Во второй части выпуска программы «Вопрос национальной безопасности» (проект Центра журналистских расследований) от 12 декабря 2017 года:
Аннексия Крыма измеряется не только в квадратных километрах и деньгах, как это сейчас пытаются представить некоторые европейские политики. Это еще и человеческие судьбы, растоптанные Кремлем вместе с международным правом.
Протесты против оккупации были жестко подавлены весной 2014-го. Насильственные исчезновения, пытки, обыски, угрозы, уголовные преследования — крымское сопротивление продолжается.
Украина четвертый год борется за освобождение тех, кто попал в плен. Кого удается вытянуть — в Киев через Турцию переехали крымскотатарские лидеры Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров, которых отпустили. О пропавших без вести вспоминают реже, чем о политических заключенных. «Те, кто исчезли за Крым» — серия журналистских расследований о активистов, которые противостояли оккупационной власти во время «крымской весны» — и исчезли.
Когда проект «Те, кто исчезли за Крым» уже готовился к публикации, стало известно, что мертвым нашли Лемара Алядинова, уроженца Узбекистана. Летом 2014 году он приехал в Крым к родственникам, потом подрабатывал в Ялте, а уже в августе 2014-го перестал выходить на связь. Об этом исчезновения известно мало, трудно судить, имеет ли оно политическую подоплеку.
О тех, кто оказался в неволе, время от времени появляются хоть какие-то новости. О пропавших — никаких известий.
Об этом в программе говорит Мария Томак, журналистка, ОО «Медийная инициатива за права человека».