Чистая и недорогая вода: миф или реальность?

Ученые давно доказали, что от качества и минерального  состава воды, которую  пьёт человек, зависит его физическое состояние. К сожалению, питьевая вода в Крыму высоким качеством  не отличается. В последние годы около 65 процентов проб воды из коммунальных водопроводов по своим  санитарно-химическим показателям  не отвечают  санитарно-гигиеническим требованиям. И основной причиной этого является катастрофическое состояние водопроводов, средств для реконструкции и замены которых у бюджетов всех уровней, как известно, не хватает.

Уже на протяжении многих лет решить проблему обеспечения водой крымчанам помогают несколько международных программ, посольства нескольких стран также предоставляют гранты сельчанам и местным органам власти. Самые известные  —  Программа развития и интеграции Крыма ООН (ПРИК ПРООН) и Украинский фонд социальных инвестиций (УФСИ). Получая от них значительную часть необходимой суммы и вкладывая собственные средства, жители сельских районов, создав так называемые органы самоорганизации населения, уже на протяжении многих лет  строят у себя в сёлах новые водопроводы, чтобы  получать недорогую и хорошего качества воду.

Эти проекты оказались весьма действенны и популярны среди сельчан. Волна самоорганизации населения захватила почти все районы Крыма. Дело это благое и нужное: вода в дома людей приходит теперь чистая, да  ещё и круглосуточно, но  зачастую неразрешимыми становятся финансовые вопросы. Так, сегодня жители села Надежда Советского района оказались перед перспективой платить за воду слишком высокую цену. Но, прежде чем перейти к анализу сложившейся проблемы, в двух словах расскажем, что собой представляют ПРИК ПРООН и УФСИ.

«Программа развития ООН является глобальным агентством Организации Объединенных Наций, которое предоставляет странам мира доступ к знаниям, опыту и ресурсам, помогая людям строить лучшую жизнь», — так позиционирует себя Программа развития и интеграции Крыма, основная задача которой —  эффективно планировать, координировать и контролировать проекты ПРООН, чтобы обеспечить высокое качество их реализации. Эта организация начала свою работу в Крыму в 1995 году. Через десять лет к ней присоединился Украинский фонд социальных инвестиций. Он создан с целью поддержания наименее социально защищенных слоев населения, а также инициатив территориальных громад и гражданских организаций.

Обе организации инвестируют деньги международных доноров в социальную сферу, в том числе в ремонт объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в сельской местности. Донорами УФСИ в разные годы были Мировой банк, правительства Великобритании, Швеции, Японии, Германии, фонд имени Чарльза Стюарта Мотта.

Соглашение с подвохом

В нашей истории жители села Надежда, объединившись в Сообщество и дав ему название «Надежда», 10 октября 2010 года подписали рамочный договор с УФСИ, который предполагал совместное финансирование проекта по капитальному ремонту старого, давно сгнившего местного водопровода. Доля УФСИ в финансировании – 90 процентов стоимости проекта, Сообщество, соответственно, вносит 10 процентов. Кроме этого УФСИ возложило на себя функции обучения Сообщества поэтапным движениям по всем направлениям работ и технический авторский надзор. Третьей стороной соглашения выступил Ильичевский сельский совет, на балансе которого якобы находится старый водовод.

«Мы объявили конкурс. Громада на общем собрании проголосовала, что будет делать водопровод. Люди собрали деньги, сделали проект, предоставили его нам. И на этом основании было подписано рамочное соглашении. После этого Сообщество внесло свой десятипроцентный взнос. Были проведены работы по капитальному ремонту. Затем готовый объект мы сдали собственнику,  и ушли», — рассказывает руководитель Крымского регионального представительства УФСИ Владимир Крищук.

Теперь чистая артезианская вода должна пойти в дома. Громада из числа членов Сообщества избрала человека, полностью подотчетного ей, и наделила его полномочиями эксплуатировать новый водопровод. Теперь тариф на воду должен рассчитываться по фактическим ежемесячным затратам и будет определяться реальная себестоимость воды, потребляемая за месяц.

«Тариф станет низким и справедливым», — говорит председатель Сообщества Людмила Бенсейтова.

Но уже после того, как водопровод был построен, возникла ситуация, о которой людей никто не предупреждал  и к которой они были абсолютно не готовы: Сообщество, по словам его членов,  может эксплуатировать водопровод, только взяв его у Ильичевского сельсовета в аренду, вследствие чего тарифы моментально взлетят.

Шамиль Каримов

Их слова подтверждает бывший заместитель главы райгосадминистрации Советского района по коммунальному хозяйству Шамиль Каримов, который на протяжении многих лет помогал реализовывать аналогичные проекты в селах своего района. «Как только водопровод становится коммунальной собственностью, ставится задача передать этот объект в аренду. Произойти это может тогда, когда у сельсовета нет своего коммунального предприятия, а эксплуатировать и обслуживать водопровод кому-то надо. Тогда система водоснабжения, согласно закону «Об аренде государственного и коммунального имущества», передается только в платную аренду», — информирует Каримов.

У Илличевского сельсовета коммунального предприятия нет, и статья 3 закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» подтверждает выше сказанное.

Получается, что Сообщество строило, люди тратили свои сбережения, а теперь сельский совет, который не внес ни копейки в ремонт, только на основании статуса балансодержателя будет с них брать семь процентов годовых от стоимости водопровода – объекта, который они же и построили…

«Более того, формулировка «капитальный ремонт» — формальная, только на бумаге. Это делалось для того, чтобы удешевить и ускорить оформление всех разрешающих строительство документов. На самом деле нами создан абсолютно новый водопровод, строительство которого обошлось в 749 тысяч гривен, из которых 134 тысячи вкладывали жители села. И теперь нам, построившим водопровод, хотят сдавать его же в аренду и брать с нас арендную плату», — возмущаются жители села Надежда.

Отметим, что в справке, которую до начала строительных работ сельсовет передал УФСИ, сельский голова отмечает: «водопровод, балансовая стоимость которого две тысячи гривен, находится на балансе Ильичевского сельсовета». То есть,  старый водопровод находился в таком плачевном состоянии, что стоимость его уже составляла  всего на всего две тысячи гривен!

«При этом  сельский совет ни во время проектирования нового водопровода, ни во время его строительства и пуско-наладочных работ финансового участия не принимал, лишь наблюдал, что у людей получится», — рассказывают сельчане.

А в результате получилось то, что получилось: теперь уже из 800 тысяч гривень балансовой стоимости водопровода в соответствии с законом об арендной плате семь процентов  будет входить в ежегодный тариф на воду. То есть, арендная плата для 165 дворов села Надежда ежемесячно будет составлять 4,7 тысячи гривен помимо других составляющих тарифа.

Советник по региональному развитию ПРИК ПРООН Айдер Сейтосманов отмечает: «Если бы Сообщество изначально в договоре прописало не «реконструкция», а «строительство», тогда водопровод оказался бы на балансе Сообщества. Но в этом случае создание водопровода обошлось бы во много раз дороже. Международные программы пытаются найти законно разрешенные формы, которые максимально облегчат реализацию проектов».

Получается, что УФСИ, предложив такую удобную форму реализации проекта (что подтверждает и руководитель Крымского регионального представительства УФСИ Владимир Крищук), с одной стороны, уменьшил его стоимость и время реализации, а с другой – поставил громаду перед проблемой, с которой она теперь должна разбираться самостоятельно. Если бы люди изначально были проинформированы о подобных подводных камнях, то у них была бы возможность до подписания соглашения произвести подсчеты и понять, что для них выгоднее: производить капстроительство или в дальнейшем платить арендную плату. Но, увы, Фонд проанализировал лишь период строительства и сегодня констатирует, что вопросы о праве собственности и аренде — не в его компетенции.

«Вопрос собственника не наш. Вмешиваться в их борьбу мы не можем», — подытоживает Владимир Крищук.

Кто виноват и что делать?

По словам Айдера Сейтосманова, органы самоорганизации населения, получая проектные деньги целевым назначением, выступают в роли «почтальона» между Фондом и балансодержателем объекта, на ремонт или реконструкцию которого направлены средства. И, как правило, сообщества граждан подписывают протоколы, где соглашаются вкладывать свои деньги, чтобы Фонд принял решение финансировать объект именно в их селе, а не в другом (таким предметом договора может быть как водопровод, так и газопровод, школа, детсад и другие объекты инфраструктуры).

жительница села Надежда

«Местным жителям это надо понимать и быть готовыми к тому, что, вкладывая свои средства, они не становятся собственниками, а только показывают свою сопричастность, что способствует в дальнейшем их бережливому и экономному отношению, например, к водопользованию», — отмечает Айдер.

Получается, что Сообщество, подписав соглашение, согласилось с тем, что сельсовет, как балансодержатель, может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению (в рамках закона). Вот так маленькая безобидная хитрость оборачивается серьезной проблемой. Тем не менее, сельчане, вкладывая собственные средства, то есть, инвестируя в реконструкцию, а, по сути, в строительство новых водоводов, имеют все основания не только претендовать на то, чтобы самим их эксплуатировать, но и считать себя  их совладельцами.  На наш взгляд, данная ситуация нуждается в серьезном юридическом анализе и корректировке практики реализации проектов УФСИ и мы к ней обязательно вернемся. Сейчас же подробнее остановимся на решении проблемы членов  Сообщества «Надежда», которые внесли в проект даже больше средств, чем предполагалось изначально. При подготовке материала выяснилось, что вопрос, кто же на самом деле является балансодержателем водовода в селе Надежда,  весьма спорный.

Сельский голова Татьяна Ленивенко утверждает, что водопровод находится на забалансовом счете сельсовета с 2000 года. На информационный запрос ОС «Надежда» по этому поводу  голова отвечает: «Данная система водоснабжения села Надежда неоднократно передавалась в аренду частным предприятиям, в 2011 году данное имущество было возвращено в коммунальную собственность Ильичевского сельского совета.

Шамиль Каримов, экс-замглавы Советской РГА, это письмо комментирует так: «По моему мнению, сельский голова неимоверными усилиями подтасовывает документы. Решения сессии о принятии объекта в коммунальную собственность не было в природе. Больше десяти лет водопровод бесхозный. У бывшего его хозяина — совхоза «Надежда», который давно ликвидирован, прежний голова Ильичевского сельсовета водопровод на баланс не взяла, чтобы избежать ответственности за плохое качество воды, так как уже в те годы водопровод находился в плачевном состоянии. Нигде по бухгалтерским документам этот объект не проходит. Задним числом написали акт приема-передачи. К тому же Ленивенко утверждая, что объект по бухгалтерским документам находится в забалансовом счете,  подтверждает, что водопровод чужой, так как в данный счет вносят имущество, которое берут в пользование, но которое не является их собственностью».

«Не могу объяснить, почему объект числился на карточке забалансового учета, так как я этого не делала. Знаю одно – водопровод  числится за нами», — утверждает председатель Ильичевского сельсовета Татьяна Ленивенко.

По ее словам, она не враг своим сельчанам и все сделает для того, чтобы они не оказались обиженными. «Пока декларация о завершении строительства находится на доработке, объект никому еще не передан. Как только получим декларацию, сразу поднимем вопрос о передаче объекта в управление Сообществу. Как орган самоорганизации населения оно имеет полномочия управлять имуществом громады. И никакая аренда в этом случае не рассматривается», — отмечает председатель сельсовета.

Но, по мнению Каримова, сельский голова лукавит.

«Председатель сельсовета может говорить что угодно, но слова к делу не пришьешь, — говорит Каримов. – По закону любые предприятия и организации, которые не являются коммунальными, учрежденными сельсоветом, получить в коммунальное управление объект не могут – только в аренду! В противном случае придет прокуратура, проверит и опротестует подобное решение. Тогда люди еще и штрафные санкции будут оплачивать».

По убеждению бывшего замглавы райгосадминистрации Советского района, структуре, которая «сидит» на дотациях, доверять не следует, и  Сообществу надо становиться не просто управленческой организацией, а именно собственником своего «детища».

«Сельский совет сегодня, к сожалению, не выполняет свои функции. И далеко не всегда выступает защитником интересов своих граждан. Государство теперь ставит задачи формировать общественные организации, чтобы они занимались вопросами благосостояния громад, — подчеркивает Шамиль Каримов. — И неважно, прибыльная организация или нет. Она может вести хозяйственную деятельность!  Если сообщество смогло построить водовод, значит, сможет эксплуатировать и содержать. Тем паче, что оно – юридическое лицо, имеющее печать, расчетные счета и прочее. Эта неприбыльная организация, которая будет эксплуатировать водопровод для удовлетворения собственных социальных потребностей. И может работать по принципу обществ совладельцев многоквартирных домов, тоже, кстати, неприбыльных организаций, которые, являясь собственниками своих квартир, становятся совладельцами всего дома».

В последние годы в Крыму самоорганизации рождаются как грибы после дождя: люди все яснее начинают понимать, что свое будущее надо брать в собственные руки. Однако из нашей истории становится понятно, что перед тем, как подписать договор, необходимо учесть и  проанализировать все возможные повороты событий.

«И надо помнить, что не коммунальные хозяйства, где наемные работники получают установленную зарплату, а кооперативы, частные предприниматели и сообщества, объединенные общей идеей, будут добросовестно работать. Именно такие формы хозяйствования могут гарантировать хорошее качество предоставляемых услуг, ведь здесь работники отвечают доходом своей семьи и собственным благополучием», — подчеркивает Шамиль Каримов.

И хотя, как говорится, «от добра добра не ищут», Сообщества должны заранее определиться, кто в будущем будет балансодержателем отремонтированного или заново построенного водопровода или иного объекта. После этого смело идти по уже проторенной до них дорожке…

Фото автора, Феодосийского портала и сайта vodainfo.com