Узники войны

Сюжеты
Фото: Facebook Людмила Денісова

Переселенка Екатерина Савицкая живет в Харькове. Она уже 7 лет ждет сына Романа из тюрьмы, которая теперь находится на оккупированной территории Донбасса. Его задержали еще до войны, а осудили по «законам» так называемой «ДНР». Екатерина говорит, что сын в списках на перевод на подконтрольную Украине территорию. Она неоднократно обращалась за помощью к представителям ОБСЕ, однако так называемое «министерство юстиции ДНР» их игнорирует.

В Украине на законодательном уровне до сих пор не решено, как быть с приговорами, вынесенными незаконно созданными «судами» на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса, и реально отбытыми наказаниями. Роман, например, отсидел уже почти семь и девяти присужденных ему лет. Правозащитники не исключают, что в случае освобождения или перевода его будет судить украинский суд.

Удерживаемого в Донецком СИЗО уже 5 лет украинца Николая задержали по подозрению в сотрудничестве с «черными риэлторами». При этом Селидовский суд, который находится на подконтрольной Украине территории его оправдал, но «суд» в ОРДЛО может осудить.

Точного количества неполитических заключенных в ОРДЛО в Киеве не знают. Да и списки политических пленников и военнопленных за все годы действия минского процесса верифицировать не удалось.

Между тем удерживаемые в СИЗО, тюрьмах и колониях оккупированной части Донбасса могут совершать и новые преступления. Адвокаты говорят, что не раз получали информацию о том, что подозреваемым и осужденным предлагали выйти на свободу двумя способами: идти воевать против Украины или заплатить выкуп.

В 2017 году Главное управление разведки Минобороны Украины сообщало, что российским командованием осуществляется вербовка заключенных на оккупированной территории для укомплектования армейских корпусов так называемых «ДНР» и «ЛНР». Уже в мае 2019 года, по данным военной разведки, из-за неукомплектованности подразделений бывших узников начали нанимать на контрактную службу.

По официальным данным, в декабре 2014 года в тюрьмах и СИЗО оккупированных территорий оставалось 16200 человек. Перевели на подконтрольную Украине территорию за 5 лет около 500 заключенных. Сколько из них освободили в связи с истечением срока заключения, сколько пошли воевать против Украины или откупились — неизвестно.

Сюжет Центра журналистских расследований: