Туристический бум-2020: Курортный сезон в условиях коронакризиса на Арабатской Стрелке

Публикации
Фото: investigator.org.ua

Несмотря на опасения, вызванные карантинными ограничениями и пандемией коронавируса, курортный сезон на Арабатской Стрелке Херсонщины таки удался. Со своими особенностями и открытым окном возможностей на будущее. Лето 2020 года показало, как количество перерастает в качество. До коронакризисного года Стрелка была переполнена отдыхающими эконом-сегмента: курортники ехали общественным транспортом, иногда со своим запасом продуктов на весь отпуск, поэтому денег на курорте оставляли немного. Но теперь наибольшим спросом пользуются номера повышенной комфортности, и ценник в две с половиной-три тысячи в сутки гостей не отпугивает: они привыкли платить за достойный отдых.

На Арабатку поехали люди, которые привыкли отдыхать за пределами страны и в основном увидели Стрелку впервые. Туристический бум наблюдается с конца июня, и уже накануне осени наплыв отдыхающих не уменьшается.

По словам Натальи Ковалевой, владелицы одного из отелей на Арабатской Стрелке, почти стопроцентное бронирования началось в начале сезона, и до середины сентября все уже расписано.

«В этом году люди у нас богаче. Новые курортники, по результатам опросов, это люди, которые вообще не отдыхают на территории Украины. Они раньше отдыхали в Турции, Египте, но, отдохнув у нас, были приятно удивлены», — отметила отельер.

Наталья Ковалева, владелица одного из отелей на Арабатской Стрелке, фото: investigator.org.ua

Своим гостям Наталья предлагает заполнять опросники для оценки качества отдыха. Анализируя результаты, она делает выводы о том, как удержать новых требовательных клиентов, обеспечить уровень сервиса, к которому те привыкли.

Однако обстоятельства непреодолимой для отельеров силы — качество дорог в Херсонской области, точнее, почти их полное отсутствие.

«Когда моих отдыхающих с полпути забирает такси, потому что у них отлетело колесо, и другое такси вызываем, чтобы отвезти колесо на шиномонтаж — это, конечно, портит впечатление. Когда говорят: да, у вас все прекрасно, но ваши дороги… Надо делать выводы, потому что это будет важной причиной, по которой некоторые откажутся от повторного посещения нашего региона в следующем году, если ничего не изменится», — признается Наталья Ковалева.

«Единственное, что дороги мы сами не можем делать — ни как частные предприниматели, ни как сельский совет, это не в наших силах. Было бы хорошо, если бы государство помогало бы нам в этом. Дороги. Все остальное мы можем делать сами», — добавил владелец одного из отелей на Арабатской Стрелке Марат Зевадинов.

Марат Зевадинов, владелец одного из отелей на Арабатской Стрелке, фото: investigator.org.ua

На Арабатке популярный в 2020 году люкс-сегмент номеров начинается от 1400-1500 гривен и иногда превышает три тысячи гривен за ночь. А вот в Геническе, где такого наплыва туристов мы не заметили, наибольшим спросом по-прежнему пользуются номера эконом-класса, стоимостью от 80 гривен в сутки. Поэтому бюджет недельного отдыха составляет в среднем около 10 000 гривен на семью. Здесь не сформировано предложение по спросу нового контингента отдыхающих: в основном нет таких объектов размещения, локаций и мероприятий для отдыха.

«Кроме жилья, мы тратим около 500 грн в день на четырех человек, на развлечения и на питание. На жилье тратим 80 грн с человека, условия нормальные, средние. Мы приезжали в прошлом году, цены были такие же, ничего не изменилось», — рассказала отдыхающая из Днепра Ирина, которая остановилась в частном секторе в Геническе.

Ирина, отдыхающая из Днепра, фото: investigator.org.ua

Несмотря на успех сезона-2020, местные отельеры уже прогнозируют, что туристический бум в следующих годах не истощится.

Вечный вопрос курортного бизнеса — как продлить сезон, не делая ставку только на пляжный отдых? Этим вопросом теперь занимается недавно созданная Ассоциация гостеприимства Генического района. О ней рассказывает руководитель туристического информационного сервиса, член Ассоциации Алексей Войцеховский:

«Ассоциация была создана только благодаря информационной поддержке фонда USAID. Приезжали к нам тренеры, и они смогли достучаться до местного бизнеса — и не только бизнеса, есть и представители местного самоуправления. Тренеры донесли мысль, что если мы сами здесь не сделаем, то за нас никто не сделает. Поэтому после одного из тренингов было принято решение создать такую ​​ассоциацию. Основная цель и задачи ассоциации — сплотить местный бизнес. Если по отдельности, то нам не сделать успешного курорта. Мы не будем конкурировать с черноморским побережьем, или Кирилловкой в ​​Бердянском районе. Поэтому только объединив усилия, мы сможем создавать продукт, который поможет нам расширить наш туристический сезон. Как показал этот сезон, могут быть и внешние факторы, и мы должны это предусмотреть. Нужно делать ставку не только на летнее море, детский оздоровительный отдых, но и на культурный».

Алексей Войцеховский, руководитель туристического информационного сервиса, член Ассоциации гостеприимства Генического района, фото: investigator.org.ua

Чтобы расширить рамки сезона, в Ассоциации гостеприимства советуют сделать ставку на так называемый ивент-туризм — организацию креативных событий, которые будут привлекать туристов не только в пляжный сезон, а бизнеса позволят освоить новые услуги.

Первая попытка организации таких мероприятий — фестиваль-ярмарка вина и сыра, который планируют сделать ежегодным.

Фото: investigator.org.ua

Таким образом, несмотря опасения, курортный сезон 2020 года на Арабатской Стрелке не стал провальным, а, наоборот, открыл новые возможности для развития туризма, стал знаковым для дальнейшего развития. Бизнес показал способность к самоорганизации, но самостоятельно — без грамотных действий власти и системных инвесторов не в состоянии преодолеть проблемы, которые годами являются помехой.