Александр Джулай — победитель конкурса «Поделись любовью к Крыму»

Победителем конкурса «Поделись любовью к Крыму», организованного компанией «Киевстар» и «Центром журналистских расследований», стал автор маршрута «Дорога на луну» — Александр ДЖУЛАЙ. Победитель получает приз — телефон «Киевстар  Bloom»

Симферополь — город-собиратель на перекрестке дорог.  Тысячи людей ежедневно приезжают в Симферополь чтобы тут же уехать в другом направлении. На север, юг, восток, запад. Но мало кто знает, что из Симферополя можно попасть на Луну. Минут за 30 на автобусе, или за около трёх часов на велосипеде.

Путешествие на велосипеде само по себе заслуживает отдельного рассказа. В пути много примечательных мест:обзор Симферополя и окрестностей с Внешней гряды Крымских гор, остатки реликтовых крымских дубовых лесов, печально известный концлагерь «Красный»,  объект «Круг» (ранее принадлежавший  ОСНАЗ ГРУ ГШ МО СССР, а теперь собственность СБУ, поэтому за забор не стоит лезть), пару древних курганов, металлическая башня с радиопрозрачным укрытием «Шалаш-2у» для ТРЛК аэропорта.  С высоты высокого холма можно понаблюдать за самолетами в Симферопольском аэропорту, а немного дальше,  у начала ВВП,  за приземляющими самолетами «на расстоянии вытянутой руки» и наконец посмотреть на солнечную электростанцию мощностью в 7,5МВатт, раскинувшуюся на площади  40 га.

Но более быстрый способ — автобус. Можно доехать любым автобусом в направлении Саки-Евпатория-Черноморское. Но лучше выбрать автобус №48 «Симферополь-Школьное», который начинает свой путь от Крымского государственного медицинского университета имени С. И. Георгиевского. Преодолев мост на железной дорогой и проехав по улице КИМ, автобус по Евпаторийскому шоссе покидает Симферополь. Когда то вдоль шоссе росли тополя, а за ними обширные фруктовые сады. В 1966 году по шоссе появились троллейбусы — длина междугородной линии «Симферополь-Ялта» достигла рекордных 96 километров. В это же время вдоль шоссе появились троллейбусные остановки, необычных архитектурных форм, украшенные мозаиками. К сожалению сейчас большинство остановок лишилось своей красоты.

Шоссе огибает аэропорт, сворачивает на северо-восток и ныряет в туннель под ВВП аэропорта. ВВП примечательно своей историей. Появившись в начале восьмидесятых на месте обширных фруктовых садов и села Зольное, ВВП стало единственным в своем роде на Украине, став предметом зависти руководства УССР, т. к. столичный аэропорт Борисполь обзавелся подобной полосой позже. На эту полосу могли садиться самолеты любых типов и массы. Что не удивительно — на самом деле ВВП должно было выдерживать посадку многоразового корабля «Буран», а затем и самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия», который должен был вернуть «Буран» на космодром. При строительстве этой ВВП, а затем модернизации ВВП крымских аэродромов стратегической авиации использовалась американская строительная техника. Не могли американцы догадаться, что  советские инженеры смогут для военных целей  использовать мирную технику предназначенную для строительства хайвеев. Недалеко от шоссе видно здание КДП (командно-диспетчерский пункт) «Бурана», теперь это ЦУПР аэропорта.

Вскоре после аэропорта автобус оказывается у цели — свернув с шоссе, он поднялся на вершину холма и остановился у школы. Это посёлок Школьное, а вот только школа называется «Кубанская». По названию маленького села из десятка домов в паре километров отсюда. Естественно чтобы закадычный враг ни о чем не догадался. На этом месте  несколько десятков лет назад закончилось бы путешествие для большинства потенциальных шпионов. «Первый КПП» — дежурка, ворота, калитка и охрана. Они охраняли то, что не было видно проезжающим по Евпаторийскому шоссе. Теперь в здании КПП магазин.

За КПП пятиэтажные дома, стадион с полустертой надписью ФК КОСМОС, водонапорная башня за которой дорога резко спускается к развилке. В этом месте стоит памятник. GPS  45° 3’27.89″С  33°54’5.34″В

Памятник не нов, ранее наверху вместо антенны был серп и молот

Большая мемориальная доска повествует о исторических событиях связанных с этим местом.

Школьное — бывший военный городок, почти всю свою историю отсутствовал на картах, а для почтового сообщения использовался адрес Симферополь-28. Настоящее его название «Научно-измерительный пункт №10» или сокращенно НИП-10. Поселок возник с началом космической эры и интенсивно развивался.

В 7 октября 1959 года автоматической станцией Луна-3 была сфотографирована обратная сторона нашего естественного спутника. Фотография была принята в Крыму временным приемным пунктом на основе радиообсерватории Физического института Академии наук СССР размещавшимся верхней площадке Симеизской обсерватории, что на горе Кошка. Выбор места был не случаен, здесь уже были большие приемные антенны, а так же важным фактором было географическое положение на 45 параллели, что обеспечивало бы длительный радиоконтакт, а так же  мягкий климат. Было очевидно, что для будущих миссий  к Луне и планетам Солнечной системы необходим постоянный пункт приема и управления и строительство уже началось — возле Евпатории «объект МВ» с уникальным радиокомплексом «Плутон» для программ исследования Марса и Венеры и вблизи Симферополя, в нынешнем поселке Школьное, для исследования Луны. Вопреки распространенному мнению, самыми солнечными местами Крыма являются Евпатория и Симферополь, а не Ялта и ЮБК. Чистое небо и горизонт очень важны для уверенной дальней космической связи. Для такого грандиозного строительства важна и инфраструктура:дороги, чтобы привезти стройматериалы и оборудование, линии электропередач и связи для работы.

Местом строительства Симферопольского центра дальней космической связи было выбрано в 18 километрах северо-западнее Симферополя, на границе степного и горного Крыма, на  правом берегу реки Тобе-Чокрак, скрытой в балке Джабанак от посторонних глаз. Ранее в балке была татарская деревушка от которой остались сады. GPS: 45° 3’10.89″С  33°53’47.20″В

Балка Джабанак, река Тобе Чокрак и Чатырдаг

В этот же время в 10 минутах отсюда завершено строительство аэропорта, а чуть ближе к Симферополю — новой электростанции.

12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос. Утром президент Кеннеди сообщил о лунной программе и по обещал попытаться быть первыми на Луне. Началась лунная гонка. Конгресс США выделил 25 миллиардов долларов, послевоенная экономика СССР ограничилась двумя миллиардами рублей.

В 1962 году в Школьном было завершено строительство крупнейшей в Европе антенны — ТНА-400. Диаметр зеркала 32 метра. И сейчас в Европе и мире очень мало таких больших радиотелескопов. Согласно Wikipedia не больше пяти.  В 1961 году НАСА построило небольшую станцию слежения на Медном острове(Бермудские острова). Станция с персоналом из 50 человек и с антенной в два раза меньшим диаметром обошлась в 5 миллионов долларов. Сколько миллионов было потрачено на Школьное трудно сказать. GPS:45° 3′ 9.73″ C, 33° 53′ 24.92″ В

Антенна ТНА-400

3 февраля 1966 года впервые совершена мягкая посадка на Луну. И в Школьном принята первая панорама поверхности Луны. Была решена важная проблема — поверхность Луны твёрдая, а это означало, что ни космические корабли, ни космонавты не утонут в морях лунной пыли, как считали некоторые ученые. И в том же году Луна-13 всесторонне исследовала характеристики грунта.

США и СССР стремились первыми быть на Луне. Особенностью советской программы было то, что безопасное место для посадки должны были выбрать самоходные автоматы — луноходы. По задумке Королева они так же должны были быть  транспортным средством космонавтам на Луне. Управление этими автоматами так же должно было осуществляться из Школьного. Разработка луноходов началась задолго до того, как стало известно, чем является лунный грунт на самом деле. Советским инженерам удалось решить проблемы, которые до них не решал никто в мире. Они создали шасси, которое может передвигаться почти по любой поверхности, решили проблему дистанционного управления на расстоянии 400 тысяч километров и много других проблем, которые никогда не встречались на Земле.

В апреле 1968 года началось формирование экипажей лунохода. К концу лета были сформированы два экипажа, которые должны были вести управление, пока Луна была видна над крымским горизонтом — это от 8 до 16 часов в день. Водителем второго экипажа стал Вячеслав Георгиевич Довгань, детство и юношество которого прошло в Симферополе.

Вид на ТНА-400 с места, где находилось здание пункта управления луноходом

Для пункта управления луноходом (ПУЛ) было использовано уже имеющееся здание лаборатории. Аппаратная ПУЛ разместилась на втором этаже. Рядом был построен лунодром для обучения экипажа, где приобретались первые навыки вождения лунной машиной.

К этому времени НИП-10 стал крупнейшим среди остальных НИП, он имел наибольшее количество антенн и станций, наибольшее количество персонала и наибольшую площадь. Его территория состояла из трёх отдельных частей:

  • сам поселок — жилая часть с школой, детским садиком, почтой, магазинами; административная с штабом и казармами; и техническая (техзона), где выполнялись работы.
  • площадка фазового пеленгатора-интерферометра «Висла-М», западнее посёлка, выглядящий на спутниковом фото как гигантский крест (GPS  45° 3’21.40″С,  33°52’36.84″В). Он использовался для определения параметров орбиты спутников и не только своих. К 1975 году интерферометр был демонтирован.
  • площадка №9. «Девятка». Восточнее посёлка у Евпаторийского шоссе. Здесь располагалась вторая большая антенна с диаметром зеркала 26 метров. В восьмидесятых годах на этой площадке разместилась в/ч 52778 занимавшаяся обеспечением посадки «Бурана» на ВВП в Симферопольском аэропорту. На башню-фундамент антенны подняли, как памятник, истребитель МИГ-21, а саму антенну, по некоторым сведениям, перевезли в Харьковскую область, Змиевский район, где она является частью радиоастрономической обсерватории УРАН-1, близкого аналога американской HAARP.

GPS 45° 3’24.85″С  33°54’1.12″В

Такими были первые жилые дома посёлка. В одном из таких домов жил командир части

В 1959 — 1973 частью командовал полковник Бугаев Николай Иванович. Школьное — это его детище и он прикладывал не мало усилий, чтобы  построить здесь райский уголок. Высаживались деревья, кусты, цветы в эту каменистую почву, проводились субботники. Солдаты постоянно что то подстригали, мели, красили. Лично обходил поселок и следил за порядком, бывало, увидев улетевшее с балкона и застрявшее в ветвях бельё,  находил владельца и заставлял его снять. Этот фронтовик, отстоявший Москву,  был строг, но справедлив, солдаты называли его «Батя».

Он был мастером спорта по пистолетной стрельбе. Специально   вблизи гостиницы был построен тир, где он в обеденное время тренировался. Строительство тира вылилось в неприятности о нецелевом использовании железобетонных плит.

Специально для занятий спортом возле школы был стадион и большая спортивная площадка с бассейном.

А для культуры имелся клуб. GPS  45° 3’19.67″С  33°53’42.07″В

Здание клуба

Здесь выступали Юрий Богатиков, сёстры Ротару.

GPS  45° 3’28.96″С  33°54’11.20″В

Водонапорная башня — свидетель исторических событий

Увеличение объема выполняемых работ по различным спутникам, кораблям и орбитальным станциям требовало увеличения количества персонала. А значит и жилья. В посёлке появилась  первая «хрущевка», затем в 1968-1970 еще. А в восьмидесятых возник «квартал» на месте спортивной площадки возле водонапорной башни и стадиона.

В память о спортивной площадке со спортивными  снарядами и турниками остался только старый плавательный бассейн для обучения солдат плаванию. GPS  45° 3’34.19″С  33°54’16.81″В

Плавательный бассейн наполнялся водой из той же водонапорной башни

В Школьном всего одна улица -улица Мира. Но нумерация идет в порядке застройки, поэтому найти нужный дом не простая задача. Технические здания имели свою собственную нумерацию, например №161. В восьмидесятых в поселке было около 500 солдат, 700 офицеров и 300 членов их семей.

Для приезжих специалистов, участвующих в исследованиях или производящих установку и наладку нового оборудования была построена гостиница. GPS  45° 3’26.94″С  33°54’0.65″В

Современный вид гостиницы после ремонта

Гостиница была отремонтирована к началу строительства объездной Евпаторийское шоссе-Николаевское шоссе пару лет назад. Здесь жили рабочие. Кстати грунт для объездной добывали тут же возле Школьного. Гостиница имеет двухместные номера, удобства на этаже. Что в прочем не удивительно, не курорт.  А вот для важных персон была отдельная гостиница — «генеральские домики». На отдельной территории два финских домика плюс охрана. Здесь жили Генеральные конструкторы, космонавты,  генералы. GPS  45° 3’20.62″С  33°53’41.69″В

Домик Королева. Один из двух «генеральских домиков»

Домик Королева — типовой финский домик конца 50-х начала 60-х годов. Почти точно такие же домики Королева и Гагарина есть на Байконуре. Но там они имеют статус музея и для сохранения потомкам планируется их поместить под стеклянный купол. А этому домику хоть бы пожелать не сгореть как домик Королева в Евпатории.

Через забор от VIP-гостиницы и клуба начинается техзона, обнесенная двойным забором из колючей проволоки — конечная цель путешествия. Здесь размещались около двух десятков станций, не считая таких солидных, как Куб-Контур, Куб, Ромашка, Кама, Скат.

Сейчас это руины или полуруины. GPS  45° 3’25.89″С  33°53’28.50″В

КПТРЛ «Подснежник»

КПТРЛ «Подснежник» и рядом его близнец «Куб». Сверху здания, под радиопрозрачным белым куполом,  размещалась параболическая антенна. КПТРЛ — командно-программно-траекторная радиолиния для управления космическими аппаратами. На втором этаже был пульт управления. Аппаратура занимала почти всё здание. Комплекс был приёмо-передающим, мощность СВЧ-излучения была очень сильной. Вокруг обоих зданий валялось множество мёртвых птиц — офицеры говорили, что видели, как птицы падали на лету, попадая в остронаправленный мощный передающий луч. За зданием размещался охладительный бассейн, использовавшаяся в 60х годах аппаратура требовала интенсивного охлаждения. GPS  45° 3’27.38″С  33°53’26.55″В

Охладительный бассейн КПТРЛ «Подснежник» в зарослях уксусного дерева

В последующие годы  необходимость в такой системе охлаждения отпала и бассейн стоял пустой. Иногда в нём отдыхали курсанты, укрываясь от всевидящего ока командования. Интересно, что бассейн сложен из кусков известняка.

Дальнейшим  развитием «Подснежника» и «Куба» стал новейший наземный автоматизированый комплекс управления «Куб-Контур», в котором использовались широкополосные шумоподобные сигналы и почти полная автоматизация. Построенная в конце восьмидесятых, это была одна из самых современных тогда управляющих станций. В основном для военных спутников. GPS  45° 3’26.99″С  33°53’4.99″В

Куб-Контур, Виден номер технического здания

При подготовке запусков первых искусственных спутников Земли в 1956-1957 годах был создан командно-измерительный комплекс (КИК), в состав которого входил координационно-вычислительный центр (КВЦ) и семь станций слежения — наземные измерительные пункты (НИП), расположенных вдоль линии проекции орбиты космического аппарата на земную поверхность. КИК имел связь также с полигоном запуска (космодром Байконур). С НИПов информация по телеграфу передавалась в КВЦ реализовываться планы запуска межпланетных станций и пилотируемых кораблей, систему НИПов расширили, построив еще девять пунктов. НИПы играли роль своеобразных ретрансляторов. На них поступали телеметрические данные о траектории движения и состоянии систем корабля, которые передавались в КВЦ. Там информацию обрабатывали и формировали команды, необходимые для выполнения программы полета.

Узел связи и вышка станции НЕК

В качестве линий связи использовались телефонные и телеграфные линии. В критических случаях это было очень медлено. КВЦ было предложено закупить импортную радиорелейную линию и смонтировать на главном направлении: Евпатория (НИП-16) — Симферополь (НИП-10) — Москва. Министр общего машиностроения С. А. Афанасьев обратился с этой просьбой к Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Тот решительно отказал. А. А. Назаров (помощник Д. Ф. Устинова),  подсказал верный ход: необходимо добиться, чтобы письмо А. Н. Косыгину подписали несколько министров, и первым это должен сделать председатель КГБ.  И оказалось, новая линия связи между Крымом и Москвой нужна всем: КГБ в этом случае мог держать под контролем переговоры на главном курортном направлении т. к. в Крыму отдыхало все руководство страны, Минсвязи получало дополнительные средства в виде оплаты междугородных разговоров, Минпромсвязи могло наработать полезный опыт эксплуатации новейшей техники. Нашелся интерес у министров обороны, внешней торговли и иностранных дел.  А. Н. Косыгин подписал решение о закупке оборудования.

Название «НЕК» — под которым была известна эта станция на самом деле означает NEC — японского производителя радиорелейной линии. Сейчас от станции в Школьном сохранилась только вышка — на ней установлены антенны ретранслятора оператора мобильной связи. GPS  45° 3’22.02″С  33°53’5.73″В

ДОТ над бункером

Часто попадаются ДОТы, бункеры, окопы. Если завтра война и противник высадит десант для захвата центра управления группировкой военных спутников… GPS  45° 3’17.81″С  33°53’38.73″В

Техническое здание №161. «Сатурн»

Станция «Сатурн» строилась для обеспечения полета «Союз»-«Апполон» и здание имело название «Встреча». Станция предназначалась для управления низколетящими объектами. Могла проводить траекторные измерения, измерения дальности, радиальной скорости,  передавать командно-программную информацию, принимать телеметрическую информацию, фототелевизионное изображение.

За зданием «Сатурна» находится конечная цель путешествия — кусочек поверхности Луны. GPS  45° 3’15.26″С  33°53’38.09″В

Кратеры

 

Куски ракушечника

Трудно представить, что это поле с кустарником, ямами и разбросанными камнями — бывший полигон для обучения экипажей Лунохода навыкам дистанционного управления.

Так лунодром выглядит сейчас

Этот полигон, названый лунодромом, был построен в сентябре 1968 года. Благодаря автоматическим станциям «Луна-9» и «Луна-13»  советские ученые  знали свойства лунного грунта: плотность, глубину мягкого слоя, а так же  имелась модель Луны с вероятностью распределения камней и кратеров. Ландшафт Луны создавался под руководством крупнейшего советского геохимика  академика Александра Павловича Виноградова. Были созданы возвышенности вырыты кратеры, разместили камней различных размеров. А чтобы придать поверхности лунодрома свойства лунного грунта, его  покрыли ракушечником. Вот тут возникла проблема — где срочно достать ракушечник? На стройке! В результате в новых пятиэтажках в Школьном санузлы имели стены не из ракушечника, а из плоского шифера.

Ходовой макет лунохода во время тренировок экипажа

После окончания советской лунной программы лунодром просуществовал до перестройки, когда ракушечник растащили для постройки гаражей. Ходовой макет лунохода простоял в ангаре до закрытия НИП-10 в конце 90-х.

Свежий след грузовика. Не смотря на годы разграбления, с территории еще есть что вывозить

С каждым годом здесь остается всё меньше истории. Историю разрушает не время, а люди. Пока одиноко стоит огромная антенна ТНА-400, свидетель исторических событий. Пока живут в городке военные пенсионеры, участники и свидетели этих событий. Сохранят ли историю? Возможно, но пока не в этой стране. В США готовится к изданию новая книга писателя Jay Gallentine о Школьном. Будем надеяться, что здесь тоже напишут.