Оккупация Крыма Россией убила крымские порты — Смелянский

Новости
Керченский торговый порт Фото: Isachenko Grigoriy

Оккупация Крыма Россией убила крымские порты: пять торговых и два рыбных морских порты Крыма и Севастополя в данный момент находятся на грани выживания, а Керченская переправа остановила работу. Западные санкции и решение Украины закрыть порты для захода иностранных судов, принятые в ответ на оккупацию РФ Крыма и Севастополя, привели к потере грузооборота и прибыльности портов, а строительство Керченского моста окончательно лишает их потока грузов и пассажиров и на российском направлении. «Министерство транспорта» Крыма готовит концепцию преобразования торговых портов на «яхтенки».

Об этом пишет экономический эксперт Юрий Смелянский в исследовании  Как работают «крымские санкции». Порты Крыма .

Автор напомнил, что до введения в эксплуатацию Керченского моста крымские морские порты были единственными инфраструктурными объектами, по которым Россия могла обеспечивать товарное и сырьевое снабжение территории захваченного полуострова. Включая переброску оккупационной группировки войск, техники и их обеспечения.

На базе экспроприированных украинских портов Россия создала «Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Крымские морские порты», в состав которого на правах филиалов без образования юридического лица вели Керченский, Феодосийский, Ялтинский и Евпаторийский торговые порты, Керченскую паромную переправу и «Госгидрографию». Вся морская инфраструктура Севастополя, связанная с морскими грузовыми и пассажирскими перевозками вошла в «ГУП «Севастопольский морской порт». В течение 2014 -2015 годов по ним были применены санкции ЕС и США, а в 2017 — санкции СНБО Украины.

«Следствием введения санкций, резкого уменьшения судозаходов и сворачиванием экономической активности на оккупированной территории Крыма стал и тот факт, что уже по итогам 2014 года констатировалось снижение объемов перевалки грузов в крымских портах в более чем четыре раза. Это была вынуждена признать и оккупационная власть», — пишет Смелянский.

По открытым данным, динамика падения грузооборота в портах Крыма и Севастополя в последующие годы выглядит так: 2016 — 13,8 млн тонн, 2017 — 11 млн, 2018 — 8,7 млн, 2019 — 4,3 млн тонн. Соответственно, сократилась и доходность предприятий.

«И если в первые четыре года оккупации Крыма главной причиной нехватки грузов для перевалки были западные санкции, то с 2018 года конкурентом санкций ЕС и США стал Керченский мост. В год открытия движения по мосту — в 2018 году убытки ГУП «Крымские морских портах» увеличился до рекордных 411 800 000 руб. Хотя убыточность предприятия была хронической и прежде», — пишет Юрий Смелянский.

Стабильно убыточна и деятельность ГУП «Севастопольский морской порт»: в 2018 году убытки составили 188 млн. руб. (Грузооборот упал до 200 тыс. Тонн), в 2017 — 63 млн руб, в 2015 — 115 млн. рублей.

«Статистика РФ говорит, что объемы официального экспорта и импорта сократились до минимума, более 80% всех грузов переваливается в порту Керчи, при этом 90% и более всего грузооборота портов — это каботаж. Иными словами, практически весь грузооборот — это опрокидывания товаров РФ — Крым — РФ, отсюда и такое «нагрузка» на Керченский МП. С началу 2020 года мероприятий иностранных судов (кроме РФ) в порты оккупированного Крыма практически нет», — пишет исследователь.

Исследование проведено в рамках спецпроекта  Центра журналистских расследований  «Как работают «крымские санкции» в партнерстве с Центром прав человека ZMINA.

Напомним:

  • В июле 2014 году Украина официально закрыла порты Крыма для международного судоходства. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 16.06.2014 г. «О закрытии морских портов» были закрыты морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а все документы, выданные капитанами морских портов с 15 июля 2014 года, являются незаконными.
  • Порты Крыма и Севастополя внесены в санкционные списки ЕС и США. Для обхода санкций используется схема внепортовой — рейдовой перевалки грузов в Керченском проливе или нейтральных водах с последующей транспортировкой в закрытые порты Крыма.
  • По данным Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований», Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, начиная с 2017 года уже 50 судов-нарушителей лишены регистрации флага за заходы в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма по требованию постоянного представительства Украины при Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), которое использует информацию о нарушителях, зафиксированную украинскими специалистами-волонтерами.