«Антиахметовский законопроект» сэкономит олигархам около 20 млрд грн в год — Bihus.Info

Новости
Вадим Новинский и Ринат Ахметов Фото: UNIAN

Скандальный правительственный законопроект №5600, который позиционировался как антиолигархический, на пути от Кабмина в Верховную Раду потерял практически все нормы, которые увеличивали налоги для крупных компаний, в том числе и бизнеса олигарха Рината Ахметова. В результате олигархи не доплатят в бюджет около 20 млрд грн в 2022 году по сравнению с запланированными Минфином Украины цифрами.

Об этом пишет издание Bihus.Info, журналисты которого проанализировали начальную и последующие версии проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».

Из проекта на разных этапах выхолостили нормы, которые изначально предлагал Минфин. В частности, экологический налог от горной промышленности (крупнейшие — у Рината Ахметова и Константина Жеваго), который в первой версии предлагалось поднять с 49 копеек до 1,50 грн за тонну (в самой первой версии — даже до 3 грн, но этот вариант даже не пришел в парламент), в результате предлагается повысить только до 54 копеек. Такую поправку в законопроект предложил председатель налогового комитета Даниил Гетманцев, а комитет поддержал ее.

Также в Раду не дошла норма об отмене льготы на земельный налог для горно-обогатительных комбинатов, которая была в первой Минфиновской версии проекта. Сейчас горнодобывающие предприятия платят только 25% земельного налога, а не 100%. Минфин предлагал изъять эту норму, то есть отменить льготу. Но вносить в Раду законопроект с этим предложением Кабмин не стал.

Наибольшим бонусом для добытчиков полезных ископаемых стало фактическое упразднение повышение ренты на железную руду. В законопроекте предусматривается изменение принципа налогообложения. То есть облагаться налогом должна будет не добытая руда по себестоимости, как это работает сейчас, а проданная. Это должно увеличить налоговые поступления. Потому что продают производители ее по значительно более высокой себестоимости цене, следовательно и размер налога тоже больше. Но теперь предлагается облагать не рыночную цену (3,5%, 5% или 10% в зависимости от цены), а «(рыночная цена) минус (цена на логистику по Украине) и минус (цена на дорогу в Китай)».

Фактически, применена схема, похожая на скандальную формулу Роттердам +, когда в стоимость электроэнергии учитывали транспортировку угля из нидерландского города Роттердам в Украину, хотя фактически уголь добывалсяь в Украине. Ситуация похожа как минимум потому, что не всегда добытчики руды везут продавать ее даже в Китай.

Эту поправку в проект также предложил Даниил Гетманцев, и ее также поддержал комитет.

Данил Гетманцев, председатель Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Фото: facebook.com/sluganarodu.official

По прогнозам экономиста Центра экономической стратегии Юрия Гайдая, если законопроект примут, с нынешними ценами на руду компании, которые ее добывают, будут платить меньше, чем даже сегодня. Вот как он это посчитал: «$95-$15-$10 = $70 (база налогообложения, фрахт взял по минималке, спад же!). $70*3,5% = $2,45 за тонну руды — меньше, чем при нынешней редакции налогового кодекса!».

С этими оценками согласен и председатель энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус.

Крупнейшими добытчиками железной руды в Украине на сегодня являются компании «Метинвест» олигархов Рината Ахметова и Вадима Новинского, они добывают более 50% железной руды.

По предварительным подсчетам издания, при нынешней цене на руду государство могло бы дополнительно получать более 12 млрд грн в год, если бы Рада не отминусовала от цены, которая облагается, внутреннюю логистику и «дорогу в Китай», как и предлагалось изначально. А согласно нынешней версии, по оценкам Андрея Геруса, будет примерно минус 3 млрд в год. То есть общая гипотетическая потеря в год около 15 млрд грн.

Кроме этого, налоговый комитет также отказался устанавливать акциз на производство «зеленой электроэнергии» — для «зеленых» предлагалось ввести дополнительный налог в 3,2%.

Фиксированный «зеленый тариф» в Украине для крупных солнечных станций составляет 11,26 евроцентов/кВт*ч, для ветряных — 9,05 евроцентов/кВт*ч, то есть около 4 грн. Для станций, построенных до 2021 года, он будет неизменным до 2030 года. И этот тариф почти в два раза выше, чем в Германии.

Крупнейшим держателем «зеленых станций» в Украине является Ринат Ахметов. Согласно данным ДТЭК ВИЭ, за первое полугодие 2021 году холдинг в пять раз увеличил прибыль от «зеленки» по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

По приблизительным подсчетам, если законопроект будет принят в таком виде, всего благодаря Кабмину и депутатам налогового комитета, олигархи не доплатят в бюджет около 20 млрд грн в 2022 году по сравнению с запланированными Минфином цифрами.

Напомним:

  • 23 сентября 2021 года Верховная Рада поддержала 279 голосами законопроект №5599 «О предотвращении угрозам национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющим значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархами)», так называемый закон «о деолигархизации».