Вопрос национальной безопасности. Эфир 26 февраля 2019 года

В этом выпуске программы «Вопрос национальной безопасности» (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская) от 26 февраля 2019 года:

26 февраля — 5-я годовщина Дня сопротивления Крыма российской оккупации. Центр журналистских расследований продолжает реконструировать события, связанные с оккупацией полуострова Россией, и называть имена соучастников военных преступлений.

26 февраля 2014 под стенами Верховной Рады АР Крым прошли два митинга: за неделимую Украину, организованный Меджлисом крымскотатарского народа, и пророссийский — созванный на то же время партией «Русское единство». Часто можно услышать версию, что митинг, организованный Меджлисом, столкновения во время него и срыв заседания крымского парламента, где мог рассматриваться вопрос о проведении референдума о статусе Крыма, спровоцировал россиян на захват Верховной Рады автономии и начало оккупации. Однако напомним, что законная власть в Севастополе была свергнута еще за 4 дня до захвата крымских правительственных зданий и Россия сразу после олимпиады в Сочи начала перебрасывать десантников и технику в Крым. И поэтом оккупация состоялась бы безотносительно к тому, был бы митинг или нет. Другое дело — ее сценарий. Митинг 26 февраля сломал попытку повторить в Симферополе севастопольский сценарий — «мирное» изменение флага над органами власти.

26 февраля в Симферополь прибыл посланец новой власти Украины — народный депутат, а затем и.о. заместителя главы Администрации президента Андрей Сенченко. Он проводил переговоры с
крымской властью и руководителями силовых структур.

Участник программы — Андрей СЕНЧЕНКО, лидер Движения «Сила права», поделится воспоминаниями о тех событиях.

Наша сегодняшняя разведка в прошлое также о милиционерах — особого назначения. О севастопольском «Беркуте» и его соучастие в оккупации Крыма Россией. Роль севастопольских милиционеров была особенной. Именно они, а не их коллеги из крымского «Беркута» установили блокпосты на въезде в Крым — на Перекопском перешейке. Причем, их переброска на Перекоп из Севастополя для блокировки въезда на остров состоялась раньше, чем захват ВР и правительства Крыма. Поэтому на рассвете 27 февраля российские военные уже контролировали въезд в Крым – поскольку стояли за спинами вооруженных бойцов севастопольского «Беркута».

Сотрудники крымского и севастопольского «Беркута» являются фигурантами дела о государственной измене – как и все правоохранители Крыма, которые нарушили присягу и служат теперь России. А вот о привлечении к ответственности крымских «беркутовцев» по делам о расстрелах на Майдане до сих пор информации не было вовсе. Сергей ГОРБАТЮК, руководитель управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины дал эксклюзивное интервью нашей программе, которое многое объяснит в этой теме.