После обращения ЦЖР MarineTraffic изменил данные владельцев украденных судов «Черноморнефтегаза»

Новости
СПБУ «Петр Годованец» и буксиры «Мыс Тарханкут» и «Федор Урюпин» ГАО «Черноморнефтегаз», 2012 год Фото: © «Черноморнефтегаз»

Популярный онлайн-сервис для отслеживания движения судов MarineTraffic указывал в своей базе, что некоторые украденные у Украины суда флота Черноморнефтегаза принадлежат незаконно созданному Россией ГУП Черноморнефтегаз. Эти данные противоречат реестру International Maritime Organization (IMO), где четко отмечено, что плавсредства — украинские. После запроса Центра журналистских расследований в сервисе изменили данные по украденным суднам.

Об этом говорится в публикации ЦЖР «Как Россия легализует кражу украинских судов в MarineTraffic».

В MarineTraffic, популярном онлайн-сервисе для отслеживания перемещений судов, по состоянию на октябрь 2021 значилось, что украденная Россией буровая установка «Украина» переименована в MODU CRIMEA 1, ходит под русским флагом, а поле для указания владельца судна было незаполненным.

Название буровой установки «Петро Годованець» в базе MarineTraffic была указана так, как ее незаконно переименовали оккупанты – MODU CRIMEA 2, флаг – РФ, а судовладелец – незаконно созданная на базе украденных украинских активов российская компания ГУП «Черноморнефтегаз».

Знімок екрану marinetraffic від 07.10.2021 (обрізано)

MarineTraffic — коммерческий и частично волонтерский сервис, использующий информацию, предоставленную владельцами судов, а данные об их перемещении по передачам AIS, на них установленных.

International Maritime Organization — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, реестр которого содержит официальную информацию и предоставляет уникальные коды судам и судовладельцам. Все вышеперечисленные плавсредства, согласно базе данных IMO, имеют украинского владельца — ГАО «Черноморнефтегаз» и ходят под украинским флагом.

Центр журналистских расследований обратился в MarineTraffic с информацией о владельцах и названиях захваченных РФ украинских буровых установок и буксиров согласно базе IMO. Мы спросили у компании: как сервис обычно проверяет достоверность данных о названиях, флаге и владельце судна и будут ли они приводить данные по указанным плавсредствам в соответствии с данными IMO? Мы также сообщили, что российское ГУП «Черноморнефтегаз» находится под санкциями ЕС и США, а следовательно, интересовались, не были ли с ним заключены какие-либо соглашения или проведены транзакции?

MarineTraffic в письме за подписью контентрайтера компании Fotini Tseroni сообщила, что информация, представленная в коммерческой базе данных, основана исключительно на передачах AIS, поступающих от самих судов. В случае указанных ЦЖР судов «Черноморнефтегаза» было так же: название, флаг, идентификаторы, утверждает Tseroni, передавались через AIS.

Также в компании сообщили, что избегают сотрудничества с лицами, подпадающими под санкции.

И хотя в письме в ЦЖР в MarineTraffic не сообщили, будут ли предприняты какие-либо действия для достижения достоверности данных относительно судов «Черноморнефтегаза», сервис оперативно изменил данные о владельце буровых установок «Петр Годованец» и «Украина»). После нашего обращения в MarineTraffic владельцем СПБУ указывается украинское ГАО «Черноморнефтегаз». Такие же изменения произошли с данными о судовладельце буксиров «Федор Урюпин» и «Мыс Тарханкут».

Флаг и у СПБУ, и у буксиров у MarineTraffic остался русским. В базе IMO – украинский. Согласно ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, судно может ходить под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может изменить свой флаг во время плавания или стоянки во время заката в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

Поэтому отражение российского флага указанных судов в базе MarineTraffic является предоставлением недостоверной информации со стороны онлайн-сервиса, поскольку только судовладелец — украинский «Черноморнефтегаз» может изменить флаг судна.