этом «Схемам» сообщил заместитель руководителя ГК «Укроборонпром» Роман Забарчук.

В Офисе генерального прокурора «Схемам» сообщили, что в ответ на обращение 24 сентября открыли уголовное производство по статье о «присвоении и растрате имущества в особо крупных размерах».

«Схемы» обратились за комментарием к компании Click, которая сообщила, что все сотрудничество с ГП «Антонов» «происходит исключительно на основе здоровой конкуренции».

«Схемы» попросили директора авиатранспортного подразделения ГП «Антонов» Михаила Харченко прокомментировать сотрудничество государственных авиалиний с компаниями Click и Cargo Air.

Директор АТП ГП «Антонов» Михаил Харченко Фото RFE/RL

«Есть проблема, которой не понимают вот те люди, которые контролируют там и рассказывают, что вы неправильно что-то выбираете … есть только две-три компании, которые готовы обслуживать ГП «Антонов» в кредит. Да, она из этого какие комиссионные имеет, но это позволяет нам обеспечить работу», — сказал Харченко.

Факты вероятных невыгодных закупок, озвученные журналистами, он назвал «вырванными из контекста»: «Возьмите интегральные показатели. Во сколько выросла доходность за эти годы. Доход во сколько вырос? В два с половиной раза», — заявил Харченко.

Когда журналисты попросили Харченко прокомментировать проверку «Укроборонпрома», которая установила значительно больший масштаб возможных убытков, он решил прервать интервью.

Также директор АТП ГП «Антонов» заявил о том, что не знал о предоставлении услуг компанией Jetex по поддержке авиаперелетов в аэропорту Симферополя.