Деньги в песок

Публикации

Площадь пляжей в Коблево ежегодно стремительно уменьшается. Здесь хаотично возводят торговые киоски, частные коттеджи и забегаловки. Местная власть, пренебрегая туристической привлекательностью курорта, заинтересована только в собственном обогащении. Именно поэтому живописное коблевское побережьепревратилось в сплошной торговый павильон по предоставлению некачественных услуг…

Почему исчезает пляж?

Коблево — один из самых популярных курортов Украины, где ежегодно отдыхают десятки тысяч туристов. Это поселок на юге Николаевской области с развитой туристической инфраструктурой. Здесь есть отели и базы отдыха на любой вкус и кошелек, не счесть баров и ресторанов, плюс — два аквапарка и даже собственный дельфинарий.

Но главный ресурс Коблево — Черное море и линия побережья, которая протянулась на семь километров. Только вот с пляжами в Коблево последнее время беда — их площадь стремительно уменьшается.

Пляж біля бази відпочинку «Зорі-Машпроект»

Директор базы отдыха «Алые паруса» Наталья Полякова говорит, что пляж исчезает:

— Если взять пляж в двенадцатом году, он был тридцать метров, а сейчас пляжа нет. То, что произошло в этом году, — это было первого апреля – море просто «съело» пляж. Весь.

Наталія Полякова

Почему коблевские пляжи исчезают? Специалисты говорят: с одной стороны, это природный процесс, который трудно предсказать и на который еще труднее повлиять. Но некоторым это удается.

Эколог Олег Деркач говорит, что хозяйственная деятельность людей существенно влияет на уменьшение площади пляжей:

— Хаотичная застройка побережья, добыча песка на побережье, разрушения естественной растительности, разрушение песчаного вала, который традиционно защищает берег от волн, гасит эти волны, — особенно влияют на состояние наших берегов.

Олег Деркач

Местная активистка Татьяна Дабижа живет в Коблево почти сорок лет. Женщина доказывает: ситуация с пляжами резко ухудшилась после прихода сюда предпринимателей.

— Детьми мы ездили на пляж убирать: собирать стаканчики, ракушки. Мальчики носили ведра. Ну и пляж был чистый, а сейчас? Сейчас предприниматели взяли в аренду пляжи, а убирать никто не хочет, — говорит Татьяна Дабижа.

Тетяна Дабіжа

Татьяна не сидит сложа руки. Она годами пытается достучаться до власти. Но, похоже, безуспешно:

— Я пыталась донести свою обеспокоенность, но все напрасно. Если сам губернатор приезжал и видел, что бетонные блоки заливают прямо на пляже. Я ему привезла все документы, все доказательства, но до сих пор на это никто даже глаз не открыл, — жалуется женщина.

«Прокурорский» городок

Первыми стали посягать на коблевские пляжи бизнесмены. Восемь лет назад на восточном побережье Коблево появились двенадцать шикарных коттеджей, девять из которых — вопреки закону – выходят просто к воде.

Котеджі кооперативу «Посейдон Таун»

Драгоценные метры получили богатые одесские и николаевские предприниматели. А еще здесь построила себе коттедж жена известного на всю Украину прокурора Николая Стоянова. Мы посетили этот закрытый городок, но нам там были не очень рады.

— Проходите, проходите: одни уже снимали.

— А скажите: чьё это имение?

— Идите, идите! Все!

— Скажите, пожалуйста, кто здесь живет?

— Ну, предприниматель из Одессы. И рядом тоже предприниматель. И судей здесь нет, понимаете, — рассказал один из работников.

Працівник Борис

Николай Стоянов — можно сказать, легенда украинского юга. Он долгое время возглавлял Одесскую и Николаевскую прокуратуры и работал в Генеральной прокуратуре. А еще прославился своим невероятным состоянием на миллионы долларов, записанными, в основном, на жену.

По удивительному стечению обстоятельств члены кооператива «Посейдон Таун», среди которых засветилась жена тогда еще главного прокурора Николаевской области Стоянова, смогли в 2008 году получить почти полтора гектара земли и построиться прямо на Черноморском побережье.

Легко обойдя украинские законы, члены кооператива столкнулись с законами природы, которая не очень-то считается с должностями и громкими именами. Многомиллионное имущество грозило через некоторое время оказаться в воде. Пришлось укреплять берег, но когда укрепили свой — разрушили соседний.

— Здесь мы наблюдаем снижение, сужение на 10 метров по ширине песчаного пляжа. И произошло это «благодаря» этому сооружению, которое называется пассивная берегозащита. Это тот тип сооружений, который категорически запрещен украинскими государственными строительными нормами для строительства на песчаных берегах, — объясняет эксперт по берегоукреплению Юрий Верба.

Юрій Верба

И действительно: теперь на восточном побережье Коблево песчаного пляжа почти не осталось. Местные и приезжие жалуются, что нормально отдохнуть стало просто невозможно.

— Неудобно отдыхать. Мы были на том пляже, но видите сколько там травы? Никто не убирает ее, не заботится об этом пляж. Условия вообще очень плохие. С семьей очень неудобно. Там не спуститься — мы вон с коляской ездим с инвалидной. Очень неудобно. Никаких условий нет, — возмущаются отдыхающие.

О проблеме хорошо знает и местная власть. Но говорит, что ничего сделать не может. Заместитель Коблевского сельского головы Виктор Малиновский так объясняет ситуацию:

— Мы изучили этот вопрос. Почему так случилось, что у прокурорского городка, о котором вы ведете разговор, у них пляж замечательный, а у базы отдыха «Заря», за которой стоит крупное предприятие, исчез пляж вообще? Я обратился к специалистам, и они объясняют, что когда провели укрепления пляжа вокруг так называемого прокурорского городка, изменили русло течения воды.

Віктор Малиновський

«Красный петух» Коблево

На коблевские пляжи наступает не только прокурорский кооператив. Так, на западном побережье Коблево пляж начал исчезать в результате активной деятельности местных предпринимателей, которым способствует власть.

Олег Боз — один из наиболее авторитетных бизнесменов в Коблево. Самые известные объекты, которыми владеет предприниматель, — ночной клуб «Бразил» и пляжный комплекс «Бора-Бора». А еще Боз прославился тем, что вместе со своими мамой и сестрой получил от местной власти прямо или опосредованно почти пять гектаров драгоценной коблевской земли. А у тех, кто выступает против него, почему-то горят дома.

Олег Боз. Фото видання «Николаевские известия»

К примеру, у Татьяны Дабижи в минувшем году загорелся дом.

— У нас на выборах Боз проиграл один голос Миронцу. Были суды, Боз просил, чтобы я не шла на суд, чтобы выиграть его. Я пошла. Ну, а летом, когда был захват на Маме-пляже, то я пошла туда фотографировать, сбросила все это в Фейсбук. И после этого, через два дня, сожгли крышу.

— У нас на выборах Боз проиграл Миронцу один голос. Были суды, Боз просил, чтобы я не шла на суд, чтобы выиграть его. Я пошла. Ну, а летом, когда была попытка захвата Мамы-пляжа, то я пошла туда фотографировать, сбросила все это в Фейсбук. И после этого, через два дня, сожгли крышу, — рассказала Татьяна Дабижа.

Пожежа пошкодила дах будинку активістки

Активистка Татьяна Дабижа настаивает, что совпадение во времени не случайно, а пожар в ее доме вспыхнул не сама по себе. От огня едва не пострадали дети.

— Малым было два, четыре и шесть, ну, и тринадцать. Пожарные когда приехали, начали разбивать шифер — он начал стрелять, гореть, мы начали выводить детей, которые очень испугались, — вспоминает коблевская активистка.

«Красный петух» — частый гость в Коблево. Причем действует он очень избирательно и точно. Второго июня сгорело несколько объектов на местной базе отдыха, которую только начали строить. А в ночь на 15 июня загорелся дом на давно функционирующей базе «Лиманы».

Все, що залишилося від будиночка після пожежі

— Приехала пожарная машина, погасила пожар, приехала полиция, вслед -пожарный инспектор. При осмотре пожарный инспектор определил, что это поджог, — рассказывает Александр Гаврилов, директор базы «Лимане».

Директор не уверен, но предполагает: пожар случился из-за того, что на территорию базы посягнул предприниматель Олег Боз.

— Нам была назначена встреча Бозом, встреча в Коблево. Когда мы пришли на встречу, то увидели двух человек. Спросили: Боз Олег Константинович? Ребята говорят, что это к нам. И после этого начали предлагать нам поделиться землей. Часть земли мы отдаем, а на часть они дают нам акт на землю, выданный Коблевским сельсоветом, — рассказывает Александр Гаврилов подробности общения с людьми Боза.

Олександр Гаврилов

У директора базы «Лиманы» есть все документы на землю, но он не уверен, что его оставят в покое. Местные предприниматели утверждают, что Олег Боз пользуется поддержкой Коблевского сельского головы Владимира Панича, и именно благодаря этому Бозу удалось беспрепятственно получить лакомые куски земли на побережье.

Например, фирма ООО «Волкон», которую Боз создал в марте прошлого года, уже в мае получила согласование на строительство набережной прямо на пляже. И это при том, что возводить капитальные сооружения в пляжной зоне прямо запрещает закон.

Набережная забегаловок

Эксперт по берегоукреплению Юрий Верба не подбирает слова, оценивая строительство набережной прямо на пляже.

Набережна «з’їла» значний шматок пляжу

— Это безобразие. Это надругательство над пляжами. Это нарушение государственных строительных норм, земельного и водного кодексов. Вы видите, что набережная построена прямо посреди пляжа. Дальше от моря мы видим продолжение пляжа, который уже в ближайшее время тоже будет застроен этими будочки, тирами, кафе и т. д.

Ответить на вопрос, почему так происходит, сельский голова не может — он в отпуске. Но его подчиненные утверждают, что все законно.

— Строительство находится на постоянном контроле. И в отделе архитектуры, и у заместителя председателя Николаевской ОГА Валентина Гайдаржи, областное руководство контролирует этот вопрос. Об этом известно и губернатору. Если бы оно было незаконным, то наверняка бы уже было остановлено, — доказывает Виктор Малиновский, заместитель Коблевского сельского головы.

В сельсовете нас убеждали, что и общественные слушания по поводу создания набережной провели — все девятнадцать участников высказались за ее появление. Только никто из местных не помнит, когда они происходили. Мы попросили Татьяну Дабижу проанализировать, кто те люди, которые единодушно поддержали строительство набережной.

— Алексей Осипенко — депутат, Олег Ангелов — помощник Боза, Аркадий Куричук — начальник «Коммунхоза», Мария Мандригеля — секретарь председателя сельского совета, Александр Слинкин — неизвестный, не коблевский. Пять депутатов, шесть работников сельского совета, — назвала участников общественных слушаний Татьяна Дабижа.

270 метров набережной разрезали песчаный пляж пополам. Дальняя часть от воды — это теперь место, где фирма Олега Боза построила коммерческие объекты и сдает их в аренду предпринимателям. По рассказам местных, цена вопроса — тысячи долларов с каждой забегаловки.

Завдяки набережній забігайлівки вже «увірвалися» на пляж

Отдыхающим это не нравится.

— Я думаю, все-таки это не очень хорошо. Именно для отдыхающих. Потому что, в принципе, хватает мест, где можно посидеть, отдохнуть, а именно для пляжа должно быть больше места, — говорит Екатерина, приехавшая отдохнуть из Минска.

Важная деталь: пляжные участки, на которых возвели набережную, попали в собственность Олега Боза с помощью мошеннической схемы. В декабре 2012-го Коблевский сельсовет выделил их подставным лицам для ведения сельского хозяйства, а уже через две недели изменил их целевое назначение, позволив там строительство. В 2014-м счастливые обладатели участков дружно подарили их Олегу Бозу и его маме. Прокуратура пыталась отменить эти решения через суд, но тот оставил землю Бозу, сославшись на давность срока. На другой участок наложили арест, что не помешало Бозу там строиться.

Мы попытались выяснить, кому и сколько платят местные арендаторы, но разговора не получилось. Продавцы не хотели разговаривать с журналистом.

— Где сейчас арендатор?

— Нет ее.

— А можно как-то увидеть? Нам пообщаться нужно.

— Вон там рядом есть — идите туда, — посоветовали нам в одной из торговых точек.

В других киосках, куда мы обращались за комментарием, с нами тоже никто не захотел общаться.

200 млн. на пляж

Татьяна Дабижа говорит, что в этом месте на всем зарабатывают люди Боза. В прошлом году она сняла на камеру, как работники брали деньги у местных жителей даже за продажу мороженого и напитков на пляже Боза.

На видео хорошо видно, как у продавцов собирают деньги. Активистка попробовала узнать, кому они идут.

— А скажите, пожалуйста, на каком основании вы берете деньги, Юра?

— Здесь теперь главный Боз, к нему все вопросы.

— Позовите его сюда.

— Я должен звать?

Працівник Боза

Мы спросили у Олега Боза, как ему и его родственникам удалось получить столько земельных участков в Коблево, а на некоторых из них даже изменить целевое назначение? Предприниматель объяснил, что исключительно благодаря своему честному и упорному труду, а об изменении целевого назначения земли отвечать не захотел.

— Олег Константинович, можете ответить на вопрос: как вам и вашей семье удалось получить почти пять гектаров земли в Коблево? Знаете какой-то секрет?

— Настойчиво работать. Надо честно вести бизнес, работать круглосуточно с утра до ночи многие десятилетия.

— Скажите, пожалуйста, а сельский голова Коблево Владимир Панич помогал вам получить землю? Вот, к примеру: те земельные участки, на которых вы построили набережную, там ведь предварительно было изменено целевое назначение с ведения сельского хозяйства, а потом выяснилось, что стало возможным строить там объекты?

— Я не совсем понимаю ваши вопросы. Хотите по деятельности пообщаться -подавайте запросы, фирма ответит, что вас интересует.

Между тем местные власти наконец придумали, как увеличить площадь коблевских пляжей. Здесь решили разработать проект с привлечением средств из Государственного бюджета Украины.

— Сейчас обязательно стоит вопрос об укреплении пляжа. И на это наша громада уже готовит проект на выделение средств из государственного бюджета для укрепления пляжа. Я был на совещании, где сельский голова планировал «страшную» сумму. Ну, как «страшную» — до 200 млн. грн. на укрепление территории пляжа, — рассказал Виктор Малиновский, заместитель сельского головы Коблево.

Получается так: сначала местная власть раздает бесценное коблевское побережье влиятельным людям и бизнесменам под коттеджи и бизнес, что приводит к разрушению пляжей. Затем, когда проблема становится очевидной всем, она просит средства из государственного бюджета, чтобы эти пляжи укреплять. За счет налогоплательщиков, то есть нас с вами.

Материал подготовлен в рамках проекта «Содействие локальным центрам журналистских расследований» при поддержке Интерньюз-Нетворк.