Рада имплементировала нормы международного права о наказании за военные преступления

Верховная Рада 20 мая приняла закон, который предусматривает имплементацию в украинское законодательство положений международного уголовного и гуманитарного права относительно уголовно-правового преследования за преступления против человечности и военные преступления.

Верховная Рада Украины Фото: investigator.org.ua

За законопроект №2689 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права» в зале парламента проголосовали 248 народных депутатов, передает Центр журналистских расследований.

«Проект закона направлен на обеспечение полноты имплементации положений международного уголовного и гуманитарного права относительно уголовно-правового преследования за международные преступления (геноцид, преступление агрессии, преступления против человечности и военные преступления), а также обеспечение выполнения международных обязательств по предотвращению юридической и фактической безнаказанности за совершение таких преступлений», — говорится в объяснительной записке.

В частности, изменения в статью 8 Уголовного кодекса предусматривают введение принципа универсальной юрисдикции относительно преступлений агрессии, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, то есть такого действия законодательства об уголовной ответственности, которое не связано с местом совершения преступления, гражданством, постоянным местом жительства подозреваемого либо потерпевшего или ущербом национальным интересам государства.

Как отмечают авторы законопроекта, ситуация, в результате которой Украина сегодня лишена возможности осуществления эффективного контроля над частью своей территории, временно оккупированной Российской Федерацией, квалифицируется как международный вооруженный конфликт и относительно такого состояния действуют нормы международного гуманитарного права, серьезные нарушения которого признаются международными преступлениями, прежде всего — военными преступлениями.

Кроме военных преступлений, на оккупированных территориях Украины совершаются и другие разновидности международных преступлений — так называемые преступления против человечности. Однако виновным в совершении большинства из них пока удается избегать уголовного преследования, что, среди прочего, обусловлено несоответствием законодательства Украины об уголовной ответственности положениям международного уголовного и гуманитарного права.

Также в пояснительной записке указано, что Уголовный кодекс на сегодняшний день не предусматривает уголовной ответственности за преступления против человечности и за военные преступления, которые представляют собой нарушение не договорного международного гуманитарного права, а правового обычая. Эти пробелы обусловлены тем, что с момента принятия Уголовного кодекса его положения системно не согласовывались с современным международным правом и тенденциями его имплементации в национальные правовые системы в аспекте уголовной ответственности за так называемые международные преступления.

Авторы документа подчеркивают, что в условиях международного вооруженного конфликта с Россией, который продолжается уже более 6 лет, приведение положений законодательства Украины об уголовной ответственности в соответствие с требованиями международного уголовного права и положительной практикой его имплементации в национальные правовые системы является очень насущной необходимостью.

Напомним:

  • 5 декабря 2019 года Офис прокурора МУС опубликовал отчет о деятельности по предварительному расследованию за 2019 год, в котором квалифицирует ситуацию в Крыму, как состояние оккупации, а ситуацию на Донбассе как международный и немеждународный вооруженный конфликт.
  • 11 декабря 2020 года прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда обнародовала заявление относительно завершения предварительного расследования по делу «Ситуация в Украине», в котором отмечается, что потенциальные дела, которые могут появиться на основании расследования, были бы допустимыми в суде. Следующим шагом в этом процессе должно быть обращение к судьям Палаты предварительного производства Суда за разрешением на расследование.
  • 14 декабря 2020 года МУС обнародовал новый отчет о ситуации в Украине после проведения предварительного анализа событий во время Майдана, захвата и оккупации Россией Крыма и войны на Донбассе.
  • Уже 7 лет продолжается российская вооруженная агрессия против Украины. Если в случае с Крымом Украина сразу определила ситуацию как временную оккупацию, то с классификацией вооруженного конфликта на Донбассе все несколько сложнее. В частности, потому, что Украина до сих пор не в полном объеме имплементировала положения международного гуманитарного права в национальную правовую систему. Подробнее читайте в материалах Центра журналистских расследований Конфликт или война: право против политической целесообразности, а также «Карточный дом Путина»: почему Украина должна принять «закон о военных преступниках».
Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine