Зеленский ветировал закон о военных прокурорах, который правозащитники называли вредным и неконституционным — ZMINA

Новости
Президент Украины Владимир Зеленский Фото: president.gov.ua

Президент Украины Владимир Зеленский наложил вето на так называемый «закон о военных прокурорах».

Об этом свидетельствует карта документа на сайте Верховной Рады, пишет ZMINA.

Законопроект №7058 на рассмотрение парламента внес 16 февраля ряд депутатов, среди которых Владлен Неклюдов, Сергей Ионушас, Максим Павлюк, Мария Мезенцева, Евгения Кравчук и Елена Мошенец.

Восстанавливать полноценную деятельность военной прокуратуры в Украине не планировали, а планировали командировки военных на должности прокуроров. Они должны заниматься сразу тремя направлениями:

  • преступлениями, совершенными украинскими военнослужащими;
  • преступлениями, совершенными против украинских военнослужащих;
  • военными преступлениями, совершаемыми в условиях боевых действий.

В документе не объяснялось, как будет проходить подбор кандидатов, работа которых, в частности, с военными преступлениями требует специальных навыков фиксации нарушений в соответствии с международными стандартами.

Недостаточная квалификация в такой работе могла бы привести к тому, что собранные доказательства потом не принимали бы в судах.

1 апреля Верховная Рада приняла закон в целом, а за принятие документа выступала глава Офиса генерального прокурора Ирина Венедиктова. Она говорила, что “мы живем в военное время, а значит, и имеем по-военному”, а для “воскресения военной прокуратуры” имели не менее трех аргументов:

Во время войны прокуроры должны иметь полное и безоговорочное право быть на линии огня с целью поиска и сохранения доказательств агрессии против Украины – это раз. Два – военные прокуроры должны и будут поддерживать правопорядок в воинских частях. Три – военные прокуроры обеспечат соблюдение законных прав военнослужащих Украины”.

В то же время с ней не соглашались правозащитники и юристы, которые считали, что предложенный закон является не только необязательным, но и вредным для системы прокуратуры Украины.

Ряд его положений противоречил Конституции. К примеру, по замыслу авторов, утверждение соответствующих должностей прокуроров, замещаемых военнослужащими, должен осуществлять президент по представлению генерального прокурора. Однако это прямо противоречит части 2 статьи 131-1 Основного закона, в которой говорится: организация и порядок деятельности прокуратуры определяется законом.

“Без понимания четкой системы функционирования военных на должностях прокуроров, внутренней структуры, которая позволяет их работу в органах прокуратуры, широкие сферы деятельности, требующие четких профессиональных знаний узкой систематизации, и ряда коллизий между правовым статусом прокурора и военнослужащего предлагаемый закон только добавит проблем на практике , а не решит их”, – говорили эксперты из Украинской правовой консультативной группы.

Зеленский, реагируя на принятый закон, отметил, что он «не согласуется с концептуальными основами деятельности и функциями прокуратуры, определенными Конституцией Украины». Кроме этого, президент отметил разногласия заявленной авторами цели закона с его возможным действием:

“Целью закона, исходя из названия, является усовершенствование деятельности органов прокуратуры в условиях вооруженной агрессии против Украины. В то же время, приведенные положения закона, которыми предлагается дополнить законы «О прокуратуре» и «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях»… не содержат ссылок на то, что комплектование прокуратур военнослужащими будет осуществляться исключительно в условиях вооруженной агрессии против Украины, а значит, действие предлагаемых положений фактически будет постоянный характер”.

Система военной прокуратуры, которая действовала в Украине с 1993 года, впервые ликвидировали в 2012-м, а второе – в 2019 году. Тогда же Генеральную прокуратуру переименовали в Офис генерального прокурора и предоставили руководителю или руководителю этого ведомства по необходимости право создавать специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения ОГП, областных или окружных прокуратур.

  • Украина начинает собирать информацию о всех причастных к издевательствам над украинским народом на территориях, временно оккупированных российскими войсками.