Видеоблог Валентины Самар о вероятности того, что седьмой год оккупации Крыма РФ транформируется в первый год его освобождения. Ряд официальных мероприятий и медиапроектов, посвященных уже шестой годовщине оккупации АР Крым и Севастополя, в очередной раз показали, что у нынешней власти нет стратегического видения путей деоккупации крымского полуострова.
Как его не было у власти предыдущей. Точнее, пока президент Зеленский идет путем урегулирования международного вооруженного конфликта, на который в рамках «нормандского формата» согласился его предшественник — президент Порошенко. И этот путь очень устраивает хозяина Кремля Путина, потому что «минские договоренности» предусматривают возвращение Украине разоренных территорий в Луганской и Донецкой областях без возврата полного украинского суверенитета над ними. И «минский план», как и «нормандский формат», не имеют в повестке дня пункта о Крыме и Севастополе. Как внести этот вопрос в повестку дня нового или существующих форматов — главный вопрос для начала деоккупации Крыма. Президент Зеленский на форуме Age of Crimea (Время Крыма) подписал Указ о введении 26 февраля Дня крымского сопротивления оккупации Крыма. Смысл речи президента можно сформулировать всего тремя словами: вера, надежда, любовь.
Вера, что день освобождения Крыма наступит и надежда на мировое сообщество. И ничего о том, что же делать собственно Украине. Стратегию деоккупации ВОТ без широкого анонсирования, а потому для многих неожиданно представила партия «Голос». Ее название — Голос разума: стратегия холодной деоккупации Крыма и Донбасса. То есть, без горячей военной фазы. В этой Стратегии — восемь этапов, реализация которых займет не менее 7,5 лет. Крым — в последнем, восьмом. Он предполагает включение в повестку дня «нормандского формата» вопрос освобождения Крыма от российской оккупации. Кроме того, предлагают параллельные мероприятия на протяжении всех восьми этапов. Среди них: разработка согласованной с западными партнерами стратегии деоккупации и реинтеграции полуострова, принятия унифицированного единого закона о «Об оккупированных территориях» и закона «О коренных народах», отмена режима СЭЗ «Крым». В Конституции Украины закрепляется Крымскотатарская национальная автономия. Авторы стратегии уверены, что она будет реализована, если ее поддержит общество и президент и власть в целом, поэтому готовы к предложениям и обсуждения общественно согласованных наработок.
Было бы хорошо, чтобы согласованность в обществе началась с согласованности действий между парламентом и правительством. К примеру, недавно в ВР зарегистрирован законопроект о Национальном агентстве Украины по вопросам преодоления последствий вооруженной агрессии РФ, которое должно подготовить консолидированную претензию Украины к агрессору России, определить общий объем ущерба, убытков, а также видов и форм материальной и нематериальной ответственности РФ за вооруженную агрессию против Украины.
Здесь депутаты были солидарны, потому что проект подан в соавторстве представителей фракций «Слуга народа», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос». То есть, все кроме фракции кума Путина, что логично. Однако действующим на сегодня является постановление правительства с декабря 2018 года, которым была создана Межведомственная комиссия по вопросам обобщения правовой позиции государства по отражению и сдерживания вооруженной агрессии РФ и подготовки консолидированной претензии Украины к России. То есть, правительственная Комиссия создавалась с точно такими же задачами, которые прописаны в проекте для Агентства, и уже наработала определенный массив данных о потерянных активах. Такая же несогласованность и с подготовкой проекта об изменениях или отмене закона о СЭЗ «Крым» — его нарабатывают в МинветТОТ, Комитете по правам человека ВРУ и в партии «Голос». Излишне говорить, сколько времени и ресурсов будет сэкономлено, если указанные шаги будут синхронизированы в ветвях власти и представителями различных политических сил, цель у которых одна — деоккупация Крыма и Донбасса.