ИМИ указал на рост уровня «джинсы» в онлайн-медиа и назвал СМИ с наибольшим количеством заказных материалов

Новости
Фото: dailylviv.com

Уровень «джинсы» — скрытых заказных материалов — в украинских онлайн-медиа продолжает расти, несмотря на то, что сейчас период между выборами.

Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального исследования ОО «Институт массовой информации», которое охватило период 30 августа — 3 сентября 2021 в 16 онлайн-медиа, полная выборка составила более 20 тысяч новостей.

Согласно данным мониторинга, коммерческие материалы заказного характера продолжают преобладать в медиа над политическими: на коммерческую «джинсу» пришелся 61% всех выявленных материалов с признаками заказа, на политическую — 39%.

Сайтами-антилидерами по размещению материалов с признаками «джинсы» стали: «Обозреватель» (159 материалов), Politeka (67), «РБК-Украина» (29), «УНИАН» (21) и «Сегодня» (20).

Не выявили заказных материалов на сайтах: ZN.UA, LIGA.net, Украинская правда, НВ, «Суспільне» и «Корреспондент».

Согласно исследованию, главными заказчиками «джинсы» являются:

  • коммерческие структуры — 24,5%;
  • Ринат Ахметов и его компании — 20,8%;
  • «Велике будівництво» президента Зеленского — 11%;
  • лоббисты — 9,8%;
  • ОПЗЖ — 7,7%;
  • Виталий Кличко (мэр Киева) — 6%;
  • Петр Порошенко и партия «Европейская солидарность — 4%.

Среди социально безответственных рекламодателей, которые нарушают нормы закона «О рекламе» и заказывают скрытую рекламу, эксперты ИМИ зафиксировали букмекерскую контору Parimatch, мобильных операторов, автопроизводителей, банковские учреждения, в частности предпочитают скрытую рекламу «Глобус Банк» и банк «Кредит Днепр».

В третьем квартале выросло количество материалов с признаками заказа в пользу компаний, интересов и имиджа одного из самых богатых и влиятельных олигархов Украины Рината Ахметова. В пользу компаний Ахметова материалы размещали сайты: «Обозреватель», «24 канал», УНИАН, «РБК-Украина», «Гордон», «Политека».

В материалах про «Велике будівництво» журналисты пытались повысить значимость программы Зеленского. Многие СМИ дают только материалы позитивного характера на эту тему, без анализа или проверки на достоверность.

Пиар Кличко также значительно вырос по сравнению с предыдущим мониторинговым периодом — вторым кварталом 2021 года, когда в его пользу фиксировались лишь отдельные материалы. Мэр пиарился на Дне знаний и на выполнении задач, предусмотренных его должностными обязанностями.

В преддверии местных выборов 2020 года в региональных медиа основными заказчиками «джинсы» были местные партии (26%), партия «Слуга народа» (20,5%), партия «За майбутнє» (11,5%) и ОПЗЖ (8%).

Авторы исследования напоминают, что заказные материалы используются с различными целями: для продвижения своих товаров или услуг (коммерческая «джинса»), для получения дополнительных политических дивидендов (политическая «джинса»), для отбеливания своей репутации (имиджевая «джинсы»). Но цель у этих материалов единственная — манипулирование общественным мнением.

Напомним:

  • По состоянию на сентябрь 2021 года, в «белый список» общенациональных сайтов, которые подают качественную информацию с соблюдением профессиональных стандартов, вошли десять онлайн-медиа: Суспільне, hromadske, «Лига», Украинская правда, Укринформ, Радіо Свобода, Зеркало недели, НВ, «Эспрессо» и «Бабель». Об этом свидетельствуют результаты глубинного мониторинга, который раз в полгода проводит Институт массовой информации (ИМИ).