Краденный порт Евпатории оккупационное правительство Крыма продало фирме-прокладке по цене скандальной квартиры певицы Долиной

Расследования
Евпатория и ее порт (справа) с высоты, август 2006 года. Фото: nesiditsa.ru

Оккупационные власти Крыма продолжают распродажу краденного имущества Украины. Следом за Ялтинским портом, который в августе продали структурам друга Путина, подсанкционного миллиардера Аркадия Ротенберга, с молотка ушел Евпаторийский морской торговый порт. Его «продали» единственному участнику торгов по стартовой цене – 192,9 миллионов рублей (около 2,4 млн. долларов). То есть, немного дороже московской квартиры пропутинской певицы Ларисы Долиной, скандальная история «квартирного вопроса» которой продолжает качать российские медиа.

Евпаторийский порт выставили на продажу вместе с Ялтинским в начале июля, но за неделю до торгов почему-то сняли с продажи. Победителем повторного «аукциона» стал его единственный участник – московское ООО «Центр развития спорта «Перспектива», имеющее все признаки подставной фирмы-прокладки. Ее единоличным учредителем и руководителем является Гусакова Оксана Владимировна (1980 г.р., паспорт: 4004745122). До 2022 года она была в соучредителях московской похоронной фирмы «Каменный цветок», а еще раньше — питерского предприятия «ЦИР Энерготрон» по проведению сантехнических работ. Интересная деловая палитра.

Но зарабатывает на жизнь Гусакова другим: за 2,5 тысячи рублей в час помогает людям «разобраться в себе, наладить отношения с близкими и найти сопротивление в себе», а также избавиться от чувства вины и стыда. То есть, Оксана Гусакова в своих соцсетях предлагает услуги психоаналитика, но на эти деньги порт не купишь. У мужа «владелицы» краденого Евпаторийского порта — Дмитрия Яценко — есть свой бизнес в г. Истра Московской области: он имеет доли в четырех компаниях, которіе занимаются электросвязью, электромонтажными работами, деятельностью ресторанов и руководит пятью организациями, среди которых два дачных кооператива. Но прибыли всех вместе взятых на порт в Евпатории тоже не хватит.

Оксана Гусакова

Оксана Гусакова, учредительница фирмы-прокладки, которая «купила» краденный Евпаторийский морской торговый порт. Фото: соцсети

«Центр развития спорта«Перспектива» с уставным капиталом в 100 тысяч рублей была зарегистрирована в 2021 году и специализируется на деятельности спортивных объектов. Как свидетельствуют публичные данные российских реестров, фирма подает «нулевые» финансовые отчеты, и, скорее всего, не ведет никакой деятельности. Работников нет, доходов и налогов – ноль. То есть, классические «Рога и копыта».

Эта фирма-пустышка и стала «собственницей» Евпаторийского порта и его прибрежного имущества в центре курортного города: трех земельных участков общей площадью более 6,4 гектара (запомните эту цифру) и 21 объекта недвижимости площадью 8,7 тысяч кв. метров – это нежилые помещения, мастерские, склады.

Карта-схема границ территории и акватории Евпаторийского порта. Фото: bsamp.ru

Евпаторийский морской торговый порт пришел в упадок после оккупации Крыма Россией. Вооруженная агрессия России повлекла закрытие Украиной судозаходов в крымские порты и введение западных, так называемых «крымских санкций» ЕС, США и многих других стран, которые будут действовать до деоккупации Крыма и Севастополя. Ограничения, среди прочего, предусматривают запрещение судозаходов в порты Крыма и любые трансакции с оккупационными контрагентами. Следовательно, если к 2014 году грузооборот порта Евпатории составлял почти миллион тонн, то уже в 2020 году там переваливали чуть более 200 тысяч тонн, при этом убытки достигли 47 миллионов рублей.

На момент «продажи», в штате когда-то крупнейшего предприятия города было аж девять сотрудников. Имущество порта начали понемногу распродавать еще раньше. К примеру, теплоход «Янина», возивший отдыхающих на морские экскурсии вдоль побережья более 30 лет, простаивал с 2019 года. В конце концов, в этом году его продали почти за шесть млн рублей.

Теплоход «Янина», Евпаторийский морской торговый порт. 28 июля 2009 года. Фото: odessatrolley.com

Крымские гауляйтеры и их российские кураторы обещали портам светлое будущее – ремонты, реконструкции, многомиллионные перевалки грузов и экспортные маршруты во все концы света. Однако в результате единственным выходом для портов, не задействованных в военной логистике, стала распродажа. Его оккупационные власти готовили заранее: в августе 2024 года правительство РФ закрыло порты Ялты и Евпатории на реконструкцию, а в конце года вывело их из состава предприятия «Крымские морские порты».

С этого времени АО «Евпаторийский морской порт» руководит  Зырянов Сергей Геннадиевич. Этот 48-летний коллаборант возглавлял до оккупации коммунальное предприятие «Старый город» и был депутатом Центрального райсовета Симферополя от Партии регионов. Затем засветился в оккупационном «министерстве внутренней политики, информации и связи Крыма», а с 2018 по 2020 годы возглавлял это «министерство».

Зырянов является учредителем и руководителем нескольких фирм, связанных с кибер-спортом и страйкболом. Далее распространил свой бизнес на новые оккупированные территории, зарегистрировав ООО «Эковенд» в с. Малоалександровка Скадовского района Херсонщины. А уже в декабре 2024 года Зырянов «всплыл» в Евпаторийском порту. Несмотря на занесение в базу ГУР МОУ «Война и санкции», Зырянов до сих пор не попал ни в один список подсанкционных лиц.

Сергей Зырянов, коллаборант. Фото: politika-crimea.ru

«Крымские морские порты» описывают Евпаторийский порт как «современный универсальный транспортный узел, специализирующийся на перегрузке генеральных и навалочных грузов», а также на «добыче морского песка и их отгрузке на морские суда и автотранспорт». И это тоже интересная часть этой истории продажи украденного Россией актива Украины.

В состав Евпаторийского порта входит восемь причалов: пять из них в Евпатории, еще три – на озере Донузлав, а территория занимает площадь в 24,55 гектара. В условиях фактической остановки работы порта именно деятельность на Донузлаве остается главным кормильцем порта: от 70 до 90% его доходов приходится на добычу песка, которая во все времена была варварской, а после оккупации Крыма из-за бешеной застройки приобрела катастрофические масштабы, что привело к размыванию местных пляжей, сокращению популяции некоторых видов ихтиофауны и просадке домов местных жителей.

Причал для загрузки песка, добытого на озере Донузлав. Фото: kartin.papik.pro

Территория Евпаторийского порта на Донузлаве составляет более 18 гектаров – это три четверти общей площади территории порта. Но странным образом донузлавская доля осталась вне скобок аукциона. Вспомним вышеназванную цифру: в описании лота фигурирует всего 6,4 гектара. Куда делась самая «вкусная» с точки зрения нынешней потенциально прибыльной деятельности часть территории Евпаторийского порта? Информация о распределении земельных участков, принадлежащих территории порта, и передачу имущества на этой территории нигде не звучала.

Логично предположить два варианта. Первый – донузловский портопункт с участками добычи песка продадут или отдадут в пользование «адмиралам песчаных карьеров», как мы называли условную группу компаний «Суэста» из Севастополя, где в учредителях — отставные офицеры ЧФ РФ и которая вела варваскую добычу песка на Донузлаве. 

Второй: эту часть гражданского порта Евпатории, еще и привлекательную, учитывая прибыльную добычу песка, окончательно передали Минобороны. В 2014 году ЧФ РФ обустроились на захваченной Южной военно-морской базе ВМС Украины в поселке Новоозерном, а перед началом полномасштабной войны РФ против Украины неподалеку построили новый арсенал. Традиционно, бесконтрольность военных и слепое бездействие гражданских властей приносит обоим немалые коррупционные доходы. Наблюдаем дальше.

Это журналистское расследование проведено и опубликовано в рамках проекта Института развития региональной прессы «Экстренная поддержка расследовательной журналистики в Украине», внедряемого при поддержке International Media Support (IMS)