Как работают санкции: “Крымский Титан”

“Центр журналистских расследований” начинает новый цикл материалов – о том, как влияют западные и украинские санкции на отдельные отрасли экономики оккупированных Крыма и Севастополя, а также на деятельность отдельных знаковых для полуострова предприятий.

Собрав информацию из открытых источников, мы сравним показатели их работы за два-три года до аннексии, на момент оккупации полуострова РФ, и в два с половиной последующих года. Напомним, какие санкции были введены США, ЕС и другими странами за незаконную аннексию украинского Крыма, и как они влияют (или не влияют) на экономику и качество жизни в АРК и Севастополе.  Кроме того, наши журналисты и известные эксперты покажут схемы обхода санкций, изобретенные украинскими олигархами для продолжения бизнеса на оккупированных территориях. Этот цикл стал возможным благодаря поддержке Института по освещению войны и мира (IWPR, Institute for War & Peace Reporting).  

Первый подступ к этой проблематике мы сделали еще до старта проекта “Бизнес на два фронта и в обход санкций” – в нашем материале о Крымском содовом заводе, входящем в группу Дмитрия Фирташа. Так что сегодняшняя статья Сергея Онищука о втором заводе “крымской химии” Фирташа – “Крымском Титане” своего рода продолжение темы. 

“Большие дети – большие хлопоты” – утверждает народная мудрость. Ее справедливость легко подтвердить на примере крупнейшего крымского предприятия – завода “Крымский титан”. Будучи в собственности украинского олигарха Дмитрия Фирташа, расположенный на территории оккупированного полуострова и все еще привязанный к украинскому сырью, “Титан” переживает сейчас серьезные трудности. В отличие от Крымского содового завода, принадлежащего тому же владельцу, но переоформленного по российскому законодательству и уже переориентированного на российского потребителя, ” Крымскому Титану” “повезло” меньше.

Как сохранить собственность?

Трудности начались ещё весной 2014-го, когда от украинского предприятия оккупационные власти потребовали платить налоги в российскую казну. В противном случае завод грозили “национализировать”, то есть, захватить . Тогда ситуацию Фирташ разрешил схемой, которую впоследствии стали использовать и другие украинские олигархи. Производственные мощности в Армянске передали в аренду созданному в Москве ООО “Титановые инвестиции”, которое, в свою очередь, принадлежит кипрской фирме Letan Management Ltd — материнской компании связанной с Д.Фирташем Group DF International. Таким образом отформатированному предприятию, платящему налоги в казну страны-оккупанта,  удалось уйти не только от насильственной “национализации”, но и от действия международных санкций, сохранив потребителей в Европе и США. Кроме того, предприятие продолжало пользоваться украинскими сырьевыми ресурсами – находящимися в аренде государственными Вольногорским горно-металлургическим и Иршанским горно-обогатительным комбинатами, поставляющими в Крым ильменитовый концентрат.

При этом украинская компания “Крымский Титан” продолжала существовать – ее всего лишь переименовали в «Юкрейниан Кемикал Продактс» (Ukrainian Chemical Products), чтобы в дальнейшем не мозолить глаза упоминанием Крыма. Таким образом, у владельца в обеих странах оказалось по предприятию, каждое из которых имело в своем активе производственные мощности в Армянске: одно – как собственник, другое – как арендатор.

Где взять руду?

Но проблемы у гиганта крымской индустрии только начинались. В сентябре 2014 года Кабмин Украины передает имущественные комплексы обоих комбинатов в управление государственному предприятию «Объединенная горно-химическая компания», которое связывают со злейшим врагом Дмитрия Фирташа Игорем Коломойским. Начинаются судебные разбирательства, но особого успеха предприятию Д.Фирташа они не приносят. В результате завод, потребляющий почти 300 тысяч тонн ильменита в год, теряет гарантированную сырьевую базу и вынужден искать ей замену. Несмотря на оптимистичные заявления крымского оккупационного правительства, производство на предприятии продолжает падать, зарплаты не выплачиваются, коллектив сокращается.

image1419250138

Автоматизированная система управления техническим процессом на “Крымском титане”, фото AMX Engineering

Надо сказать, что в 2013-м “Титан” отработал лучше, чем годом ранее (см. график), а вот с началом оккупации производство основного продукта – диоксида титана снизилось почти на семь миллионов тонн. По данным “министерства промышленной политики Республики  Крым”, выпуск основных видов продукции Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» в натуральном выражении за 2014 год составил:

– двуокиси титана – на 6,4 % меньше показателя 2013 года;

– серной кислоты – на 49,1 % меньше показателя 2013 года;

– аммофоса – на 70,2 % меньше, чем за 2013 год.

screenshot_2

В связи с Гражданской блокадой поставок украинских товаров в Крым осенью 2015 года “Титан” оказался на грани полной остановки. По тогдашней информации главы оккупационного правительства Сергея Аксенова, запасов сырья у предприятия оставалось на месяц и за этот месяц поставки надо было возобновить, поскольку даже кратковременное прекращение производства на заводе грозило поломкой дорогостоящего оборудования.

Блокада железнодорожной ветки на завод "Крымский титан", 28 сентября 2015 года, фото QHA

Блокада железнодорожной ветки на завод “Крымский титан”, 28 сентября 2015 года, фото QHA

Выход был найден и в этот раз. Как выяснилось в ходе журналистского расследования Victory Krm, опубликованного на ресурсе InformNapalm, поставки украинского ильменита в Крым не прекращались. Проанализировав контракты на импорт сырья, авторы расследования обнаружили, что в ноябре и декабре 2015 года «Юкрейниан Кемикал Продактс» отгрузило в адрес ООО “Титановые инвестиции” 27171,4 тонны ильменита на общую сумму 73,7 млн грн. Поставки осуществлялись через порт “Южный” и Ильичевский морской порт в направлении Новороссийска, откуда руда доставлялась в Керчь. Эксперты также предполагали, что ильменит могли переправлять под видом другой руды, либо буксирами вывозить в открытое море на баржах, там перецеплять и другими буксирами доставлять в Крым.

Расследование в апреле 2016 года продолжила программа  “Слідство.Инфо“, проследившая путь следования ильменита из мест добычи на аннексированный полуостров. Журналист Александр Гуменюк предоставил документальные доказательства поставок ильменита из Ильичевска в закрытый и подсанкционный порт Керчи. По этому факту Военной прокуратурой Южного региона Украины было открыто уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного  ч.3 ст. 332-1 УК Украины – нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию.

Заметим, что без согласования  на самом высоком уровне украинской власти такой “прорыв” блокады Крыма для поставок ильменита на завод Фирташа был бы невозможен. Точно так же, как и продолжение работы железнодорожной ветки до “Титана” в то время, когда сообщение с оккупированным Крымом было закрыто правительством Украины с декабря 2014 года.   Но к весне 2016-го, похоже, президентский зонтик над головой Дмитрия Фирташа закрылся. 

Поставки ильменита морем позволили заводу функционировать, однако его положения не улучшили. По данным того же “министерства” промышленной политики Крыма, в 2015 году “в связи с неполной загрузкой производственных мощностей на Армянском филиале ООО «Титановые Инвестиции» снизилось производство двуокиси титана, серной кислоты и сульфата железа, работает только один цех Титан-2”. Выпуск основных видов продукции в натуральном выражении за 2015 год по данным предприятия составил:

– двуокиси титана – на 23 % меньше показателя за 2014 год;

– серной кислоты – на 93,8 % меньше показателя за 2014 год.

Следующим ударом по российскому бизнесу Д.Фирташа стало введение в октябре 2016 года украинских санкций в отношении московского ООО «Титановые инвестиции» и намерение ввести ограничения в отношении «Юкрейниан Кемикал Продактс». В представлении Военной прокуратуры Южного региона Украины по этому поводу предлагается временно приостановить внешнеэкономическую деятельности отечественной компании из-за нарушения торгового эмбарго с Крымом. Если санкции будут введены, а главное – обеспечено их выполнение, филиалу “Титановых инвестиций” придется переориентироваться на сырье из Китая и Шри Ланки. В таких условиях конечный продукт можно будет отправлять только в Россию, а его цена окажется выше зарубежных аналогов.

Производство титана. Фото РБК-Украина

Производство титана. Фото РБК-Украина

Как обеспечить производство водой?

Кроме всех перечисленных, у “Титана” есть и еще одна проблема – недостаток технической воды. Дело в том, что процесс производства диоксида требует применения большого количества жидкости и отсутствие днепровской воды в Северо-Крымском канале, снабжавшем завод, сразу дало о себе знать. Первое время нехватку воды пытались компенсировать бурением скважин, однако вскоре подземные воды настолько перенасытились солями, что их применение стало невозможным.

Чтобы решить этот вопрос, осенью текущего года руководство предприятия заявило об очередных расходах – намерении построить мощный комплекс по опреснению морской воды стоимостью 40 миллиардов рублей. Его строительство займет более двух лет. Все это время придется бурить новые скважины, в результате чего территория рискует превратиться в зону экологического бедствия.

Вдобавок к этому придется раскошелиться на строительство железнодорожной ветки, чтобы исключить завоз сырья через территорию Украины. Стоимость этих работ составит более полумиллиарда рублей.

Все эти проблемы — если, конечно, они на этом закончатся — ставят под сомнение светлое будущее химического гиганта. Можно продолжать дискуссии о том, насколько эффективны экономические санкции в отношении России, но в данном случае они работают – падает эффективность производства, растут расходы, снижается производительность. Такова расплата за тот выбор, который сделал Дмитрий Фирташ до и во время оккупации Крыма. 

Официальный сайт “Крымского титана” закрыт, страничка уже с новым названием украинской компании Ukrainian Chemical Products сообщает, что сайт на реконструкции.  О новостях из жизни завода в оккупированном Крыму можно изнать из странички Вконтакте группы “Крымский титан”, которую ведут его работники. На протяжении октября-декабря этого года главной темой в обсуждении была невыплата зарплаты (или выплаты по 30-50%) и слухи о  продаже завода Роттенбергу.

i-204ys0ovy

“Бабушки активно обсуждают то, что “друг Путина купил завод и теперь заводчане заживут:)”- пишут в соцсети.  другие опровергают: “мне вчера сказали что никто не может нас выкупить, потому что оборудование все заложено в укр.банках)”. И много демотиваторов…