Социальная сеть Facebook приостановила деятельность в Украине аккаунтов и групп, которые вели скоординированные кампании по дезинформации. Идентифицировать обширную кампанию, которую вела «фабрика троллей», удалось на основе поведенческого анализа подозреваемых, а не содержания контента. Среди заблокированных страниц оказались аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka, Hyser, которые часто публикуют непроверенную информацию.
Об этом сообщил изданию Liga.Tech глава политики по кибербезопасности Facebook Натаниель Глейхер.
В общей сложности Facebook удалил 168 аккаунтов, 149 страниц, 79 групп. У них было в совокупности около 4,2 млн фолловеров. Примерно 400 тысяч аккаунтов присоединились к группам. Страницы и группы управлялись фейковыми аккаунтами, а имена постоянно менялись.
Натаниель Глейхер заявил, что идентифицировать обширную кампанию удалось на основе поведенческого анализа подозреваемых, а не содержания контента.
По его словам, в ходе расследования удалось установить, что удаленные аккаунты связаны с украинским PR-агентством Pragmatico. «Я думаю, что они расположены в Киеве. Но этот факт я бы дважды проверил», — уточнил Глейхер.
По данным Глейхера, бюджет, потраченный на рекламу в Facebook и Instagram, составляет примерно 1,6 млн долл. «Рассчитывались преимущественно в долларах», — уточнил он.
К примеру, один из самых дорогих постов на выборах был размещен в фан-группе «Я за Тимошенко — Фан Клуб». Он назывался «Если ты за победу Украины — жми лайк». Он принес миллион показов и мог обойтись, по оценкам Facebook, в 10 тыс. — 50 тыс. долл. Другие посты политиков, как правило, стоили в десятки раз меньше.
Глейхер подозревает, что организаторы кампании направляли людей за пределы Facebook на сайты, которые позиционировались как новостные. Примечательно, что в примерах удаленных страниц оказались аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka, Hyser, которые часто публикуют непроверенную информацию. Теперь они не работают.
Менеджер добавил, что PR-компания не работала на какого-то конкретного политика или бизнес. По его словам, фирма работала с различными клиентами с целью заработать деньги. И раскручивала такие темы как спорт, знаменитости, шоу-биз, политика и экономика.
По данным компании SimilarWeb, которая занимается web-аналітикой, у десктопной версии Znaj.ua около 20% трафика идет из социальных сетей, причем 88% от этого числа — доля Facebook. У Politeka — 12,3% и 84%. У Hyser — около 14% и 93%.
Подобные фирмы Facebook разоблачал в Израиле и Филиппинах. Глейхер подчеркивает, что украинская кампания не имеет связи с внешним миром и не является частью информационной войны со стороны России.
Напомним:
- Центр журналистских расследований в материале «Facebook — серая зона политической рекламы» писал, что социальные сети стали мощным средством политической агитации. Это показали президентские выборы и подтвердили парламентские. В течение последнего месяца перед выборами Верховной Рады количество политической рекламы в соцсети Facebook неуклонно росло, накануне выборов достигнув трех тысяч сообщений в день. Украинские политики и партии тратили на предвыборную рекламу и агитацию в социальных сетях сотни тысяч долларов. Однако в отчетах кандидатов они не указывались.