«Дальше будет хуже». Жителей прибрежной Змиевки в Херсонской области убеждают выезжать из села

Юг
Зміївка. Фото: соцмережі

Более половины домов в селе Змиевка Бериславской громады Херсонской области уже не пригодны для проживания. Сейчас здесь из почти 2800 довоенных жителей остается чуть меньше ста. Преимущественно это люди пожилого возраста. Местные власти пытаются убедить их выехать из села на безопасную территорию. Здесь уверены: дальше будет только хуже.

Об этом корреспонденту Центра журналистских расследований рассказал Николай Куривчак, староста села Змиевка.

По его словам, российские оккупанты с левобережной Херсонщины продолжают уничтожать Змиевку, расположенную на правом берегу: интенсивные обстрелы продолжаются, не прекращается и атака вражеских дронов со взрывчаткой.

«Никогда не знаешь, когда они ударят – будет ли это утром или ночью. Просчитать это очень сложно. Если раньше это еще можно было сделать, то сейчас невозможно», — говорит Николай Куривчак.

Микола Куривчак. Фото: Олег Батурін

Николай Куривчак. Фото: Олег Батурин

Сейчас в Змиевке почти из 2800 довоенных жителей остается около 92-100. Недавно удалось увезти отсюда 6 человек. Почти одновременно с этим в село вернулись 3 человека. «Как вы здесь будете жить, если стреляют постоянно?» – спросил их староста. «Ну, нам так хочется», – услышал он в ответ.

С начала большой войны в Змиевке около 20 жителей были ранены и около 10 – убиты. И этот скорбный список продолжает пополняться новыми жертвами.

«В канун Пасхи одна женщина пострадала от российского беспилотника. Ее оперативно доставили к врачам, оказали помощь, прооперировали. Но к утру она умерла, потому что осколок был слишком близко к сердцу. А где-то за неделю до Пасхи россияне убили супругов пенсионеров. Возле церкви они ударили авиабомбой, их дом уничтожил. Женщина от ударной волны погибла сразу, а мужчина еще некоторое время имел признаки жизни и умер. Очень трудно в подобных ситуациях быстро вывезти человека и оказать ему медицинскую помощь, потому что после авиабомб идут дроновые атаки и россияне не смотрят ни на кого, бьют по всему подряд. Хоронить погибших в Змиевке сейчас тоже невозможно – делаем это в Новорайске, о чем мы договорились с местными властями», — говорит Николай Куривчак.

Подавляющее большинство тех, кто остается в селе – люди старше 60 лет. Есть среди них 6 человек с инвалидностью, 12 маломобильных, а вот ребенка – ни одного. Местные власти пытаются убедить людей выехать из Змиевки, готовы обеспечить трансфер с безопасного расстояния и вывезти с самыми необходимыми вещами. Однако люди упираются и никуда уезжать не хотят.

По состоянию на сегодняшний день в Змиевке более 50% совсем не пригодных для проживания домов, из-за ударов россиян. В той или иной степени повреждены около 90-95% домов. Все объекты инфраструктуры и религиозные постройки – тоже либо разрушены, либо повреждены.

Представители местных властей подвозят людям, которые остаются в деревне воду, продукты, средства гигиены.

«Да, поскольку Змиевка расположена на побережье Днепра, нужно людям покидать село. И чем быстрее – тем лучше. Потому что дальше будет еще хуже. После войны мы село восстановим и, может, сделаем его еще лучше. Но жизнь должна быть на первом месте. Сейчас главное – выжить», – добавил Николай Куривчак.

Как сообщал ЦЖР, представители Королевства Швеция готовы присоединиться к возобновлению Змиевки, как только будет разрешена ситуация с безопасностью. Интерес шведов к селу неслучайен, ведь основали Змиевку в 1782 году шведские поселенцы с балтийского острова Даго (Гиюмаа). Село сначала называлось Гаммальсвенскбю, или Старошведское.Вскоре рядом с ним основали немецкие поселения Шлянгендорф, Мюльгаузендорф (Михайловка) и Клостердорф (Костырька). Больше всего из них – Шлянгендорф, дословно переводимый как змеиная деревня.

Змеевка. Фото: tripmustgo_on

После принудительной депортации на украинский юг жителей переданных в 1951 году Польше западно-бойковских сел все эти поселения разрослись и объединили их в одну деревню под названием Змиевка. С тех пор оно стало еще и самой большой бойковской громадой в Херсонской области.

О том, что староста Змиевки Николай Куривчак пережил в плену российских оккупантов, как вели себя россияне, как село выживало в оккупации и как живет после увольнения читайте в материале ЦЖР «У российского военного сработала рация и кто-то по ней закричал: есть Николай Николаевич, староста Змеевки, ярый националист. Его надо срочно брать!».