Правозащитники дали разъяснения о постановлении Кабмина относительно денежной компенсации за разрушенное жилье

2 сентября 2020 Правительство Украины приняло Постановление № 767, которым изменил порядок предоставления и определения размера денежной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и размера денежной компенсации пострадавшим, жилые дома (квартиры) которых разрушено в результате чрезвычайной ситуации военного характера, вызванной вооруженной агрессией Российской Федерации. Этим постановлением был заменен механизм выплаты компенсаций, созданный еще в прошлом году, а именно - Постановлением КМУ № 623 от 10.07.2019 г.

Ілюстраційне фото: Reuters

Анализ постановления провели специалисты Благотворительного фонда «Право на защиту».

Что изменилось?

1. Несомненным позитивом Постановления № 767 является то, что право на получение денежной компенсации за разрушенные дома (квартиры) теперь будут также внутренне перемещенные лица. Ранее, соответствующее право могли иметь только те, кто остался на прежнем месте жительства. Однако в том, что касается денежной помощи за поврежденное жилье, то ситуация остается неизменной — ее могут получить только те лица, которые отказались от эвакуации, отселения и остались на прежнем месте жительства и / или в пределах соответствующего населенного пункта (п. 3 Порядка) .

2. Для образования и начала работы комиссий по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением денежной компенсации пострадавшим, жилые дома (квартиры) которых разрушены уже не нужно принимать дополнительных положений или иных нормативных актов Минреинтеграции. Соответствующие положения в тексте Порядка. Ранее существовало требование утвердить положение о комиссии отдельным документом, в котором были бы определены их полномочия, порядок создания, принятия решений и тому подобное. Однако такого положения не было, по этой причине соответствующие комиссии не могли быть образованы. Такой же была ситуация и с формой Акта обследования жилья. Теперь форма такого акта является Приложением 1 к Постановлению № 767.

3. Постановление содержит приложения — формы документов, необходимых для надлежащей работы комиссий, а именно:
— акт обследования жилья, разрушенного (поврежденного) в результате чрезвычайной ситуации военного характера, вызванной вооруженной агрессией Российской Федерации (Приложение 1);
— Заявление о проведении обследования жилья, разрушенного в результате чрезвычайной ситуации военного характера, вызванной вооруженной агрессией Российской Федерации (Приложение 2);
— Справка о признании лица пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (Приложение 3).

4. Пострадавшие или их представители имеют право принимать участие в работе комиссии по обследованию при обследовании жилья и составления соответствующего акта. Они также могут предоставлять объяснения, добавлять документы или информацию, которые считают необходимыми, осуществлять фото- и видеофиксацию обследования жилья (п. 14 Порядка).

5. В акте обследования жилья должно быть четко указан техническое состояние жилья и сделан вывод ли оно поврежденным или разрушенным. В случае признания жилья поврежденным, должна быть указана его пригодности или непригодности для проживания (п. 13 Порядка). Обследование жилья должно быть проведено в срок не более 30 календарных дней с момента принятия соответствующего решения (п. 17 Порядка).

6. Заявление и необходимый пакет документов пострадавшие могут подать как в органы местного самоуправления, а в случае их отсутствия — в военно-гражданских администраций соответствующих населенных пунктов, так и в центры предоставления административных услуг (ЦНАП), которые образованы ними (п. 29 Порядка ).

7. Новым является положение, согласно которому устанавливается очередность выплаты денежной компенсации в случае поступления заявлений в один день. В таком случае приоритетной является выплата тем пострадавшим, жилье которых было разрушено ранее (п. 28 Порядка).

8. Согласно п. 37 Порядка выплата денежной компенсации пострадавшим является составной частью формирования консолидированной претензии Украины к Российской Федерации по реализации ее международно-правовой ответственности за вооруженную агрессию против Украины во исполнение статьи 6 Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

Что осталось?

1. прежнему пострадавшие могут получить помощь или компенсацию только за такой вид недвижимого имущества как жилье. Вопрос выплат за повреждение или уничтожение недвижимого имущества, не является жильем, (хозяйственные постройки, магазины, офисные помещения и т.д.) и движимого имущества (автомобили, другие средства передвижения, животные и т.д.) остается нерешенным.

2. Неизменными остаются два вида выплат — пособие и денежная компенсация. Пособие выплачивается только за поврежденное жилье, а денежная компенсация — исключительно за разрушенные жилые дома или квартиры. Для получения денежной помощи предусмотрены другие условия и другой пакет документов для представления.

3. Постановление № 767 не содержит положений, которые бы касались вопроса о компенсации за разрушенное жилье, которое осталось на временно оккупированной территории.

4. Методика расчета размера денежной компенсации, как и раньше, определяется по показателям опосредованной стоимости сооружения жилья в регионах Украины в соответствии с местонахождение жилья, действующих на дату утверждения обобщенного список пострадавших. Размер такой компенсации составляет максимально 300 тыс. Грн. Размер пособия составляет от 3 до 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. При определении размера денежной помощи учитывается размер причиненного материального ущерба, страховых выплат, других видов пособий.

5. Денежная помощь и денежная компенсация являются одноразовыми выплатами. Повторная выплата средств не допускается.
Кроме приведенного следует отметить, что механизм, предусмотренный Постановлением № 767 является более четким и детализированными, в частности в том, что касается пакета документов, создания и работы комиссий, этапов прохождения заявлений, сроков принятия решений и тому подобное.

Вместе с тем указанный механизм все же не является совершенным и может создать определенные негативные последствия для лиц, жилье которых было повреждено или разрушено. Несмотря на это, выражаем следующие оговорки:

1. Медлительность формирования комиссий по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением денежной компенсации пострадавшим, жилые дома (квартиры) которых разрушено в результате чрезвычайной ситуации военного характера, вызванной вооруженной агрессией Российской Федерации. Согласно Постановлению № 767 такие комиссии образуются Донецкой и Луганской облгосадминистрации (ОГА), однако по согласованию с Минреинтеграции (п. 6 Порядка). Во-первых, сам процесс разработки и принятия решения ОГА может быть растянутым во времени. Во-вторых, согласование такого решения с профильным Министерством также может затянуться. В совокупности все это может привести к тому, что решение о создании комиссий может быть принято значительно позднее ожидается.

2. Избыточное количество членов комиссий. Согласно п. 7 Порядка в состав комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением денежной компенсации входят представители аппарата, различных структурных подразделений ОГА, представители Минреинтеграции. Также могут входить представители других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а в случае их отсутствия — военно-гражданских администраций, общественных объединений и неприбыльных организаций (по согласованию). Аналогична ситуация с созданием комиссий по обследованию жилья, куда могут входить представители райгосадминистраций (РГА), местные депутаты, представители правоохранительных органов, общественных и неприбыльных организаций, а также уполномоченные представители Вооруженных Сил Украины на основании письменного разрешения командующего объединенных сил (п. 12 Порядка). Проблема в том, что включение представителей многих структурных подразделений ОГА (РГА), других органов власти, а также общественных организаций, даже с их согласия может привести к вздутость комиссий, и, как следствие, к громоздкого и затянутого во времени процесса как обследование жилья , так и рассмотрения заявлений и принятия решений о выплате компенсаций.

3. Необходимость получения письменного разрешения командующего объединенных сил о проведении обследования жилья на территории населенных пунктов в случае наличия ограничений в пребывании и перемещении лиц. Стоит помнить, что в предоставлении такого разрешения может быть отказано из-за невозможности обеспечить безопасность жизни и здоровью лиц, которые будут осуществлять обследование жилья. Несмотря на это, обследование жилых объектов в таком случае фактически будет исключена течение определенного периода, который может оказаться длительным. Таким образом, рассмотрение заявлений о предоставлении компенсации за жилье, расположенное в следующих населенных пунктах, может быть отложено на неопределенный срок.

4. Согласно п. 16 Порядка пострадавшие лица должны подать в комиссию нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих право собственности на разрушенное жилье. Однако в ситуации, когда оригиналы документов были утрачены или уничтожены, алгоритм действий отсутствует. Конечно, в таких случаях можно воспользоваться записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и получить соответствующую справку. Однако это может быть полезным когда такая запись в реестре есть. При отсутствии такой записи удостоверить каким-либо другим образом право собственности на жилой объект может быть крайне сложно.

5. Согласно п. 13 Порядка в акте обследования жилья должен быть указан вывод о техническом состоянии жилья — разрушено или повреждено. В случае если жилье повреждено, то отмечается или оно пригодно для проживания. Вместе с тем указано, каким образом действовать если жилье будет признано поврежденным, однако при этом непригодным для проживания. Можно предположить, что в таких случаях лицо будет иметь право на получение только денежной помощи, а не компенсации, в свою очередь может породить определенную неравенство. В случае получения денежной помощи, пострадавшее лицо также теряет право на получение компенсации в полном объеме в будущем. Условно говоря, за полуразрушенный жилой дом можно получить около 6000 грн и потерять любые права на получение возмещения от государства реальной суммы ущерба.

6. Еще одним риском, который связан больше с выполнением положений Постановления № 767 является сокращение или даже отсутствие финансирования соответствующей бюджетной программы. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» содержит такую ​​программу, которой предусмотрено выделение средств в размере 20 млн грн на выплаты денежных компенсаций за разрушенное жилье (в начале 2020 году эта сумма составляла 40 млн грн, однако в связи с внесением изменений в закон и перераспределением государственных средств финансирования этих расходов было сокращено до 20 млн грн). Вместе с тем неизвестно каким будет объем финансирования этой программы и будет ли она профинансирована вообще уже в следующем 2021 году.

В итоге, отметим, что указанный порядок предоставления и выплаты денежной компенсации за разрушенное жилье, хотя и не лишен недостатков, значительно лучшим, чем процедура, которая была предусмотрена Постановлением № 623 от 2019 года. Выражаем надежду, что практика применения Постановления № 767 покажет, есть ли высказанные предостережения реальными.

Кабмин Украины утвердил новый порядок выплат компенсации гражданам, чье жилье было полностью или частично разрушено во время боевых действий на Донбассе. Правозащитники пояснили, кто может претендовать на выплаты, куда обращаться и какую сумму смогут компенсировать.

Напомним:

  • В декабре 2019 года тогдашний министр по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Оксана Коляда сообщила, что Кабинет министров Украины запускает программу компенсации за разрушенное жилье в результате войны на Донбассе. По ее словам, в госбюджете на 2020 год уже было заложено на ее реализацию 40,2 млн грн.
  • 22 апреля 2020 года Кабмин Украины одобрил соглашение с Правительством Германии о сотрудничестве в рамках реализации проекта «Жилые помещения для внутренне перемещенных лиц».
  • 23 апреля 2020 года Минреинтеграции создало Госпредприятие «Реинтеграция и восстановление», которое будет заниматься работами по восстановлению оккупированных территорий.
  • 3 июня 2020 года посол Германии в Украине Анка Фельдгузен и вице-премьер-министр Украины — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников подписали соглашение, по которому федеральное правительство Германии выделяет Украине грант в 25,5 млн евро на рефинансирование программы жилищных кредитов для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
 
Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine