Украинские правозащитники дали 19 рекомендаций РФ по соблюдению гражданских и политических прав в оккупированном Крыму

Новости

Украинские правозащитники дали 19 рекомендаций РФ по соблюдению гражданских и политических прав в оккупированном Крыму.

Об этом говорится в соответствующем теневом Докладе о выполнении РФ Международного пакта о гражданских и политических правах, пишет Центр журналистских расследований со ссылкой на «Крымскую правозащитную группу».

Эксперты Крымской правозащитной группы, Украинского Хельсинского союза по правам человека, Регионального центра прав человека, Центра общественного просвещения «Альменда», Центра прав человека «ZMINA» при поддержке Программы USAID «Права человека в действии» разработали 19 рекомендаций для Российской Федерации:

1. Обеспечить обращение с украинскими моряками в соответствии с их статусом военнопленных.

2. Обеспечить отбывание наказания лицами, осужденными к лишению свободы, на оккупированной территории.

3. Прекратить давление на верующих УПЦ КП. Признать за УПЦ КП (ПЦУ) статус юридического лица на территории Крыма в соответствии с регистрацией, проведенной властями Украины. Вернуть храмы в пользование УПЦ КП (ПЦУ). Воздержаться от попыток захвата или разрушения храмов в будущем.

4. Обеспечить возможность бессрочного беспрепятственного проживания на территории Крымского полуострова граждан Украины.

5. Прекратить практику депортации граждан Украины и лиц без гражданства с территории Крымского полуострова.

6. Обеспечить надлежащее медицинское лечение граждан Украины, лишенных свободы. Обеспечить доступ украинского медицинского персонала к таким заключенным.

7. Прекратить практику удержания украинских заключенных под властью РФ, обеспечить их передачу властям Украины.

8. Обеспечить расследование факта применения летального оружия по отношению к Украинским морякам, задержанным в Керченском проливе.

9. Провести эффективное расследование всех фактов смерти лиц, находящихся в местах несвободы на оккупированных территориях.

10. Предпринять немедленные меры для прекращения практики применения пыток в Крыму, в том числе с целью давления, наказания или получения признательных показаний от задержанных лиц, политических оппонентов и активистов.

11. Провести эффективное расследование всех фактов пыток и жестоко обращения и обеспечить наказание виновных лиц.

12. Обеспечить соблюдение международного гуманитарного права при отправлении правосудия на территории Крыма, в том числе прекратить практику применения законодательства РФ

13. Прекратить незаконные политически мотивированные преследования лиц, включая преследования за позиции и высказывания в контексте территориальной принадлежности Крымского полуострова Украине.

14. Немедленно прекратить практику преследования в любых формах независимых журналистов, гражданских журналистов, отдельных СМИ, массовое блокирование доступа населения Крыма к независимым медиа, социальным сетям.

15. Прекратить препятствование деятельности общественных организаций, преследование членов таких организаций и инициатив как «Крымская солидарность», обеспечить возможность деятельности Меджлиса крымскотатарского народа.

16. Не препятствовать деятельности в Крыму международных независимых мониторинговых правозащитных миссий, в том числе межправительственных и межгосударственных правозащитных миссий с мандатом работы на территории Украины.

17. Обеспечить соблюдение и защиту права на образование на родном языке

18. Обеспечить условия для сохранения украинской идентичности, в то числе возможность изучения истории, культуры украинского народа.

19. Немедленно прекратить массовую милитаризацию детей на оккупированном полуострове.

В докладе также указано, что граждане Украины, проживающие на территории Крымского полуострова в силу Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны пользуется статусом защищенных лиц. Российская Федерация как оккупирующее государство обязано обеспечить населению оккупированной территории гарантии справедливого судопроизводства. Лишения защищенных лиц этих гарантий является серьезным нарушением международного гуманитарного права и может быть квалифицировано как военное преступление согласно ст. 8 Римского Статута Международного уголовного суда.

По информации правозащитников, зачастую нарушения права на справедливое судебное разбирательство оккупационными судами были допущены в отношении проукраинских активистов, представителей крымскотатарского национального движения с целью подавить сопротивление нелояльного к Российской Федерации населения. Характер уголовного преследования и обстоятельства подобных дел позволяют утверждать, что правительство России руководствовалось исключительно политической мотивами при вынесении обвинительных приговоров.

  • В Европейском Союзе призывают Украину ратифицировать в 2019 году Римский статут, чтобы признать юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) с тем, чтобы он мог расследовать военные преступления, совершаемые на ее территории.
  • Международный уголовный суд действует на основании Римского статута, принятого в 1998 году и вступившего в силу с 2002 года. Суд, базирующийся в Гааге, рассматривает преступления против человечности, случаи геноцида и военных преступлений.  Украина, несмотря на то, что еще не ратифицировала Римский статут, подала в МУС два обращения о признании юрисдикции суда по делам, связанным с событиями на Майдане, в Крыму и на востоке Украины.
  • В опубликованном 15 ноября 2016 года отчете прокурора МУС Фату Бенсуда по предварительному расследованию дела «Ситуация в Украине» отмечается, что ситуация в оккупированном Крыму равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией, а также указывается, что данный международный конфликт может быть расследован по нормам Римского статута.
  • 4 декабря 2017 года канцелярия прокурора МУС Фату Бенсуда опубликовала отчет за 2017 о действиях по предварительному расследованию событий на Майдане, в оккупированном Крыму и на востоке Украины.
  • В июле 2018 года Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сообщил, что Украина передала в Международный уголовный суд (МУС) списки всех иностранцев, которые воевали на Донбассе в рядах российско-оккупационных войск.