Владимир КАЗАРИН: “ТНУ – один из главных элементов политики деоккупации Крыма, это кадровая перезагрузка”

«Центр журналистских расследований» продолжает следить за становлением Таврического национального университета имени Вернадского на киевской земле. Разговор с ректором ТНУ Владимиром КАЗАРИНЫМ в программе «Вопрос национальной безопасности» (эфир ТРК «Черноморская») принес много новостей. Главная – вступительная кампания-2016 все-таки состоится, университет подыскал себе три помещения в Киеве (с общежитием для студентов и гостиницей для преподавателей), финансировать программы ТНУ изъявили готовность ряд международных фондов и украинские бизнесмены. Деньги нашлись даже в бюджете, хотя на этот год и не были предусмотрены.

Владимир Павлович, заместитель министра образования и науки Украины Инна Совсун в середине мая в эфире «Черноморской» сообщила, что финансирование на этот год  на Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского не предусмотрено. Так есть деньги или нет ? Будет вступительная кампания в этом году?

Меня больше всего удивляет, что Инна Совсун говорит об этом с экранов телевизоров, но за все это время ни разу не нашла времени, чтобы пригласить, например, меня и обсудить эти проблемы. Я обсуждал их с кем угодно: с бывшим министром Сергеем Квитом, с нынешним министром Лилей Гриневич, но только не с ней. Если у нее были какие-то сомнения по этому поводу, то надо было, наверное, со мной их обсуждать и нам вместе искать какой-то выход из этой ситуации. Это первое, что мне непонятно.

Второе – это то, что с легкой руки госпожи Совсун отчасти получил развитие этот слух. Нам прямо сказали: «Когда вы начали восстанавливать ТНУ, мы думали, что вы будете делать это полтора года, и с конца 2016 года мы начнем думать, что с вами делать». Но дело в том, что мы, крымские, умеем все делать быстро. Тем более, что нам нужно помочь крымским выпускникам и студентам. Мы всю процедуру восстановления вуза сделали за 6,5 месяцев. Когда я с этим пришел к министру, там было удивление.

И третье – я хочу разочаровать госпожу Совсун. Мы получаем первые необходимые нам деньги, в том числе, целевые деньги на проведение вступительной кампании. Более тогго, мы – современные люди и знаем, что сегодня рассчитывать только на бюджетные деньги бесполезно, надо привыкать работать самому. И целый ряд фондов – и международных, и украинских, а также представители крупного бизнеса уже согласились помогать ТНУ в решении проблем.

Screenshot_32

Мне кажется, тут имела место нехорошая привычка наших чиновников – они могут не знать чего-то, но не могут сказать честно, что не владеют информацией… 

Есть еще один мотив. Инна Совсун была в составе министерства самым последовательным противником любого изменения правил вступительных экзаменов и перевода крымчан в вузы материковой Украины. Мы можем вспомнить, в том числе, и разные интервью, где было сказано: только прикрепляться к специализированным школам, всю зиму готовиться к ЗНО, потом сдавать. Это означало, что крымский выпускник должен был по пять раз пересекать границу для одной операции, для другой операции. Я благодарен нынешнему руководству министерства, которое согласилось с тем, что наши требования не пустые и основанные на странном понимании своих особенных прав, а соответствуют действительности.

Нужно сказать, что в этом деле очень много сделали общественные организации. Прежде всего, «Альменда» и Валентина Потапова…

Я бы поставил в число первых организаций и «Крым SOS», которые проводили отельные совещания с министрам, и целый ряд других. Этот дружный хор крымской общественности сыграл роль.

Что касается вступительной кампании в ТНУ. Финансирование найдено, а помещения вы уже получили?

Мы ничего не получили. Мы их сами нашли и сами оформили. У нас сейчас три имущественных комплекса. Мало того – у нас еще два на рассмотрении.

Что значит – сами нашли и оформили?

Через какое-то время мы поняли, что постоянно быть в ожидании того, пока министерство решит эти вопросы – бесполезно. Мы сами стали в Киеве искать помещения, которые можно взять в аренду. Поскольку мы государственный вуз, мы берем их в аренду за 1 гривну в год. Мы нашли целый ряд помещений, завершаем оформление аренды. Одно из них содержит при себе общежитие для студентов, гостиницу для преподавателей и учебные площади. Там у нас будет идти вступительная кампания.

В каком районе Киева?

Два из них на правом берегу Днепра, одно – на левом. Одно на Мельникова, другое – часть на Костанайской. И на левом берегу – на Ленинградской площади. Собрать в Киеве в одном месте невозможно. И целый ряд киевских вузов работают в разных корпусах.

То есть, мы можем сказать крымским выпускникам, что вступительная кампания будет.

На днях будут названы вузы, которые будут осуществлять вступительную кампанию. Мы немного затянули с этим. Надо было крымчан раньше информировать. Дело в том, что для тех абитуриентов, кто не сдает ВНО, вводится другой порядок вступительной кампании. Этот порядок будут проводить только ряд вузов, которым будет доверена вступительная кампания для крымчан. Нам приятно, что сегодня за крымских абитуриентов идет в некотором смысле борьба. Потому что на ранней стадии нам говорили: они ваши – вы и занимайтесь. Мы и занимались, вместе с общественными организациями добились снятия запретов. Когда снятие состоялось, сначала говорили пять вузов, потом семь, теперь десять.

Владимир Павлович, то, что сейчас делает министерство образования для крымских абитуриентов, уже похоже на государственную политику? Насколько четкие у нее очертания и чего еще не достает?

Да, это уже элементы госполитики. Во-первых, здесь выражена забота о своих молодых гражданах. И если они чего-то не получили в силу объективных причин, в данном случае – предметов украинского цикла, страна идет им навстречу, позволяя не сдавать ВНО, приехать сюда и сдать украинский язык и украинскую историю, один экзамен по профилю и стать студентом. Государство разрешает крымским выпускникам привозить документы об образовании российского образца, не делает из этого никакого преступления, а находит пути для того, чтобы препятствия преодолеть. Вводится понятие «образовательной декларации», куда переписываются сданные предметы, не указывая «крымскую» оценку. И этот документ легализует учебу в средней школе. Государство организовывает все так, что крымскому абитуриенту нужно будет один раз пересечь границу в одну сторону, чтобы потом в течение 5 дней все пройти, назад ехать уже только для того, чтобы собрать вещи, зная, что он поступил.

На время сдачи экзаменов и на время нахождения в этом центре абитуриент будет обеспечен общежитием.

Да. Это хорошие проявления заботы о человеке. Это следование принципу: государство существует для человека, а не человек для прихотей государства.

На сколько факультетов вы будете принимать студентов?

Мы будем принимать судентов по переводу только на 4 факультета – биология, физика, химия, математика. Мы сейчас с Академией наук ведем переговоры об объединении наших усилий, чтобы мы получили доступ к их лабораторной базе. Потому что мы ее не перевезли из Крыма, а создать ее с нуля очень дорого. Мы хотим получить доступ к их базе, а часть их научных сотрудников зачислить себе как доцентов и профессоров, тем самым защищая их от весьма реального сокращения, которое угрожает Академии наук. И даем им молодежь, которая будет работать в лабораториях, их научные исследования, может быть, в лице студентов получат какую-то поддержку. Может быть, мы к осени это сделаем. Поэтому перевод можно будет осуществлять. Студентов на первый курс будем набирать на все факультеты : география, физика, история, филология…

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского в Симферополе

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского в Симферополе до аннексии

Сколько студентов из Крыма уже перевелись в вузы на материке и в ТНУ?

Значительная часть наших крымских студентов учатся в других вузах. Я не сомневаюсь, что в течение полугода с начала нашей работы, довольно значительная часть их будет переводиться в наш университет. Я думаю, что в том числе и потому, что наш университет будет значительно отличаться от других вузов.

Чем именно?

Мы понимаем, что по-старому работать и преподавать нельзя. Если мы хотим вырастить студента, который будет гражданином большого мира, его, как минимум, с этим миром надо знакомить. У нас на всех факультетах и курсах будут постоянные стажировки двухнедельные, месячные, полуторамесячные в самых разных странах. У нас будет многоязычный вуз – все будут знать несколько языков: и украинский, и русский, и крымскотатарский, и турецкий, и английский. Мало того, я считаю, что сам по себе язык сегодня – это не профессия, он должен следовать за профессией, которую ты осваиваешь. И поэтому международные организации – от Фонда Сороса до фондов разных стран – готовы оказывать содействие, поскольку они понимают, что ТНУ – один из главных элементов политики деоккупации Крыма, это кадровая перезагрузка. Эти годы надо готовить новые кары, которые по возвращению в Крым обеспечат иной климат и иную атмосферу.

Новые кадры будут готовить старые преподаватели.

Так как мы отправились в это «изгнание» не по приказу, это инициатива наша, самая активная, самая деятельная и креативная часть преподавателей поднялась и поехала, поскольку осознает, что создаст сама условия своего существования. Там удивительные люди. С этими людьми все проблемы можно решить. Это удивительный состав.

Недавно появилась новость о том, что «Крымская фруктовая компания», которая входит в холдинг бывшего первого заместителя главы Администрации президента миллиардера Юрия Косюка, собирается инвестировать в «Крымский федеральный университет», чтобы готовить для себя кадры. В Украине в ТНУ «Мироновский хлебопродукт» Косюка ничего не инвестирует?

Нет. Он не хочет помогать крымчанам в Украине – раз. Во-вторых, если ему нужны кадры с сельхозподготовкой, он мог бы, эти кадры там подбирая, составлять списки желающих и привозить их сюда. Они могли бы прекрасно учиться в профильных аграрных вузах Украины, получив подготовку, возвращаться в Крым и там работать как специалисты.

Но самое главное, есть грех в сфере образования, который лежит на нынешних крымских руководителях и на российских властях. Он состоит в том, что 1 января 2015 года они убили все украинские вузы в Крыму, они были ликвидированы и перестали существовать как юридические лица. Мы помним ту кампанию сопротивления, которую оказывал медицинский университет, пытаясь остаться медицинским университетом, с большим количеством иностранных студентов и очень высокой регистрацией на Лондонской бирже. Почему все туда хотели поступить? Потому, что диплом КГМУ не требовал переподтверждения в других странах, поскольку имел подтверждение Международным образовательным обществом (лондонским сертификатом) и очень высоко котировался зарубежом.

В данном случае совершается еще и правовая ошибка – он (Косюк – ред.) пытается инвестировать средства в вуз, который международное сообщество не признает. Он находится под санкциями.

Screenshot_30

Но многие преподаватели довольны переменам. Ваши коллеги получают большие зарплаты.

Уже нет. Они получали большие зарплаты в 2014 году, гораздо меньше стали получать в 2015 году. Зарплаты учителей с 30 тысяч рублей упали до 8-11 тысяч. Точно так же это коснулось медиков и всех остальных бюджетников. Последняя новость оттуда, коллеги звонили и рассказали: в прошлом месяце получили на 6-9 тысяч рублей меньше, не могут добиться, в чем причина. Потом им сказали, что будет обнародован приказ о сокращении базовой ставки, поскольку финансирования нет. Поэтому, наверное, они и Косюка пригласили войти и начать финансирование. Это иллюстрация к словам премьер-министра Медведева «денег нет». Нельзя же опровергать слова премьера, надо их подтверждать!

Владимир Павлович, у вас есть возможность сейчас напрямую обратиться к вашим будущим студентам, к их родителям.

Если вы хотите получить современное образование, диплом, который признается далеко зарубежом, с которым не будет проблем с трудоустройством, если вы хотите в студенческие годы познакомиться с широким миром через стажировки и обменные программы, чтобы ваши преподаватели ездили в другие вузы, а к вам приезжали преподаватели из других вузов – я предлагаю вам поступать в украинские вузы, в 10 университетов, которые будут вскоре объявлены, среди которых будет и ТНУ.

Я предлагаю вам поступать в украинские вузы, так вы станете частью большого мира. В этом мире не будет легко житься, вам нужно будет много работать, вы будете изучать разные языки, но вы сможете найти свое место. Если вас привлекает другая судьба – тихая, провинциальная, без вызовов – тогда вам не надо ехать и поступать в украинские вузы. Я думаю, что молодежь должна предпочесть вариант серьезной, настоящей, перспективной учебы.