Херсонский морпорт: смена директора перед приватизацией

Власть

Коллектив и профсоюз вполне успешного госпредприятия «Херсонский морской торговый порт» вошли в конфликт с родным министерством. Причиной послужил недавно проведённый Мининфраструктуры конкурс на занятие вакантной должности директора госпредприятия. По результатам этого конкурса победу одержал одессит Андрей Соколов, который вскоре должен будет сменить херсонца Игоря Ткаченко. Против назначения нового директора и выступили работники морпорта: говорят, молодой, неопытный и планирует приватизацию части порта. Хотя, если ВР Украины все-таки утвердит проект Кабмина, то приватизировать Херсонский морпорт придется и старому директору, если коллектив его отстоит.

«Конкурс прошёл не прозрачно. Победителем его определён работник министерства, помощник бывшего первого заместителя министра инфраструктуры Шульмейстера, он же — председатель этой конкурсной комиссии. Тут, наверное, невооружённым глазом видно: чьи интересы преследуются и кто кого хочет пристроить на тёплое место», — рассказал глава профсоюза комитета ГП «Херсонский морской торговый порт» Валерий Тернавский.

Контракт с Игорем Ткаченко, который пробыл на должности директора Херсонского морпорта почти 4 года, закончился в октябре 2015-го. Коллектив предприятия обратился в Мининфраструктуры с просьбой продлить договор с руководителем. В Министерстве согласились, но договор продлили сроком всего на 1 месяц, и объявили конкурс на открывшуюся вакансию. По результатам презентации конкурсного предложения победителем признали 33-летнего коренного одессита Андрея Соколова. Рабочие категорически против предстоящего назначения, аргументируя своё возмущение молодым возрастом и отсутствием опыта победителя. К примеру, докер-механизатор Борис Карбовниченко уверен, пока новый руководитель разберётся, что и к чему, отлаженный годами механизм пошатнётся и порт потеряет многое.

222599800

Портовики также отмечают, что на протяжении прошлого года их зарплата подымалась четырежды, в общей сложности на 30%. Порт получил почти 50 миллионов чистой прибыли, а в бюджеты всех уровней перечислено свыше 84 миллионов гривен, в том числе в казну Херсона – более 9 миллионов. В программе, которую предлагает херсонскому порту Андрей Соколов, более всего работников пугает потенциальная приватизация и разделение предприятия.

“Есть возможность дробления порта, — поясняет докер-механизатор Роман Макаров. — То есть, будут передаваться причалы в субаренду, и порт разделится на несколько отдельных предприятий. На мой взгляд, это самое плохое, что может быть. Плюс у нас сработавшийся коллектив и разделять его — тоже нехорошо», — говорит Соколов.

По словам херсонских портовиков, проблема смены руководителя коснулась не только их -Бердянский и Ильичевский порты попадали в схожую ситуацию. Делегаты 7-го съезда профсоюза работников морского транспорта Украины в ноябре прошлого года направили руководству Мининфраструктуры обращение о «недопустимости продолжения контрактов с руководителями успешно работающих предприятий только на один, три или шесть месяцев». Однако реакции нет по сей день, говорит Валерий Тернавский, который также является заместителем председателя профсоюза работников морского транспорта Украины. Портовик также отмечает, что годами ранее существовала удобная система, когда руководителю стабильно работающего предприятия просто продлевали контракт. Без каких-либо конкурсов и презентаций. Валерий Тернавский уверен, возвращение к старой, проверенной практике помогло бы не только херсонскому, но и многим другим портам Украины.

222599819

“Раньше существовала хорошая система, когда руководитель стабильно работающего предприятия заканчивался контракт, заключающийся на 3-5 лет, ему просто этот контракт продлевали. У нас же последнее веяние: если закончился срок контракта — нужно обязательно проводить конкурс», — говорит Тернавский.

Не добившись ответа от Мининфраструктуры, портовики обратились к представителям областной власти. Тут их принять согласились не сразу и раздосадованные рабочие организовали пикет под стенами Херсонской администрации. Позже руководство области, с учетом несогласия коллектива, предложило министерству назначить Андрею Соколову испытательный срок в два месяца. По мнению первого заместителя главы Херсонской облгосадминистрации Валентины Сичевой, этого срока будет достаточно для того, чтобы рабочие присмотрелись и оценили нового руководителя, а новому руководителю хватит времени проявить себя и найти точки соприкосновения с коллективом.

Центру журналистских расследований удалось связаться с Андреем Соколовым, и в телефонной беседе он рассказал, что свою карьеру начинал в Одессе, в морском транспортном банке, работал в сфере транспортных экспедиций. Сейчас — сотрудник консалтинговой компании. Летом 2015-го пришёл волонтёром в Министерство инфраструктуры. Ныне является консультантом Национального совета реформ. Противодействие коллектива его назначению связывает с плохой информированностью.

222599858

«У меня складывается впечатление, что трудовой коллектив вводят в заблуждение. Как относительно меня, так и относительно моих планов в морском порту. Соответственно, что делать? Выводить коллектив из этого заблуждения, говоря о своих планах и о том, что я собираюсь делать. Планы довольно большие и они есть в презентации. Но основное — это вернуть грузы в порт, потому что у меня создаётся впечатление, что порт способен на больше,» — рассказал победитель конкурса Мининфраструктуры.

Впрочем, как выяснилось, с момента оглашения результатов конкурса, Андрей Соколов на территории морпорта ещё ни разу не был, и с его работниками не встречался. В свою очередь работники Херсонского морпорта не соглашаются с предложением областных властей о двухмесячном испытательном сроке для нового директора и даже грозят не допустить его на проходную предприятия. 

“Мы будем защищать порт всеми возможностями, потому что другого пути у нас нет. Само государство ведёт с нами нечестную игру. Вы видите, на наше мнение не реагируют, с нашим мнением не считаются. Просто государство давит нас, как может. Нам остаётся один способ — защищаться тем же, нечестным способом, так сказать: встанем — и не пустим нового директора. Другого выхода нет», — рассказывает слесарь-портовик Дмитрий Маценко.

По словам портовиков, двое из пяти участников конкурса на должность директора обжаловали решение комиссии Мининфраструктуры, третьим ожидаемо может стать и нынешний руководитель Игорь Ткаченко. Заметим, публично он никак не высказывает свое несогласие с результатами конкурса, с протестами выходят только его подчиненные и профсоюз. Наибольшее опасение у них вызывает грядущая приватизация порта, однако нужно понимать, что если соответствующее решение будет принято Верховной Радой Украины, то выполнять его будет любой директор — и старый, и новый. По проекту Кабинета министров, приватизации будут подлежать 13 государственных морских портов.