Стратегия деоккупации и реинтеграции Крыма является прерогативой СНБО — Юсуф Куркчи

Новости
Юсуф Куркчи, заместитель министра по вопросам ВОТ в 2016-2019 годах Фото: investigator.org.ua

Разработка и принятие государственной стратегии деоккупации АР Крым и Севастополя является прерогативой Совета национальной безопасности и обороны, а его решения вводятся в действие Указом президента. Стратегия деоккупации незаконно аннексированных РФ Крыма и Севастополя не может быть документом с открытым доступом.

Об этом заявил Юсуф Куркчи, экс-заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО, комментируя программе «Вопрос национальной безопасности» планы вновь созданного Министерства по вопросам реинтеграции  временно оккупированных территорий по разработке стратегии деоккупации и реинтеграции АР Крым и Севастополя.

Соответствующее письмо вице-премьера и министра по вопросам реинтеграции ВОТ Украины Алексея Резникова к председателю Верховной Рады Украины Дмитрию Разумкову Центр журналистских расследований получил из своих источников в парламенте. Министр сообщает, что Минреинтеграции «в рамках совершенствования государственной политики по деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной республики Крым и Севастополя планирует создание межведомственной рабочей группы по вопросам разработки Государственной стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной республики Крым и Севастополя».

Алексей Резников просит председателя Верховной Рады сообщить об этом председателям фракций и заинтересованным народным депутатам и, в частности, предоставить кандидатуры в состав рабочей группы.

Юсуф Куркчи, общественный деятель и первый заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО в 2016-2019 годах, к которому, среди прочих, ЦЖР обратился за комментарием относительно такой инициативы, выразил сомнение в компетенции Минреитеграции в самостоятельной разработке государственной стратегии деоккупации Крымского полуострова.

«Действительно, странным выглядит это письмо по той простой причине, что оно о намерениях создать некую межведомственную группу и это письмо родилось еще до того, как утверждено положение о самом министерстве. Если говорить о деоккупации и стратегии реинтеграции, то понятно, что эти вопросы напрямую связаны с вопросами национальной безопасности. Относятся эти вопросы к функционалу вновь созданного министерства? На мой взгляд, определяющим органом в вопросах национальной безопасности является Совет национальной безопасности и обороны Украины. То есть, такие инициативы должны рассматриваться в СНБО, где обеспечен ограниченный доступ. Я уверен, что подобного рода документы, связанные с деоккупацией Крыма, уже были разработаны СНБО. Поэтому я не думаю, что эта инициатива может стать эффективным инструментом, а скорее — наоборот», — отметил в комментарии Центру журналистских расследований Юсуф Куркчи.

Он напомнил, что за все время конфликтов, стороной которых является Российская Федерация, никто не слышал о подобных публичных документах ни от Грузии — о стратегии деоккупации Южной Осетии и Абхазии, ни от Молдовы — о стратегии деоккупации Приднестровья, ни от Азербайджана. Хотя, вероятно, они существуют, однако это документы с ограниченным доступом. Так же и стратегия деоккупации АР Крым и Севастополя и ее разработка должна быть информацией с очень ограниченным доступом.

«И намерение сделать публичным такой документ и пригласить к его разработке широкий круг специалистов (а у нас сегодня в вопросах деоккупации разбираются все, как в вопросах футбола и погоды) и политиков показалось странным. Потому как я плохо себе представляю, что это будет, если в этой рабочей группе будет участвовать, например, народный депутат Вадим Рабинович. А он имеет право, так как этим письмом приглашаются все «заинтересованные народные депутаты». Приглашать людей, которые в нарушение законодательства Украины посещают территорию страны-агрессора, встречаются с политическим руководством РФ, чтобы они участвовали в работе этой межведомственной группы, означает лишь, что любая идея, которая будет озвучена на заседании этой группы, будет отрабатываться специальными органами РФ, которые будут противодействовать такой работе. Это будет делаться с целью снизить эффективность, с целью доказать, что любые инициативы Украины в этом вопросе является безуспешными», — говорит Юсуф Куркчи.

Он также отметил, что сообщения о намерениях по созданию межведомственной рабочей группы как инициативы Минреинтеграции мало — должно появиться соответствующее Постановление Кабинета Министров или приказ министерства, которым будет утвержден состав рабочей группы и положение о ней, где будут расписаны цели, задачи и процедуры принятия решений.

Напомним:

  • В январе Совет национальной безопасности и обороны Украины под председательством президента Владимира Зеленского рассмотрел проект Стратегии национальной безопасности Украины «Безопасность человека — безопасность страны». Приоритетными направлениями политики национальной безопасности в проекте Стратегии определяется обеспечение независимости и государственного суверенитета, общественное развитие, прежде всего – развитие человеческого капитала, защита прав, свобод и законных интересов граждан Украины, европейская и евроатлантическая интеграция (создание необходимых условий для получения полноправного членства в ЕС и НАТО), восстановление территориальной целостности в пределах международно признанных границ Украины.
  • Реализация этих приоритетов будет обеспечиваться путем восстановления мира и государственного суверенитета на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, осуществления комплекса международно-правовых, политико-дипломатических, гуманитарных, экономических мер и мер безопасности «Крым — это Украина». Также предлагается принять меры для уменьшения вероятности эскалации конфликта с РФ и напряжения в двусторонних отношениях.
  • На «Форуме Единства» в Мариуполе президент Украины Владимир Зеленский рассказал, как собирается вернуть Крым и Донбасс и закончить войну в три этапа.
  • О том, что в Украине и ее руководства отсутствует четкая и согласованная политика в отношении оккупированных территорий, ярким индикатором чего является вопрос подачи воды в Крым, читайте в материале Центра журналистских расследований «Как «слуги» топят Зеленского в днепровской воде».