В НАТО зі своїм чебуреком

Блоги
Осман Пашаев

Центр НАТО в Киеве пригласил десяток блоггеров в Брюссель, и каким-то образом среди популярных фейсбук-персонажей оказался и я. Формат встреч – правило Chatham House – использовать информацию без ссылок.

Как самый неосведомленный в деталях военного сотрудничества, я молча наблюдал за горячими и порой очень эмоциональными спорами украинских блоггеров с политиками и военными из НАТО. И не мог понять, что же мне это напоминает. Не сразу, но дошло. Атмосфера общения напоминала претензии крымских татар к Украине.

Точно также, как в Киеве вроде понимают – вовремя предоставленная национальная автономия и поддержка эмансипации крымских татар могла спасти Украину от аннексии полуострова, так и в Брюсселе вроде согласны, что предоставление ПДЧ в Бухаресте в 2008-м могло остановить российскую агрессию. В обоих случаях условия обязательные, но недостаточные. Вслух об этом говорят только американцы. Негромко.

Итак, НАТО по отношению к Украине – это как Украина по отношению к крымским татарам.

Американцы в НАТО – это Петр Порошенко. Первая скрипка, которая смычком может всех нагнуть, купить и продать, но ради сохранения других коалиций, готова отступать и выжидать. С одной стороны, никто, кроме Порошенко не решился в марте 2014-года провести через парламент важную декларацию, в которой крымских татар впервые называют коренным народом Украины и признают его политическое представительство. С другой – все лучшие намерения пока разбиваются о Будапештский меморандум, который как и постановление украинского парламента в марте 2014-го можно трактовать как угодно. Поэтому тем, кто хочет понять отношение США к Украине через НАТОвский бинокль стоит следить за отношением Порошенко к крымским татарам. Тогда становится понятнее.

Например, в 2015-м Петр Алексеевич на новый год поздравил страну на трех языках, одним из которых был крымскотатарский. Символический жест, не более.

Больше Порошенко этого не делает, выгреб от “друзей”, которые рассказали, что в Украине есть не только татары, а и “венгры, румыны, поляки, греки, раки и руки”.

Так и США, вроде готовы прямо здесь и сейчас сделать для Украины важные символические жесты, а тут “итальнцы, испанцы, французы, греки, раки и реки: Добрый вечер, мистер президент”

Британцы в НАТО – это как коллективный Яценюк (Народный фронт). Умные снобы, которые натворили брекзит, но по-прежнему готовы рассказывать, как всем нам жить. Денег у них больше всех, не считая США (Порошенко), Россию они готовы душить в объятьях, но по-британски и без души. Спорить с ними себе дороже.

Литовцы в НАТО – это как западная Украина. Лучше всех понимают угрозы. Вовлекаются в судьбу Украины больше, чем от них ждут. Но это то случай, когда, к сожалению, размер имеет значение. Поэтому во Львове крымских татар больше, чем где бы то ни было, а Садовой почти, что наша Даля.

Поляки в НАТО – это как Киев. По сути второй центр крымскотатарской жизни в мире здесь. Но у Киева переменчивое настроение, в самый неожиданный момент вам вспомнят Батыя и “волынскую резню”

Италия в НАТО – это как Саакашвили. Много эмоций и ссылок на 5-ю статью Договора НАТО, но Украину (как и Саакашвили крымских татар) стараются не замечать. Все время апеллируют к великому реформаторскому римскому прошлому, при этом разница с Путиным все менее отчетлива, но вслух лучше не произносить.

Германия в НАТО – это как группа Ахметова в Оппозиционном блоке. Тайно симпатизирует одним, но “Сименсы” оказываются у других. Богатые, умные и наперстками владеют не хуже британцев (я хотел сказать не хуже Яценюка). Как “настоящий татарин” готов протянуть руку помощи младшим фашиствующим братьям, но “Северный поток” тоже никто не отменял. И поди разберись, кто Герхард Леонидович Гирай.

Венгрия в НАТО – это как Херсонская область. Разница между любовью и ненавистью определяется количеством солнечных дней и циркадными ритмами. Где-то можно забить, но угрозы есть.

Румыния в НАТО – это как столичная Галицкая синагога. Неожиданный друг и самый успешный пример. Конечно, есть мировоззренческие вопросы, которые всегда будут возникать, то ли из-за шельфа острова Змеиный, то ли из-за статуса Иерусалима, но на фоне главных угроз лучше держаться вместе, особенно когда остальные соседи уже сошли с ума, а механизм мирового контроля за умалишенными сломался (не моя фраза).

Норвегия в НАТО – это Киевский патриархат. Всегда за нас, потому что может получить по башке не меньше нас. Их соприкосновение состоялось давно, отступать некуда. Но одной рукой они снимают сериал “Оккупированные”, что достойно работы тысяч Мининформов, а другой рукой становятся ртом Турбьерна Ягланда и пишут письма Кириллу и возвращают российскую делегацию в ПАСЕ.

Турки в НАТО? Просто турки в НАТО. Лучше ничего особенного не ждать, вслух жить дружно, а приятные сюрпризы воспринимать с благодарностью. Как и Литва – это тот случай, когда размер имеет значение, но по-другому.

Ну, а еще, кроме претензий к партнерам иногда, без фанатизма неплохо и на себя посмотреть.

Украина выполнила годовую национальную программу по сближению с НАТО на 4%. У крымских татар, конечно же, нет такой программы, чтобы мы могли посчитать, насколько эффективно работаем с Украиной и соблюдаем ли хоть какие-то процедуры внутри своего сообщества.

Источник: INSIDER