Руководила медицинскими учреждениями с оккупантами. Светлана Межерицкая, депутат Херсонского облсовета проведет семь лет за решеткой

Власть
Светлана Межерицкая, коллаборантка.

Виновной в коллаборационной деятельности Херсонский городской суд признал 58-летнюю Светлану Межерицкую, депутата Херсонского облсовета, бывшую начальницу управления здравоохранения Херсонского горсовета. Ее задержали в марте 2024 года. В суде Межерицкая признала свою вину частично. По ее словам, оккупанты ссылались на Женевскую конвенцию, по которой ей якобы не угрожала уголовная ответственность. Однако суд 17 ноября вынес Межерицкой приговор – семь лет тюрьмы, без конфискации имущества.

Об этом сообщает Центр журналистских расследований со ссылкой на приговор суда.

Имя обвиняемой – Межерицкая Светлана Витальевна, 7 декабря 1966 года рождения. Она является действующей депутатом Херсонского областного совета от партии «Наш край». По состоянию на 2022 год, она возглавляла управление здравоохранения Херсонского городского совета.

Суд установил, что Межерицкая летом 2022 возглавила управление здравоохранения оккупационной администрации Херсона, где она работала под псевдонимом для конспирации.

В марте 2024 года женщину задержали. По данным СБУ, женщина помогала россиянам открывать военные госпитали для окупантов в захваченных ими больницах.

В суде Межерицкая признала свою вину лишь частично.

По ее версии, представители оккупационных властей в начале апреля 2022 года встретились с ней и предложили возглавить управление здравоохранения Херсона под российским флагом. Межерицкая якобы не согласилась, но рассказала об этом предложении сотрудникам своего управления и предложила им об этом подумать.

После похищения россиянами мэра Херсона Игоря Колыхаева управление здравоохранения горсовета якобы прекратило свою деятельность. Межерицкая сказала, что ежедневно тогда в оккупированном городе снимала по 100 тысяч гривен и развозила наличные деньги по больницам городской громады, чтобы помочь врачам, которые не хотели получать зарплаты в рублях. Эти деньги она якобы раздавала работникам медицинских учреждений на улице, потому что россияне якобы запретили ей заходить в больницы.

«В начале августа 2022 года ко мне снова приехали и предложили аналогичную должность, которую я занимала до оккупации. При этом они сослались на Женевскую конвенцию, которая должна была мне гарантировать отсутствие ответственности в будущем. Но я отказалась», – заявила Светлана Межерицкая в суде.

В то же время она подтвердила, что общалась с представителями оккупационных властей не менее пяти раз об особенностях организации медицинской системы Херсона. Межерицкая подтвердила, что трижды она посещала совещания у оккупантов якобы с целью объяснить им, «как все работает». В то же время, она продолжала участвовать в работе Херсонского областного совета как депутат.

Осенью 2022 года она не захотела эвакуироваться из Херсона вместе с россиянами, хотя ей это предлагали. По ее версии, она не ощущала за собой никакой вины.

Задержание Светланы Межерицкой после освобождения Херсона от оккупантов. Фото: СБУ

Доказательствами обвинения Межерицкой стали выявленные следователями документы оккупантов и показания свидетелей. По словам одной из них, Межерицкая летом 2022 года долгое время убеждала ее переходить работать в оккупационное управление здравоохранения Херсона, поэтому свидетельница наконец согласилась.

«Летом 2022 года россияне создали оккупационное управление здравоохранения Херсона, его возглавила Межерицкая. Этому управлению россияне подчинили наше заведение. Мы получали задания и указания от представителей этого оккупационного учреждения, работавших под вымышленными фамилиями. Но я их узнавала по голосам – они были мне знакомы», — сказала в суде свидетель, заместитель директора КНП «Городская стоматологическая поликлиника».

Другая свидетельница, сотрудница одной из больниц Херсона, общалась во время оккупации со Светланой Межерицкой. Последняя сказала, что теперь новое место работы в здании Херсонского горсовета. Хотя возглавляемое Межерицкое управление действительно расположено по другому адресу на улице Перекопской.

Прокурор в суде просил назначить обвиняемой наказание в десять лет тюрьмы с конфискацией всего имущества. Сторона же защиты настаивала на более мягком наказании и переквалификации обвинения по ч.1 ст.111-1 УК Украины. В этом случае Межерицкая могла бы избежать тюремного заключения. Впрочем, суд квалифицировал действия обвиняемой по ст.5 ст.111-1 УК Украины – коллаборационная деятельность.

Задержание Светланы Межерицкой после освобождения Херсона от оккупантов. Фото: @KHERSON_KOLABORANT

По заключению суда, положения Женевской конвенции действительно гарантируют право на медицинскую защиту гражданского населения и касаются именно гарантирования предоставления медицинской помощи персоналом больниц.

«Однако обвиняемая как до оккупации, так и во время оккупации не выполняла никаких функций с непосредственным предоставлением медицинской помощи пациентам. Хотя на нее и распространяются гарантии, предусмотренные статьей 54 Женевской конвенции, это не исключает возможность уголовной ответственности по национальному законодательству в случае установления в действиях лица признаков того или иного уголовного правонарушения, связанного с коллаборационной деятельностью», — говорится в приговоре суда.

Суд также дал оценку и показаниям Светланы Межерицкой, признавшей факт встреч и участия в совещаниях с представителями оккупационных властей. По убеждению суда, это свидетельствует о ее сотрудничестве с врагом и выполнением ею организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций даже при отсутствии документально подтвержденных ее должностных обязанностей в оккупационном учреждении.

В то же время суд решил не конфисковывать имущество Межерицкой, «поскольку досудебным расследованием не доказано, что преступление она совершила по корыстным мотивам». Так что обвиняемой вернут ранее арестованное имущество — две квартиры, автомобиль Toyota RAV4 Hybrid 2018 года выпуска и половину прицепа 2016 года выпуска.

Приговор – семь лет тюрьмы. Дополнительно женщине запретили в течение 12 лет занимать должности в органах власти и должности, связанные с предоставлением публичных услуг. Приговор еще не вступил в законную силу.

Как рассказывала в интервью ЦЖР в октябре 2022 года Галина Луговая, тогдашняя начальница Херсонской городской военной администрации, Светлана Межерицкая не выходила с ней на контакт.

«Ни разу, с того времени когда я нахожусь на подконтрольной украинской территории и выполняю полномочия городского головы, со мной не вышла на связь начальница управления здравоохранения Херсонского горсовета Межерицкая Светлана Витальевна. Она пересматривает все поручения, запросы на информацию, которые мы ему присылаем, но никоим образом на них не реагирует. Она остается в оккупированном Херсоне, и эта ситуация очень странная», — сказала тогда Галина Луговая.

Светлана Межерицкая родилась в Шепетовке Хмельницкой области. Ранее она возглавляла Херсонскую городскую кожно-венерологическую поликлинику. Управление здравоохранения Херсонского горсовета она возглавляла с 2012 года по декабрь 2022 год.

В 2010 году Межерицкую избрали депутатом Херсонского городского совета от Коммунистической партии Украины, в 2020 году – депутатом Херсонского областного совета от партии «Наш край». В июле 2024 года облсовет лишил Межерицкую права слова и участия в своих заседаниях.

По данным местных медиа, Межерицкая всегда была близка к Виталию Булюку, одному из самых высоких должностных лиц оккупационного правительства Херсонской области.

Материал создан с участием CFI, Agence française de développement médias, как часть Hub Bucharest Project при поддержке Министерства иностранных дел Франции