Арабатка. Холодный душ из горячего источника

Публикации
Горячий источник. Арабатская стрелка Фото: investigator.org.ua

На территории Арабатской Стрелки в Херсонской области уже много лет ждет запуска проект по созданию мультифункционального реабилитационного комплекса InterMedicalEcoCity. Как планируют его создатели, он будет предназначен для лечения и оздоровления на основе системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации по методу Владимира Козявкина  пациентов с различными формами детского церебрального паралича, травмам, в том числе — и боевых ранений, и других заболеваний. С запуском этого проекта местные власти и жители связывают развитие региона и признание его природных территорий курортными. Уже десять лет. Ровно столько строится будущая здравница, причем в последние годы стройка остановилась совсем — нет инвестора.

Пока профессор Козявкин и его команда ждут поддержки от правительства, а закон о ней не получает поддержки в ВР, поговорим о том, что же сейчас происходит на территории будущего реабилитационного комплекса. Местные жители и многочисленные курортники сполна используют  находящиеся в открытом и бесконтрольном доступе природные сокровища — грязи и термальный источник. 

Жертвы самолечения

«Дайте минералочки, женщине совсем плохо!», – просит девушка, подойдя к торговому лотку возле горячего источника. Потерпевшую от самолечения на термальных водах окружила толпа отдыхающих, пытаются помочь ей многочисленными советами: как дышать, куда присесть, дают пить, интересуются: «Может, скорую вызвать?» Женщина жалуется на головную боль — подозревает, что поднялось давление, но медиков вызывать не торопится. О том, что с гипертонией к горячему источнику лучше не подходить, она не знала. Разъяснительной информации о противопоказаниях у источника нет.   

Курортники возле горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

«Да, сегодня что-то «скорая» еще не приезжала, а так – почти каждый день. Мужчина этим летом уже погиб, еще одну женщину в совсем плохом состоянии забрала «скорая», не знаем, выжила ли», – рассказывает местный торговец. 

Целебные свойства термальной минеральной воды ежегодно притягивают на Арабатку тысячи туристов. Это один из трех  горячих источников на косе Арабатская Стрелка. На право пользования вторым, расположенным за селом Стрелковое, претендует компания, принадлежащая россиянам, которая пыталась выжить с территории у источника храм УПЦ Киевского патриархата. На территории у третьего источника, который находится в с. Геническая Горка, уже почти полвека действует единственная в районе лицензированная водолечебница «Гаряче джерело», процедуры в которой проводятся  по назначению и под наблюдением медперсонала. 

Оздоровительные процедуры у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Участок в 15 гектаров земли, на которой бьет из отведенной трубы вода из гейзера, находится в собственности ООО «Международная клиника восстановительного лечения», принадлежащего  Владимиру и Янине Козявкиным. Когда реабилитационный комплекс начнет работу, говорят в клинике, свободный доступ к источнику перекроют — на его территории будет действовать водолечебница.

«Это многогранная проблема. Перекрытие этого источника вызовет массу недовольства, как у отдыхающих, так и у местного населения, это может повлиять и на количество туристов, которые к нам приезжают», – говорит Виктор Плохушко, голова сельского совета села Счастливцево, на территории которого находится источник.

Горячий источник, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Летом температура воздуха здесь — выше 30 градусов по Цельсию, а вода в термальном источнике достигает 50-70 градусов. Однако это не останавливает ни людей с проблемами сердечно-сосудистой системы, ни подвыпивших – все хотят «оздоровиться». Поэтому, говорит Плохушко, у бесконтрольного доступа к источнику есть и большие минусы.

«Так как доступ свободный, без медицинского наблюдения, люди начинают злоупотреблять. Это как на пляж люди выходят и находятся там 12 часов, а потом обращаются к врачам. То же самое с источником: по два-три часа плавают в воде, в которой по рекомендациям врачей, если нет ограничений, то максимум 15-20 минут можно находиться. Конечно, бывают и трагические моменты», — признает Виктор Плохушко.  

Оздоровительные процедуры у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

В ответе на информационный запрос директор департамента охраны здоровья Херсонской облгосадминистрации Виктор Короленко сообщил, что в 2017 году с горячего источника в Счастливцево поступило 24 обращения за экстренной медицинской помощью.

По его словам, поводами обращений были: «потеря сознания на фоне неконтролируемого употребления алкоголя, проблемы с работой сердца, уличный травматизм, повышение артериального давления, головная боль, плохое самочувствие, проблемы с органами дыхания, расстройства пищеварения, неосторожное поведение на воде».

Торговая точка у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

В июле 2017 года на источнике зафиксирован один летальный случай, который был связан с обострением хронического заболевания органов дыхания.

Представители собственника земли, на котором находится гейзер, осведомлены о проблеме, но, говорят,  переубедить людей не могут.

«Мы же не можем пьяным людям доказать, что им не стоит здесь под трубой сидеть. Все объясняем, говорим. Мы эти стенды выставляем каждый год. Их ломают. Выставили – а на следующий день их нет. Надписи стирают. Сейчас как раз еще заказали», — сетует Вячеслав Белый, заместитель генерального директора по вопросам регионального развития ООО «Международная клиника восстановительного лечения».

Стертые предупредительные надписи  у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

По его словам, когда достроят лечебницу, доступ к горячему источнику будет закрыт.

«Это же серьезные больные, им будут созданы все условия для лечения закрытого типа. Можно было сразу закрыть скважину — и все. Но если затампонируем скважину, нет уверенности, что через полгода или год она снова будет работать. А бурить новую скважину на 1 560 метров — затратное дело. В то же время, источник популярен еще с 1960-х годов, попробуй закрыть – будет бунт», – признает  Вячеслав Белый.

Оздоровительные процедуры у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

В то же время, представитель клиники допускает, что доступ к источнику можно ограничить для людей, у которых есть противопоказания для таких процедур, и сделать  доступным за определенную плату. Однако, заметим, в любом случае постоянное присутствие медиков возле водоема с термальной водой необходимо уже сейчас. Как и контроль за его санитарным состоянием со стороны соответствующих служб.

Дикий курорт в горячей луже

Пока о том, что рядом с горячим источником когда-нибудь вырастет водолечебница, напоминает лишь название остановки. Сюда прибывают желающие бесплатного оздоровления.

Автобусная остановка у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Впрочем, в 2018 году за проход к источнику стали брать символическую плату — пять гривен. На уборку территории – объясняют на проходной будущей клиники. Купленный билет действует на протяжении всего дня — можно выйти, а потом вернуться.

Вход к горячему источнику, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Бесплатно горячим источником могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, дети до 14 лет и пенсионеры — охранники не требуют удостоверений, определяя возраст визуально. Со стороны моря проход к источнику и вовсе свободный.

Плата за услуги уборки, горячий источник, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Вокруг «горячего источника» — затертые надписи, можно различить закрашенное слово «осторожно», но о чем именно хотели предупредить туристов – неясно.

Запрет на купание у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Осталась одна надпись: «Мальчикам до 14 лет купаться запрещено».

Однако искупаться и посидеть возле трубы, из которой льет горячая вода, приходят люди разных возрастов, в том числе и с малыми детьми.  

Каскадный душ у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Поблизости расположилась торговая точка по продаже напитков, мороженого и прочих лакомств. Здесь же — летняя площадка в несколько столиков. Рядом платный каскадный душ — лежаки, на которые из труб хлещет вода. Чеков об оплате не выдают, о противопоказаниях для этой процедуры — ни слова.

Буклет с рекламой горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Дальше — вещевой торговый ряд.  В одной из торговых палаток продают за три гривны цветной буклет о лечебных свойствах здешней воды.   

Тут же можно приобрести и расфасованные дары Арабатской Стрелки — рапу, соль, голубую глину, лечебные грязи.

Косметика из местного сырья, рынок у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

На этикетках значится: «Сделано в Украине. Ручная работа». Однако ни даты расфасовки, ни информации о производителе нет. Уголка потребителя в палатке также нет, с документами о ведении предпринимательской деятельности, ознакомиться не можем: торговцы говорят, что зарегистрированы как физлицо-предприниматель, но свидетельство не показывают. Предлагают еще распечатку – с ассортиментом продукции и ссылкой на страничку в интернете, где можно заказать товар онлайн. 

Соль и рапа, рынок у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Упаковку соли можно купить за десять гривен. «Соль естественным образом выпаривается из рапы, а мы сами собираем, упаковываем», – говорит продавец.

Местным жителям нужно зарабатывать на жизнь, и для этого грех не использовать местные природные ресурсы, продавая их  туристам по сходной цене. Однако ни лицензий на их «добычу», ни сертификатов на сами «лечебные» товары, ни кассовых аппаратов с чеками или терминалов здесь нет. А это значит, что права покупателей ничем не защищены, качество и безопасность продукции не гарантированы, да и налогов с торговли голубой глиной и сивашской рапой ни местный бюджет, ни государство не получает.

Рынок у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Через дорогу от капитальных строений «клиники Козявкина» расположен рынок. По информации сельсовета, участок находится в аренде у клиники. В ассортименте – сувенирная продукция, всевозможные товары для отдыха на пляже, одежда, продукты питания, напитки и прочее. Широкий ассортимент свежей, сушеной и копченой рыбы. Несколько точек общепита.  Есть платный туалет. Но нет администрации рынка! Торговцы посоветовали искать в здании клиники. Однако выйти на контакт с администрацией рынка нам так и не удалось.

Рынок у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Вот так и используется природный потенциал  Арабатской стрелки — без статуса природного курорта и с непритязательным сервисом. К сожалению, вреда от такого «оздоровления» иногда больше, чем пользы.  

Попыткой реализовать в полной мере рекреационный потенциал Арабатки и был проект «InterMedicalEcoCity» — здесь должна была появиться лицензированная водолечебница с современным оборудованием и квалифицированным медицинским персоналом. 

Однако клиника Козявкина оказалась в сложной ситуации. Грянула война, сказались экономические трудности, и на реализацию проекта не хватило ни собственных средств, ни привлеченных кредитов. И тогда представители медицинского бизнеса попытались найти поддержку и помощь у государства.

Холодный душ  

Еще в 2016 году в ВР Украины был зарегистрирован законопроект № 4845 «О развитии в Украине лечебно-реабилитационной медицины на основе системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации по методу Козявкина».

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что несмотря на значительные вложения средств частных отечественных и иностранных (преимущественно) инвесторов, его завершение требует государственной поддержки в виде масштабных налоговых и кредитных льгот для реализации реабилитационного проекта клиники Козявкина на Арабатке в течение 10 лет.

Здание клиники Козявкина, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

В частности, предусмотрены: госгарантии и полная или частичная компенсация процентной ставки по привлекаемым кредитам,  госфинансирование развития транспортной и инженерной инфраструктуры в течение пяти лет, таможенные и налоговые льготы, в том числе — частичное освобождение будущей клиники от налога на прибыль и снижение налога на землю.  

Клиника, в свою очередь, в течение десяти лет ежемесячно должна предоставлять бесплатные услуги по размещению, проживанию, питанию, медицинской реабилитации участников антитеррористической операции в объемах не менее 15% от максимальной вместимости.

Херсонской же облгосадминистрации проект закона предлагает инициировать ходатайства об объявлении природных территорий Арабатской стрелки в пределах Херсонской области курортными, а Херсонской облраде – разработать и утвердить программу развития транспортной и инженерной инфраструктуры для территории, на которой будет стоять клиника.

Информационный стенд строительства Клиники восстановительного лечения, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Комитет Верховной Рады по вопросам охраны здоровья под руководством Ольги Богомолец рекомендовал принять в целом законопроект о господдержке клиники Козявкина на Арабатке. Заместитель главы комитета, внефракционный народный депутат Олег Мусий — в числе авторов законопроекта, среди которых депутаты всех фракций и групп, кроме группы “Воля народу”.

Один из авторов законопроекта, народный депутат Валерий Карпунцов (БПП) прямо обвиняет руководство Верховной Рады в отсутствии политической воли для вынесения законопроекта на рассмотрение парламента. Впрочем, главным тормозом проекта он называет министерство охраны здоровья и лично и.о. министра Ульяну Супрун, из-за влияния которой, считает Карпунцов, к проекту прохладно относятся и в руководстве парламента, и в Кабмине.

В Министерстве охраны здоровья действительно не скрывают скепсиса в отношении господдержки частных проектов.

Оздоровительные процедуры у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

“МОЗ Украины направил в Кабинет министров Украины информацию о создании многофункционального реабилитационного центра в Херсонской области, в которой указано, в частности, что МОЗ Украины не поддерживает государственное финансирование частных курортных заведений”, — прокомментировал ситуацию спикер Минздрава Александр Ябчанка.

Местные власти на Херсонщине к идее о господдержке создания клиники относятся положительно — да и кому бы не захотелось иметь на своей территории развивающийся на льготных условиях курортно-реабилитационный проект, дающий, к тому же, мощный толчок развитию рекреационной инфраструктуры в регионе.

Активно выступает за развитие проекта директор департамента охраны здоровья Херсонской ОГА Виктор Короленко — его ведомство проводит соответствующие международные тематические семинары, а сам он инициирует обращения к президенту Украины, главе Верховной Рады и  премьер-министру с целью скорейшего рассмотрения и принятия проекта Закона Украины «О развитии в Украине лечебно-реабилитационной медицины на основе системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации по методу В.И.Козявкина».

За шаг до старта  

Запускать клинику при нынешнем уровне готовности бессмысленно, поскольку не построена сама водолечебница для использования воды горячего источника, утверждает заместитель генерального директора по вопросам регионального развития ООО «Международная клиника восстановительного лечения» Вячеслав Белый.

Дорога к горячему источнику, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Проблема, по его словам, даже не в господдержке, а в отсутствии инвесторов, которых отпугивает война, близость оккупированного Крыма и общая неразвитость инфраструктуры на Арабатской стрелке:

«Мы не могли использовать кредит, который государство Кувейт подписало через свой общественный фонд. Были государственные гарантии от Украины. Но была строка о мире в Украине, а его нет», — утверждает Белый.

Впрочем, саму клинику на Арабатке можно было бы и открыть, но смысла в этом немного, добавляет он.

«Если соблюдать методологию и технологию, которая применяется в Трускавце, то можно открывать, но здесь клиника строилась для того, чтобы использовать термальную воду, грязи, что значительно повышает качество и эффективность лечения. Сегодня клиника в Трускавце не заполнена, из 200 номеров занято 12-14. Открывать до строительства водолечебницы — нет смысла», – объясняет Вячеслав Белый.

Здание клиники Козявкина, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

Уже построенные здания клиники представляют собой большие капитальные строения. И если корпуса запустить, возникнут дополнительные затраты по электричеству, газу, воде, и так далее.

«Если будет двухмесячный сезон, себестоимость койко-места будет настолько высока, что ее простой гражданин не потянет. А если круглогодично, тогда она разбивается на круглый год и сразу падает в два-три раза. Чтобы люди понимали, что не то, чтобы здесь кто-то не хочет, а есть сумма объективных причин. Инфраструктурные вопросы решаются параллельно, тогда и быстрее находится инвестор, потому что никакой инвестор инфраструктуру не потянет», – отмечает Вячеслав Белый.

А пока клинику не запустили, налоги платить все равно приходится. Собственники этой земли называют себя самыми крупными плательщиками платы за землю в Геническом районе.

Каскадный душ у горячего источника, Арабатская стрелка Фото investigator.org.ua

В то же время, клиника Козявкина не в состоянии рассчитаться по кредитам на строительство уже возведенных корпусов на Арабатке. Ждут реструктуризации, которая позволила бы на некоторое время заморозить выплаты по кредиту. По данным реестра судебных решений, Львовский филиал ОАО «Государственный экспортно-импортный банк Украины» судится с клиникой о взыскании 8,24 млн долларов США (223,5 млн грн) и 12,8 млн грн.

Безусловно, проекты клиники Козявкина, будь они реализованы, благотворно повлияли бы на развитие Арабатской стрелки и благосостояние местных жителей. Но частная компания, рискнув, оказалась не в самых выгодных условиях. А государство, безусловно, может, но отнюдь не обязано ограничивать свои налоговые поступления для реанимации частного проекта, в котором присутствует, помимо гуманитарной, значительная коммерческая составляющая. Пока же корпуса недостроенной клиники ветшают, а термальная вода, которая могла бы помочь детям с ДЦП и участникам войны на Донбассе, служит дешевым аттракционом для непритязательных отдыхающих.