Являются ли преступниками принудительно мобилизованные в ряды боевиков — объясняют правозащитники

Новости
Фото: ДАН

Представители оккупационных администраций временно оккупированных территорий принудительно вовлекают в незаконные вооруженные формирования украинских граждан, проживающих на ВТО, в возрасте от 18 до 55, а также несовершеннолетних. Юристы Центра прав человека ZMINA объясняют, влечет ли это уголовную ответственность по украинскому законодательству.

Об этом говорится в статье Натальи Адамович на сайте ZMINA.

Оккупационные администрации ТОТ на фоне нагнетания напряжения и угроз войной со стороны РФ объявили мобилизацию в пророссийские незаконные вооруженные формирования для мужчин в возрасте от 18 до 55 лет, отмечает автор. Позже на ВТО Луганщины был издан «указ», по которому мобилизации подлежат и лица старше 55 лет. Людей задерживают прямо на улицах и отправляют служить. Также есть факты вовлечения в вооруженные формирования несовершеннолетних — в частности, курсантов военных училищ в возрасте от 16 лет.

В Офисе генпрокурора указывают, что вина за принуждение к незаконной военной службе лежит на том, кто принуждает, а не на тех, кого принуждают. 

Фото: Facebook Павел Лисянский

«Когда мы получаем сообщение о принуждении людей к участию в вооруженных формированиях, главный фокус – исследование принуждения в этой ситуации. По нормам международного гуманитарного права в случаях принудительной мобилизации отвечать должно не лицо, которое поступает на службу, а те, кто организует весь процесс. Фактически у мужчин на оккупированных территориях нет другого выбора», – приводит ZMINA позицию прокуратуры. 

Украинское законодательство содержит юридическую коллизию. Организация принудительной мобилизации на оккупированной территории квалифицируется как военное преступление, совершенное в отношении гражданского населения, говорится в статье. В то же время Уголовный кодекс Украины определяет возможность привлечения к ответственности принудительно мобилизованного лица за участие в незаконных вооруженных формированиях.

«Так, ответственность может наступить, в частности, по следующим статьям Уголовного кодекса Украины: 438 – “Нарушение законов или обычаев войны”, 437 – “Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны”, 111 – “Государственная измена”, 115 – «Умышленное убийство» и т.д.», — говорится в статье.

«Призовники» в ТОТ Донецької області Фото: depo.ua

Отмечается, что имплементация международного гуманитарного права позволила бы избежать этой коллизии и обезопасить принудительно мобилизованных от нежелательного применения по ним указанных статей Уголовного кодекса. 

В то же время, за совершение преступлений во время пребывания в рядах боевиков принудительно мобилизованному гражданину все равно придется:

«В любом случае, лицо не сможет избежать уголовной ответственности, если за время пребывания на “службе” будет совершать другие преступления – военные или связанные с ними . То есть за издевательство над пленными, мародерство, разграбление такое лицо необходимо будет привлекать к ответственности», — приводит ZMINA позицию Офиса генпрокурора. 

По мнению менеджера по адвокации Центра прав человека ZMINA Алены Луневой, очень важно, чтобы принудительно мобилизованные в ОРДЛО сообщали о факте принудительной мобилизации правоохранительным органам Украины: тогда они будут проходить как пострадавшие, а не как добровольно мобилизованные.

Издание приводит контакты ведомств, к которым можно сообщать о факте принудительной мобилизации:

  • Офиса генерального прокурора – [email protected]
  • Донецкой областной прокуратуре – [email protected], +38 (066) 477-17-03
  • Луганский областной прокуратуре – [email protected], (06452) 4-13-50

Напомним: