СМИ выяснили, чьи деньги помогли Зеленскому победить во втором туре

После первого тура кампанию Владимира Зеленского «дофинансировали» на 51 млн грн.

Как пишет LIGA.net, издание изучило данные и выяснило, чьи деньги помогли Владимиру Зеленскому победить во втором туре и стать шестым президентом страны, пишет Центр журналистских расследований.

Победа Зеленского в первом туре (он набрал 30,24%) официально стоила 105 млн грн. Это был шестой по размеру избирательный фонд, наибольший был у Петра Порошенко — 416 млн грн. Зеленский и его команда очень эффективно провели кампанию: каждый голос «За» обошелся им всего в 16,5 грн. Для сравнения, Порошенко потратил на каждый бюллетень поддержки 137,3 грн, а самым неэффективным кандидатом оказался Сергей Тарута — 5 162,2 грн.

Согласно финальному отчету ЦИК, деньги до первого тура давали: три юрлица (суммарно 7,1 млн грн), сам Зеленский (11,6 млн грн), партия Слуга народа (15,7 млн грн) и 208 физических лиц (70,7 млн грн). Тогда журналист и сооснователь ГО Наші гроші Юрий Николов нашел среди доноров людей из окружения бывшего главы Администрации президента Сергея Левочкина и его зама Андрея Портнова, а также бизнесмена Павла Фукса.

Ко второму туру Зеленский привлек еще 51,2 млн грн.

«Без сенсаций: 97% средств внесла партия, оставшиеся 1,5 млн грн — девять физических лиц (в таблице выше). Среди доноров Зеленского нет известных людей. К тому же шестерым из них вернули деньги как непотраченные», — пишет издание.

За время подготовки ко второму туру голосования, штаб Зеленского потратил на 6 млн грн больше, чем привлек — 57 млн против 51 млн. Эту часть денег взяли из непотраченных денег в первом туре.

Самая большая статья расходов во время подготовки ко второму туру — оплата рекламы на телевидении (75%). Еще 10% — распространение агитматериалов и проведение митингов, а 9% — наружная реклама.

Главный бенефициар расходов на протяжении трех недель до второго тура — телеканал Украина, который получил 16,6 млн грн. На втором месте ТОВ «Концепт медиа» — компания, которая занималась размещением рекламы, получила 5,4 млн грн. Немногим меньше заработал телеканал 1+1 (5,38 млн грн).

За аренду Олимпийского стадиона, на котором проходили дебаты кандидатов, штаб Зеленского заплатил 1,7 млн грн.

Суммарно, за всю кампанию избирательный штаб официально потратил 156,4 млн грн. 80% всех денег получили 10 компаний. На первом месте — вышеупомянутая «Концепт медиа», занимающаяся размещением наружной рекламой (22,5 млн грн). Второе место занимает телеканал ICTV (19 млн грн), а третье — телеканал СТБ (17,1 млн грн).

Сколько именно потратил штаб Зеленского на рекламу в социальных сетях, достоверно неизвестно. В отчете ЦИК такого типа расходов нет. В интервью LIGA.Tech Михаил Федоров, куратор диджитал-кампании Зеленского и директор диджитал-агентства SMMStudio, заявлял о суммарном бюджете на кампанию в соцсетях в $250-270 000. В официальном отчете о расходах штаба Зеленского транзакций с компанией SMMStudio нет.

Напомним:

  • 30 апреля Центральная избирательная комиссия Украины установила официальные результаты второго тура выборов президента 21 апреля и объявила Владимира Зеленского, который набрал 73,22% голосов избирателей, новоизбранным президентом Украины.
  • Проигравший выборы президент Украины Петр Порошенко выступил единственным донором собственной избирательной кампании, которая обошлась ему в 585 млн грн. Это в четыре раза больше, чем затраты на выборы Владимира Зеленского, за которого в результате проголосовали втрое больше избирателей, чем за Порошенко, сообщало движение ЧЕСНО.
 
Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine