Самые результативные расследования крымского ЦЖР в 2022 году

ВНБ

«Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар (проект Центра журналистских расследований), выпуск от 28 декабря 2022 года.

В последнем выпуске программы года – традиционные итоги нашей работы. Расскажем о результативных расследованиях, тематику которых лишь несколько изменила великая война. Ведь расследованием военных преступлений и идентификацией их участников крымский ЦЖР занимался все последние 9 лет — начиная с 2014-го с оккупации Крыма. Однако масштабы этих злодеяний и их география значительно увеличились, и в зоне нашей работы оказались оккупированные территории украинского юга, захваченные в первую неделю полномасштабной вооруженной агрессии России против Украины.

Война заставила нескольких сотрудников эвакуироваться из зоны боевых действий на запад страны и даже за границу, откуда они продолжают работать. В то же время наша команда в этом году приросла и усилилась журналистами оккупированного юга, фактически оставшихся без работы. Мы нашли дополнительные ресурсы, чтобы они оставались в профессии. Следовательно, наша крымская лента и раздел расследований ощутимо обогатились материалами из оккупированных и деоккупированных территорий юга — Мелитополя, Бердянска, Херсона, Каховки, Генического и других городов по оба берега Днепра. Мы гордимся сотрудничеством с журналистами, выполняющими свой профессиональный долг на оккупированной территории, с риском для жизни и свободы — своей и своих родных.

***

Олег Батурин, журналист из Каховки и давний автор Центра журналистских расследований был похищен российскими военными и местными коллаборантами 12 марта. Его держали в застенке и подвергали пыткам сначала в Каховке, затем перевезли в Херсон.

Увольнение Олега Батурина требовали украинские и международные правозащитные и медиаорганизации. И после 8 дней пыток журналиста отпустили, впоследствии ему удалось выехать на свободную территорию. В этой застенке Олег побывал еще раз — уже после освобождения Херсона. Его многочисленные интервью и репортажи из деоккупированных городов и сел Херсонщины, с разоблачением коллаборантов и документированием военных преступлений имеют огромную аудиторию, а совместное расследование с журналистами ЦЖР – высокую результативность.

***

В расследовании «Как оккупанты захватывали рубильник Северо-Крымского канала» собраны не только свидетельства очевидцев этого военного преступления россиян, но и названы имена российских командиров, руководивших операцией по захвату и подрыву объектов гражданского гидротехнического сооружения. Это заместитель командующего ЧФ России генерал-майор Михаил Ясников и полковник Дмитрий Марков, командир 11 отдельной инженерной бригады Южного ВО.

Прокуратура Херсонской области открыла уголовное производство по материалам ЦЖР, следствие было непродолжительным и уже в августе обвинительный акт в отношении Ясникова и Маркова был направлен в суд. Надеемся, что судебное следствие, несмотря на специальную процедуру, тоже не затянется во времени и будет справедливым.

***

Число похищенных и незаконно удерживаемых жителей новых оккупированных территорий юга достигает тысяч. Журналисты медиа-центра IРС-Херсон совершили онлайновую базу, где с первых дней оккупации фиксировали похищение жителей Херсонской и Запорожской областей. Широкое обнародование информации о таких преступлениях, как правило, залог того, что человек не исчезнет бесследно. Многие активисты, депутаты бывших военных или участники боевых действий и просто ничем не примечательные до сих пор южане были вывезены в Крым. Это объясняется тем, что сфабрикованные против них дела о диверсионной и даже террористической деятельности фабрикуются крымским управлением ФСБ.

***

Центр журналистских расследований вместе с коллегами с оккупированного юга опубликовал серию материалов о пленниках Кремля, которых похитили российские военные и страшными пытками с применением тока, голодом и жаждой выбивали признание в преступлениях, которые они не совершали, а затем увозят в Крым. Родные об этом иногда узнают только по счастливой случайности, как это было с семьей участника боевых действий Павла Запорожца, из которого ФСБ лепит международного террориста.

По данным правозащитников, более сотни жителей южных областей сейчас содержатся в двух СИЗО Симферополя. ЦЖР назвал имена пленников, о которых раньше было мало или совсем ничего неизвестно, и продолжает следить за движением их дел, сфабрикованных ФСБ, фиксируя новых фигурантов этого преступления — судей, выносящих заведомо неправосудные решения по сфабрикованным российским следователям и прокурорам обвинениям.

***

Среди военных преступлений России — не только насильственные деяния против гражданского населения, но и те, которые в мирное время назвали ограблением или воровством. Однако в условиях международного вооруженного конфликта захват, присвоение или дальнейшая продажа имущества любой собственности на оккупированной территории – это нарушение норм, предусмотренных женевской конвенцией и Римским уставом, а затем квалифицируются как международное военное преступление. Центр журналистских расследований опубликовал и показал десятки материалов, документирующих такие преступления, среди которых особенно выделяется цикл расследований о «зерновом экспрессе» — схеме похищения и вывоза из Херсонской и Запорожской областей украинского зерна, зерна и семян подсолнечника, которые через порты оккупированного Крыма на незаконный экспорт. В итоговом сюжете напомним о морском и сухопутном пути «зернового экспресса» и обнаруженных нами организаторах и участниках этой преступной схемы.

Евгений Лешан, заместитель главного редактора ЦЖР с первого дня войны пошел воевать и стал командиром минометного подразделения. Леча ранения, Евгений создал большой цикл материалов под общим названием «Здесь может быть бавовна», где исследовал, показал на карте и в изображениях российские объекты в Крыму, являющиеся потенциальными легальными военными целями для ВСУ. Мы адресуем эти материалы гражданскому населению – нашим гражданам в Крымской автономии и Севастополе, чтобы они могли обезопасить себя, держась от этих объектов подальше. Ведь «хлопок» в Крыму, как вы все знаете, теперь уже не только возможно, но и не такое уж редкое явление.

***

После 24 февраля Крым стал и плацдармом для полномасштабной агрессии против Украины и транзитным путем для поставок из России вооружения и живой силы на фронтах юга, а на обратном пути — для вывоза награбленного зерна и другого имущества, а также для депортации украинцев юга. Ощущение, что воспетый российскими пропагандистами как «непотопляемый авианосец» оккупированный Крым будет освобожден, сегодня уже из надежд и веры превратилось в твердую уверенность. За годы оккупации Россия нашпиговала полуостров смертоносным железом и восстановила военные объекты времен холодной войны, включая шахты для хранения ядерного оружия. И все это ВСУ нужно будет уничтожать и от всего зачищать наш любимый Крым.

Еще одна функция оккупированного Крыма после 24 февраля – производство и распространение пропагандистских материалов. На базе телерадиокомпании «Крым», которая финансируется оккупационным правительством и контролируется гауляйтером Аксеновым, создали спецпроекты, чтобы охватить пропагандой не только полуостров, но и новые ТОТ Херсонской и Запорожской областей. Однако одно дело – просто транслировать ложь, и совсем другое – обслуживать военную машину страны-агрессора. Ведь пропаганда войны и оправдывание агрессии России против Украины, героизация участников вооруженной агрессии и военных преступников – это уже уголовное преступление. Именно поэтому в поле зрения наших журналистов оказались крымские пропагандисты войны. Материалы наших расследований взяли в работу правоохранительные органы и уже имеем первый результат — открытие производства по шести руководителям и корреспондентам телерадиокомпании «Крым». Об этом подробно расскажет Никита Панасенко в своем блоге.