Ахтем Чийгоз: ВЕЗ «Крим» треба скасовувати, а тиск на Путіна – консолідовано посилювати

Публікації
Ахтем Чийгоз, народний депутат України від партії «Європейська солідарність», заступник голови Меджлісу кримськотатарського народу Фото: investigator.org.ua

Центр журналістських розслідувань продовжує спецпроект «2020: Кримський порядок денний влади». Це серія інтерв’ю з очільниками органів влади, уповноважених формувати та реалізовувати політику деокупації Криму та реінтеграції його мешканців. Підбиваючи підсумки цієї роботи у 2019 році та називаючи особливо гострі проблеми, спробуємо зверстати свого роду дорожню карту кримських владних структур на 2020 рік, визначити пріоритети, ризики та нагальні для вирішення питання. Все те, що наблизить до деокупації Криму. У студії – Ахтем ЧИЙГОЗ, народний депутат України від партії «Європейська солідарність», голова підкомітету з питань етнополітики, прав корінних народів та національних меншин Верховної Ради, заступник голови Меджлісу кримськотатарського народу .

Валентина Самар: Ахтем-бей, хочу почати з вашої особистої законодавчої роботи, і спитати, які «кримські» законопроєкти є сьогодні на розгляді у Комітеті з прав людини, тимчасово окупованих територій і внутрішньо переміщених осіб?

Ахтем Чийгоз: В этом плане инициатива комитета очень активная. Мы рассматриваем вопросы, связанные с вынужденно перемещенными лицами. Мы сейчас обсуждаем, и вроде как есть понимание вопроса отмены того закона о свободной экономической зоне «Крым». Отмена этого закона сразу упорядочит наши взаимоотношения с оккупированной территорией, вокруг всех спекулятивных тем.

Но основной задачей сейчас являются не полумеры, а возможность кардинально повлиять на политику отношения государства к Крыму и позиции Украины на международных площадках. Это законы о статусе коренного народа Крыма, о статусе крымскотатарского народа, и как венец этих всех инициатив – это изменение статуса Автономной Республики Крым в Конституции Украины. И в данном вопросе мы и отказа не слышим, но и инициативы Офиса президента нет. Хотя представитель президента в АРК сейчас готовит такой рамочный законопроект о коренных народах Украины, и мы будем считать, что это старт наших позиций. Но все же по той ситуации, которая сложилась вокруг Крыма на международных площадках и у нас в Украине, я думаю, что изменения в Конституцию дали бы новый импульс и укрепили бы позиции президента на международной арене.

Валентина Самар: Наскільки активною була ваша робота, ми можемо побачити по тих законопроєктах, які ви подавали. Серед них ми бачимо і проект закону про статус кримськотатарського народу, такий проект також розробляється і у Комісії з правової реформи, у підгрупі, яку очолює постійний представник президента в АРК Антон Кориневич. Ваш законопроєкт поданий у серпні минулого року, проте був вами відкликаний. Чи є якась координація взагалі в цій роботі? 

Ахтем Чийгоз: Тут нет никакой подоплеки. Дело в том, что как раз в августе была встреча Мустафы Джемилева, Рефата Чубарова и Рустема Умерова с президентом Зеленским, и там они нашли некое понимание того, чтобы все три законопроекта подать одновременно с законопроектом об изменениях в Конституцию. Потому что они так или иначе очень привязаны один к другому. Мы, исходя из этого изменения в Конституцию, и готовили эти законопроекты. Они прошли всю процедуру. Но эта попытка проводить их сейчас через Комиссию по правовым реформам в Офисе президента… Ну что ж, мы и это переждем.

Валентина Самар: Тобто в цьому плані координація все ж таки є?

Ахтем Чийгоз: Через представителя президента в АРК. 

Валентина Самар: Відомо також, що ви є ініціатором прийняття постанови, яка визначає 26 лютого –  день  у 2014 році, коли відбувся проукраїнський мітинг біля Верховної Ради Криму напередодні її захоплення, днем спротиву. Яке ставлення до цієї ідеї у парламентської більшості і в Офісі президента?

Ахтем Чийгоз: Это инициатива моя и Рустема Умерова. Как-то на заседании Комитета было бурное обсуждение о том, что нужно готовить выездное заседание – под какую дату? И представитель президента вышел с инициативой провести его в марте – к дате так называемого «референдума», который проводился незаконно. Мы посоветовались и увидела два пути: идти через комитет, потом через парламент, и мы этот путь сейчас тоже запустили. Но было бы очень логично, чтобы это было сделано указом президента, чтобы мы успели, так как по процедуре нужно выдерживать определенные сроки. Тем более, насколько я понимаю, будет сессионная неделя как раз в эти дни… 

Валентина Самар: І плануються парламентські слухання на тему «Стратегія деокупації і реінтеграції в Україну окупованих територій»…

Ахтем Чийгоз: Да. Но мы хотим, чтобы государство отмечало этот день в знак  уважения к тем событиям и в поддержку  сопротивления, которое до сих пор наши граждане в Крыму оказывают. Этот день  нельзя провести как междусобойчик общественников. Когда я начал собирать подписи за эту инициативу, я собрал больше 100 подписей в парламенте, и большинство – из фракции «Слуга народу». Руководители фракций тоже подписывали.

Валентина Самар: Всіх?

Ахтем Чийгоз: Я к ОПЗЖ не подходил, потому что  считаю, что они имеют отношение к оккупации Крыма, особенно часть из них. Мы не должны замарываться такими моментами.

Надеюсь, эта инициатива находится на рассмотрении у президента Зеленского и, надеюсь, что государство услышит. Ведь это позиция не только Чийгоза как фигуранта незаконного уголовного дела и трех лет отсидки, а как дань уважения к народу.

Валентина Самар: І ми  сподіваємося, що прокуратура АРК  нарешті передасть до суду українську справу «26 лютого», щоб винні у порушенні прав людей, громадян України в ті дні також були притягнуті до відповідальності і отримали вироки.

Ахтем Чийгоз: Сейчас прокуратура Крыма немножко изменила подход, и я поддерживаю это. В моем процессе (незаконне засудження в окупованому Криму – ред.) очень четко обозначилось непосредственное влияние России на формирование всех органов оккупационной власти – и следственных, и судебных, и органов исполнительной власти. Россия до сих пор говорит, что это инициатива наших граждан Украины в Крыму. А по материалам дела, когда в качестве свидетеле выступают Аксенов, Константинов (они ж у меня на «суде» выступали и всю картинку рассказали, ведь они победители, они ж не скрывают ничего и не стеснялись давать оценки), уже четко видно, как уже 25 и 26 в ночь все это уже определялось.

Фото: investigator.org.ua

Валентина Самар: Ви згадали про закон про ВЕЗ «Крим», який, з одного боку, дискримінує громадян України з Криму, оскільки ми маємо статус нерезидентів, з іншого боку,  підриває дію західних санкцій, бо дозволяє інвестувати в Крим. За інсайдерською інформацією, нинішній уряд і його очільник не проти скасування цього законопроєкту. Правозахисники зробили все, щоб роз’яснити новій владі, яка мало була обізнана з цією тематикою, те, наскільки цей закон дискримінаційний. Міністерством з питань ветеранів, тимчасово окупованих територій і внутрішньо переміщених осіб уже підготовлена концепція законопроєкту. Однак виявилося, що за цією концепцією ця фейкова, корупційна зона нікуди не дівається. Йдеться тільки про повернення кримчанам статусу резидентів. Детально про це – у відеоблозі Євгена Лешана «Влада взялася за ВЕЗ «Крим». Але тільки з одного боку»

Ахтем Чийгоз: Мы проводили консультации, и этот законопроект, о котором вы говорите, разрабатывался еще до новой власти. Мы думаем, как быть с такими институциями как таможенная служба, которую там уже установили (на КПВВ на межі з Кримом – ред.), и ряд таких технических моментов. Я и мои сторонники из других фракций думаем, что не нужно вносить изменения в закон про СЭЗ «Крым», а нужно его отменить. Потому что любые такие полумеры дадут возможность и дальше продолжать весь негатив, о котором все говорят. И вообще, наши действия по блокаде утяжелили Крым и не надо искать форму, при которой мы будем спонсировать оккупанта. А оно так и выглядит, когда мы начинаем говорить о каких-то гуманитарных вопросах. А это значит, что мы момент освобождения, не возвращения, а освобождения Крыма отложим еще на долгий срок. Поэтому категоричность понятна и нашим гражданам в Крыму, которые спустя шесть лет после оккупации еще больше ждут, что Украина их будет освобождать. 

На востоке у нас ситуация другая, там предлагается платить пенсии – содержать оккупантов, и для нас является очевидным, что такими методами мы не освободим Донбасс. Ведь мы доказали, что блокада более эффективна, нежели заискивать или заигрывать. У меня тоже там близкие, и дети, и внуки, и когда мне говорят, что, мол, у меня там мама, брат живут, очень хорошо, но они живут в оккупации, а значит всю ответственность берет на себя Россия. Либо мама или брат должны для себя сделать выбор – выехать. Наши сделали выбор в Крыму – тошнить оккупационной власти и не покидать территорию, хотя Россия ждет не дождется, когда эти люди выедут из Крыма. Я считаю, что во время войны гуманитарный аспект должен в основном базироваться на неоккупированной территории, куда приезжают наши граждане решать вопросы, связанные со здоровьем, с учебой в вузах. Здесь мы должны сконцентрировать весь гуманитарный аспект. А получается так, что мы готовы миллиарды платить на оккупированную территорию. 

Валентина Самар: Президент Зеленський на відомій зустрічі із прем’єром Гончаруком висловив побажання, аби уряд переглянув свою структуру і відмовився від  укрупнення, створення, я б сказала, гібридних міністерств, внаслідок чого були ліквідовані міністерство з питань тимчасово окупованих територій і міністерство інформаційної політики. І одне, і інше робили величезну роботу, яка стосується санкційної політики, інформування і тієї реінтеграції, про яку ми весь час говоримо. Зеленський закликав подумати про те, щоб розвести Мінветеранів і МінТОТ. Ваша позиція з цього приводу і позиція Меджлісу?

Ахтем Чийгоз: И Меджлис, и политическая сила, которую я представляю, делали заявления на всех эфирах о том, что невозможно такое объединение, это будет не то, что неэффективно, а деструктивно. Мало того, мы внутри МинТОТа предлагаем разделить и вывести проблему Крыма в отдельное министерство, потому что разнятся подходы в решении вопросов по Крыму и Донбассу. В Крыму больше нарушений норм международного права в связи с незаконной аннексией, на Донбассе – оккупация и попытка представить нам это как внутренний конфликт. Будет гораздо эффективней разделить эти вопросы, тем более, что Крым на международных площадках имеет особое чувствительное отношение и статус в отношениях с Россией. Мы должны усиливать давление на Россию через такое понимание.

Валентина Самар: Щодо міністерства інформаційної політики? Чи бачите ви, як вирішити проблему інформаційної політики щодо окупованих території, чи не просідає вона, на ваш погляд?

Ахтем Чийгоз: Проседает и очень даже. Сейчас не видно даже направления работы, потому что тоже все скомкали. Мы разговаривали с Владимиром Бородянским, у него есть большие планы касательно информационной политики, но в то же время у него  в министерстве есть еще немаловажные  направления спорт и культура. Поэтому, я считаю, что, особенно на для нашей страны, которая сейчас развивается в направлениях осознания, идентификации своей роли, информационное направление необходимо  усилить.

Валентина Самар: Тим більше, це стосується не лише ЗМІ, а комунікації, величезного пласту культурних питань, і серед них і видання літератури, яка необхідна для розуміння історії Криму, історії кримськотатарського народу. Я дуже втішена тим, що цього тижня була презентована книга відомого кримського історика Андрія Іванця, який після переїзду працює у Науково-дослідному інституті українознавства, та директора Державного архіву СБУ Андрія Когута. Це наукове видання «Кримськотатарський національний рух у 1917-1920 роках за архівами комуністичних спецслужб».

Валентина Самар: Під час зустрічі з керівниками Постійного представництва України в АРК прозвучало: що якби ви знали, що вас і Ільмі Умерова будуть обмінювати на терористів, то ви  могли відмовитися від цього обміну. Хоча я розумію, що вас там ніхто не питав. Поза тим, це гостре питання щодо того, що відбувається зі звільненням наших політичних в’язнів. Ось-ось начебто мають дійти і до «кримського списку».  Хто укладає ці списки, чи задіяний Меджліс до цього процесу? Які умови можуть бути прийнятними? Бо є деякі побоювання, що Путін може просити те, що йому найбільше треба в Криму, наприклад, воду. 

Ахтем Чийгоз: Помните, как нам два года назад  удалось поговорить по телефону? (Розмова відбулась, коли Ахтем Чийгоз знаходився в СІЗО окупованого Сімферополя – В.С.) Я тогда ясно понимал свою судьбу и говорил, что все будет хорошо и нужно продолжать борьбу. Я буду говорить за себя, потому что Ильми все-таки находился в зоне доступа журналистов, а я – в тюрьме. Вопрос обмена вообще не стоял, стоял вопрос переговоров по освобождению. Это принципиальная разница с тем, что сейчас происходит. Нельзя по политзаключенным вести переговоры об обмене – у нас на территории Украины политзаключённых не существует. У нас есть российские бандиты в тюрьмах, и то их уже все меньше, потому что мы их скопом отдаем. И, конечно, вы правильно заметили, когда эти вопросы на высшем уровне решаются, в нашем случае – с Эрдоганом, в случае с Сенцовым, Балухом и другими – это Зеленский и Путин, то тут у тебя не спрашивают, тебя выводят из камеры, сажают и отправляют. Другое дело, что, когда я знал, что меня на блокаду хотят обменять, кода меня на двух ГРУшников, которых поймали в Николаеве, хотят обменять, я сообщил свою четкую позицию. Я сказал, что не готов морально. Потому что ты туда попадаешь как политзаключенный,  с борьбой. Сейчас заговорили о наших крымских татарах и других гражданах в Крыму, которые уже находятся в колониях России, и опять это об обмене. И о двух списках. Почему два списка? Потому что у нас опять занимаются манипуляцией. Первый список касается обмена «заложниками» военного характера.

Валентина Самар: Це передбачено міжнародним гуманітарним правом…

 Ахтем Чийгоз: Да. Там есть ряд аспектов, которые нам могут не нравится, но они происходят. Но, извините, какое отношение имеют «беркутовцы» вообще к этому процессу Минских соглашений? Они вообще не имеют никакого отношения ни к войне, ни к оккупации Донбасса, ни к оккупации Крыма. И тут мы слышим, что, оказывается, крымские татары в эту площадку не входят, они будут обсуждаться другим списком непосредственно с президентом Путиным. 

Что мы будем отдавать? Учитывая, что в последнее время как-то  уж слишком мягко стелется понятие заботы о человеке, и то, каким великим гуманитарием представляет себя наш президент… А Крым и крымские татары, и другие наши заключенные  – против оккупации России. Цена будет очень высокая. Может быть, для новой власти дать воду – это не цена, а снова элемент переговоров.

Валентина Самар: Мені здається, що треба просто голосніше говорити, чим такі поступки можуть обернутися для цієї влади. Якби таке питання зараз постало, що б ви  сказали і президенту, і тим, хто вестиме такі переговори?

Ахтем Чийгоз: Идет война. Нужно трезво понимать, что успешность Украины, ее независимость и самостоятельность без этих территорий, без Крыма, не состоится. Планы Путина – вся Украина. Если кто-то думает, что на  этапе своего блеска в политике сумеет как-то проманипулировать, то без понимания фундаментальных ценностей будет скорее пособником врага Украины, нежели борцом за Украину. Потому что мы точно знаем – нам не надо еще больше аргументов, когда захватят всю Украину, и потом говорить – ну мы же предупреждали, что Крым – это лишь начало оккупации всей Украины. Либо мы даем по зубам, либо мы требуем от всего мирового сообщества осудить Путина как преступника и требовать освобождения Крыма. На востоке наши граждане отдали свои жизни и продолжают отдавать. В такой ситуации новая власть должна понять – не получится пропетлять, нужно брать ответственность.

Валентина Самар: Тобто? В цій ситуації, коли вже ведуться переговори, зокрема і по кримському переліку політв’язнів, більшість з яких кримські татари, якою є  позиція Меджлісу? Не вести переговори щодо обміну?

Ахтем Чийгоз: Мы до последнего года показывали, что сконцентрированное давление и в международных судах, и в трибуналах, и среди наших партнеров дает эффект. Ведь освобождение и получение свободы – это не что-то аморфное. Когда я освобождался, я попал в тут Украину, за которую боролся. Когда вернулись наши ребята – Балух и Сенцов – у них первое время было очень разбалансированное состояние. А ведь они тоже боролись за ту Украину, за которую и я боролся. Почему я вернулся в такую Украину, а они вернулись в Украину, где размыты все ценности, размыты все четкие символы независимости? 

Валентина Самар: Ще раз: який тоді вихід, якщо переговори про взаємне звільнення вже ведуться?

Ахтем Чийгоз: Пытаться консолидировать давление на Путина и требовать освобождения.