Воздушные инвестиции

Власть

В списке крымских объектов, нуждающихся в реконструкции и серьезных инвестициях, «Международный аэропорт «Симферополь» занимает первые строчки. На сегодня он — второй по пассажиропотоку в Украине, но при разумном подходе может занять и стратегическое положение на юге Украины. Презентации реконструкции аэропорта «Симферополь» неоднократно выставлялись на международных выставках и форумах, о проекте говорят со всеми, кто интересуется Крымом как местом вложения капитала и расширения бизнеса, и неоднократно правительством заявлялось, что желающие вложить деньги в реконструкцию аэропорта есть. Еще в июле Алексей Стародубов, советник премьера и руководитель Агентства регионального развития АРК, потенциальными инвесторами называл Шанхайскую строительную и китайскую судостроительную компании, которые официально подтвердили готовность участия в проекте по реконструкции аэропорта «Симферополь» и «Ялтинского морпорта».

Однако уже в августе вдруг открылось, что  Республиканский комитет транспорта и связи Крыма провел конкурс инвестпроектов, в результате которого победила голландская фирма «Van den Akker Holding B.V». Наше исследование хронологии событий в этой теме, а также изучение связей главных действующих лиц (физических и юридических) обнаружило массу прелюбопытных вещей, происходящих как в самом аэропорту, так и вокруг него и которые могут свидетельствовать о том, что аэропорт, на 100 процентов принадлежащий автономии,  от нас потихоньку «уплывает». Конечно, государственные аэропорты  не подлежат приватизации. Но разве не знакомы нам случаи, когда государство (а это мы с вами) оказывается  на госпредприятии в роли бедного родственника, а родственники высокопоставленных слуг народа  хозяйничают, выкачивая прибыли в оффшоры?

О,  сколько их…

Преображение аэрокомплекса было прописано и Стратегии социального развития Крыма до 2020 годы, принятой при премьере Василии Джарты.  В ней отмечается, что  неразвитость авиатранспорта,  несоответствие авиаперевозок европейским стандартам и неэффективное использование аэродромной инфраструктуры тормозят развитие всей автономии.

В рамках той же стратегии было создано Агентство регионального развития Крыма, основной задачей которого было продвижение автономии и привлечение инвестиций, и его директор Алексей Стародубов не раз заявлял, что аэропорт «Симферополь» — потенциально лакомый объект для иностранных инвесторов. И их зазывали на выставках и форумах, показывая вот эту презентацию.

В сентябре прошлого года в агентстве говорили, что по проекту  реконструкции уже к 2013 году должны появиться новые пассажирский и грузовой терминалы, проведена реконструкция привокзальной площади и парковок, построен торгово-развлекательный центр, сеть ресторанов и отелей, конференц-зал и спортивные объекты. Общая сумма инвестиций проекта называлась в 300 миллионов долларов. Спустя год аэропорт по-прежнему ждет своих инвесторов и реконструкции. Хотя кое-что все же успели начать: в апреле  прошлого года   торжественно открыли после реконструкции терминал внутренних авиалиний, а в декабре – презентовали собственную авиакомпанию «Крымские зори».

По словам главы Госавиаслужбы Украины Колисныка, обновленный симферопольский терминал по уровню намного обошел киевский терминал А в Борисполе.

Тогда же председатель наблюдательного совета ПАО «Международный аэропорт «Симферополь» Сергей Васютин охотно делился планами: периодом рождения нового аэровокзала называл  апрель-ноябрь 2013 года и отмечал оригинальность  проекта, называя  его «архитектурной жемчужиной Украины». Этот  проект разработало киевское «Бюро архитектуры и дизайна Гейко».

Собственную авиакомпанию «Крымские зори», призванную увеличить внутренние авиаперевозки, запустили в мертвый сезон – в декабре, поэтому немудрено, что первым рейсом  из Одессы воспользовались всего четыре человека.

На внутренних рейсах в Донецк, Киев (Жуляны) и Одессу  летали два  самолета SAAB 340, взятых в лизинг  у одесской авиакомпании «Южные авиалинии»,  и работали по ее сертификату эксплуатанта. К сезону-2012  «Крымские зори» планировали взять в лизинг еще два самолета – Боинг-737, чтобы совершать рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар и  Ереван.

Однако до начало сезона, и, следовательно, увеличения пассажиропотока и получения дохода «Крымские зори» так и не дожили. В Рескомитете транспорта и связи Крыма  закрытие авиакомпании объясняли ее нерентабельностью, к чему привел неправильный маркетинг и плохо продуманная промо-компания. По уму, при понимании неправильностей действий менеджмента, недочеты следовало немедленно исправить. Тем более, что сам аэропорт закончил прошлый год более чем успешно – увеличил прибыль в 2,4 раза, а пассажиропоток – почти до миллиона человек.  Однако решили иначе. И определяющим, на наш взгляд, было то обстоятельство, что закрытие авиакомпании произошло почти одновременно со сменой главы наблюдательного совета ПАО и полной заменой правления акционерного общества.

Юрий Солончук

Вместо Сергея  Васютина наблюдательный совет возглавил Юрий Солончук, бывший замглавы Госавиаслужбы Украины, куда его переместили из должности гендиректора аэропорта «Борисполь». Вслед за Солончуком в Симферополь прибыл и Дмитрий Денисов, много лет проработавший заместителем гендиректора «Борисполя» и получивший должность исполнительного директора аэропорта «Симферополь». Еще два члена нового правления – одесситы, Светлана Мининкова и Владимир Артмин (выступал учредителем охранного агентства «Центурион» и ООО «Сервисный центр „Черноморец“ — бывшей дочки ФК «Черноморец»).

Таким образом, можем констатировать, что в правлении авиакомпании, представители автономии —  в меньшинстве.

Второй существенный  момент:  место нерентабельных государственных  «Крымских зорь» мгновенно заняла частная авиакомпания «Аэр Оникс», о которой раньше мало кто вообще не слышал. Она была зарегистрирована еще в 2007  году, учредители —  Игорь Мельник и основанная  им и  его супругой и отцом известная туристическая кампания «Оникс-групп», а также его издательская фирма «Крым-Дидактик». Стремительность взлета новой крымской авиакомпании поражает:  25 апреля  компания получает в Госавиаслужбе Украины  сертификат эксплуатанта, которого не было у «Крымских зорь», и уже 28 апреля совершает первый рейс в Киев!  При этом самолеты у «Эйр Оникса» тоже не свои, а лизинговые. По данным российского авиажурнала  «Вымпел», лизингодателем трех Боингов  737 выступило подразделение компании General Electric – GE Commercial Aviation Services (GECAS), оказывающее финансовые и лизинговые  услуги. Причем, первый борт авиакомпания получила уже на следующий день после получения сертификата эксплуатанта, пишет Вымпел. Как сказано на сайте компании, сегодня она осуществляет регулярные рейсы в Киев, Львов, Москву, Санкт-Петербург и чартерные — в Анталию, Тиват и Бургас, Даламан, Катовице и Варшаву.

По сути, частная компания сделала то, что планировало прежнее руководство аэропорта, но с государственной авиакомпанией, в которую вложены были бюджетные, то есть, наши с вами,  деньги. За тем же ветром, похоже, решили пустить и  средства, затраченные на создание и обоснование проектов, а также их презентацию на международных площадках. Кроме уже названных нами стоить упомянуть подряд почти на 300 тысяч евро, полученный в этом году Lufthansa Consulting на  разработку стратегии развития аэропорта,  привлечение частных инвесторов и услуги в сфере права.

Инвестор без капитала и с одесской пропиской  

За прошедший год планы реконструкции аэропорта «Симферополь» озвучивались многократно и на заседаниях крымского правительства, и на международных экономических форумах. Но когда дело дошло до выбора этих самых инвесторов, вся информация уместилась в один сухой абзац пресс-службы Рескомтранса, да и  о самом  конкурсе инвестпроектов стало известно, когда он уже завершился. Попытки получить подробную информацию наткнулись на излюбленный прием чиновников пускать по кругу. Из Рескомтранса, который и проводил конкурс проектов, перенаправили к главе конкурсной комиссии — заместителю председателя СМ Валерию Пальчуку. В приемной Пальчука сообщили, что соответствующее поручение о предоставлении нам всей информации вновь переадресовано в Рескомтранс. Кроме того, в правительстве советовали обратиться в администрацию аэропорта.

Встретиться с председателем Рескомтранса не удалось, сказали, что он находится в предвыборном отпуске.

Между тем, пресс-служба комитета предоставила некоторую информацию о проведенном конкурсе – назвали второго участника из Литвы, который, как сообщалось ранее, до итогов конкурса куда-то пропал.  «Им звонили, но не смогли дозвониться», —объясняли отсутствие конкуренции в комитете.

«В Совет министров Крыма поступили  инвестиционные  предложения от двух компаний: «VandenAkkerHolding B.V» Голландия и UAB «Executive management» Литва», — говорилось в ответе комитета.

В открытом доступе о литовской компании есть только справочная информация, которую обычно размещают в каталогах. Из нее следует, что в крымском конкурсе участвовала  маленькая консалтинговая фирма: в ее штате всего  три сотрудника (в прошлом году было два). Никаких публикаций о реализованных ею проектах мы не нашли. Таким образом, стратегическим инвестором UAB «Executive management» считать не стоит, но ее участие в конкурсе, из которого она по-английски вышла,  создало видимость конкуренции.

Другое дело – победители конкурса, голландская Van den Akker Holding B.V. В пресс-релизах компании после оглашения ее победителем, сообщается о ее «инфраструктурных проектах обновления для аэропортов в Испании и скоростных дорог и железнодорожных станций в Италии, Франции, Португалии и Голландии». В Симферополе фирма предлагает, в принципе, уже классический проект: строительство терминального комплекса в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы, что позволит сократить время руления (прилетев, пассажиры 15-20 минут катятся до аэровокзала),  увеличение пассажиропотока до четырех миллионов человек в год, а грузооборота — до 10 млн. тонн в год. Проект также предполагает развитие инфраструктуры: строительство многоуровневого паркинга, отелей, офисных сооружений. Стоимость проекта  оценена в  500 миллионов гривен. Для реализации проекта, как сообщала представитель компании Зоя Саранди, предлагается создать  совместное предприятие СП, куда инвестор внесет 45—50 млн. евро, а автономия  —  имуществом аэропорта.

Сразу же после того, как правительство назвало Van den Akker Holding потенциальным инвестором, коллеги из еженедельника «События» сообщили, что об этой  голландской фирме и ее проектах не нашли  никаких упоминаний в европейской прессе, не нашли даже сайта самой компании, что говорит о ее непрозрачности, и  указали на  нити, связывающие презентеров этого проекта с  аэропортом в Одессе. Он также нуждался в реконструкции, и там мэрия тоже создала совместное предприятие с инвестором — ООО «Международный аэропорт «Одесса», по той же схеме, что предлагается и в Симферополе: инвестор – деньги, город – имущество аэропорта, к которому потом прибавилась и земля – для строительства нового терминала.

Одесские СМИ и депутаты горсовета прямо говорят и пишут, что за инвестором  — ООО «Одесса аэропорт девелопмент» (директор Алексей Кочанов, возглавивший затем и «Международный аэропорт «Одесса») — стоят одесские олигархами Борис Кауфман и Александр Грановский. Одесские оппозиционные издания также пишут, что за действиями этих господ кроется  интерес президентской семьи, и конкретно, Виктора Януковича-младшего. В качестве подтверждения  общих для обсуждения тем у Кауфмана и сына президента, приводится и фото из встречи в кулуарах ВР Украины, сделанные журналистом УП Сергеем Лещенко. Опровержений на эти публикации, к слову, не последовало.

Мы пошли дальше и приобрели выписку из реестра Промышленно-торговой палаты Нидерландов по Van den Akker Holding , которая впервые была опубликована несколько дней назад в еженедельнике «Зеркало недели». Из выписки следует, что уставной капитал фирмы, которая победила в конкурсе Совмина Крыма с проектом на полмиллиарда гривен, — всего 18 тысяч евро. В графе о количестве занятых людей значится цифра один. Акционер у компании тоже один – Ваутер ван ден Аккер, то есть, фирма названа  именем владельца, он же значится и ее руководителем.

Мы также нашли сайт, который не удалось отыскать нашим коллегам. Вернее, даже два.

Первый наш потенциальный инвестор скромно создал на упрощенном бесплатном хостинге  Google Sites. Андрей Гливацкий, веб-администратор «Центра журналистских расследований», проанализировавший найденные нами ресурсы, выяснил, что изначально  сайт имел русскоязычный контент. «При создании страниц  сайта на Google Sites их названия вводились на русском языке, на что указывает последняя часть url (адресная строка в браузере). Например пункт меню «project» имеет url. Более того, Google сохранил ссылки на эти страницы с цитатами на русском языке, -говорит Андрей Гливацкий. — Сайт содержит ошибки в ссылках, которые приводят к открытию другого сайта, но уже не на бесплатном сервисе.  Пункт меню Sitemap и переключение с голландского на английский откроют. Регистратор  доменного имени  находится в Люксембурге.  А вот сам сайт находится на сервере в Одессе, адрес хостера – Люстдорфская дорога, 140,а офис 312

И последнее звено, которое связывает Van den Akker Holding с Одессой и схемой реконструкции ее аэропорта   — это Алексей Кочанов, директор фирмы-инвестора и созданного ею и мэрией города ООО «Международный аэропорт «Одесса». На первом заседании конкурсной комиссии в Совмине Крыма проект голландской фирмы представлял именно он.  Таким образом, у нас нет абсолютно никаких сомнений, в связи перечисленных  лиц, фирм и проектов. Последние развеялись с появлением г-на Кочанова в редакции «Зеркала недели», когда  стало известно о готовящемся материале.

Куда вырулит аэропорт «Симферополь»?

Новая администрация аэропорта, в большинстве своем состоящая, как уже говорилось, из «бориспольцев» и одесситов,  как заверяла нас начальник управления по общим вопросам Елена Сухолейстер, также мало знает о конкурсе инвестпроектов, его победителе и собственно проекте. По ее словам, представители аэропорта не принимали участие в работе конкурсной комиссии.

«Мы не участвовали в комиссии, мы лишь предоставили финансовую сводку, какие-то расчеты. После комиссии нас просто поставили в известность о том, кто победил.  Мы знаем ровно столько, сколько может узнать любой житель Украины, прочитав в интернете. Нас уведомили в письменном виде, что  победила голландская фирма», — сообщила Е.Сухолейстер.

Заподозрить ее в некомпетентности в данном вопросе мы не можем. По имеющейся информации, Е.Сухолейстер  доверенное лицо и главы набсовета, и директора – Елена Ярославовна также приехала в Симферополь из Киева, в  аэропорту «Борисполь» она возглавляла тендерный комитет. Во время беседы Елена Сухолейстер была удивлена информацией о том, что по проекту Ван ден Аккер Холдинг планируют строить аэровокзальный комплекс непосредственно рядом с взлетно-посадочной полосой. Те планы, которые озвучила она, скорее подходят для проекта, презентованного прежним руководством – свести все четыре терминала под одну крышу.

«Терминальный комплекс состоит из четырех помещений, он разбросан. Для улучшения обслуживания пассажиров и работы авиакомпании аэропорту было сделано предложение по строительству одного большого терминального комплекса. Когда не будут разбросаны терминалы, будет четко технологически прописанный процесс, пассажирам будет легко и просто», — говорит начальник управления.

Елена Сухолейстер

По словам Елены Сухолейстер, терминалы аэропорта «Симферополь» маленькие, а объемы пассажиропотока увеличиваются. И такой сервис уже не отвечает  международным требованиям, а ведь предприятие  называется «Международный аэропорт «Симферополь». «По строительству нового терминала только одна идея – улучшить обслуживание пассажиров и улучшить работу компании и смежных служб, которые работают на территории аэропорта», — подытожила Е.Сухолейстер.

Между тем  директор производственного департамента аэропорта Евгений Плаксин озвучил обоснование необходимости строительства нового терминала именно возле ВПП, по которой, приземлившись самолеты еще довольно долго катятся.

«Общее время может занимать порядка 20-25 минут в зависимости от погодных условий. Аэропорт Симферополь неоднократно выслушивал пожелания от авиакомпаний по необходимости   приближения существующей инфраструктуры, пассажирских терминалов к взлетно-посадочной полосе, т.к. данная отделенность увеличивает эксплуатационные расходы авиакомпаний. Время воздушных судов ограничено, время оборотного рейса увеличивается и влечет дополнительные расходы по обеспечению ГСМ и иными эксплуатационными расходами. Эта составляющая отрицательно влияет на конечное принятие решения авиакомпаний об открытии новых рейсов, новых направлений», — говорит Е.Плаксин.

Неопределенность сохраняется не только в выборе места строительства нового терминала аэропорта, но и в определении инвестора, как теперь уже заверяет нас председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев. Отвечая на вопрос «Центра», он  подчеркнул, что голландцы то победили, но лишь на первом этапе конкурса.

«Мы еще ни с кем никаких договоров не заключили, только проводим работу о привлечении инвесторов к реконструкции нашего аэропорта. Нам необходимо строить новый аэропорт вблизи взлетной полосы, вот мы и ищем потенциальных инвесторов, которые готовы вложить деньги в постройку терминала, — сказал премьер и добавил, что лично никаких встреч с потенциальным инвестором не проводил. — Идет подготовка, мы только разговариваем по этому вопросу. Мы без сомнения будем встречаться с представителем компании, которая будет вкладывать в это деньги. Фонд должен будет составлять не менее 50 миллионов долларов, чтобы понимать, что это серьезный проект и инвестор».

Пока Совмин готовится ко «второму этапу конкурса», о котором тоже ничего не сообщается, резонным будет узнать, чем же закончилась реконструкция аэропорта в Одессе, где все проходило по готовящейся для Симферополя схеме.

Оппозиционные СМИ пишут, что аэропорт просто «украли», новые терминалы там так и не появились, а инвестору понадобился кредит. (Интересующиеся темой могут посмотреть телепрограмму ТРК «Нова Одеса»).  Спустя год после создания на паях с инвестором предприятия «Международный аэропорт «Одесса» на месте нового терминала появился лишь забор из оцинкованных листов и дорога для строительной техники. И это уже не оппозиционная пресса — так обозначен фронт работ в августе в сообщении пресс-службы аэропорта.

Забор в августе появился, как видится, тоже неспроста. 18 сентября на объекте побывал президент Украины Виктор Янукович. В белом шатре глава ознакомился не с реконструкцией аэропорта «Одесса», а лишь с ее планом — по картинкам и ролику.

Итак, пока процесс по отбору компании, которая будет заниматься реконструкцией аэропорта Симферополь не завершен , подведем промежуточную черту. Во-первых, совершенно очевидно, что мероприятие, которое в правительстве называют конкурсом, таковым не является, потому как он  публично не объявлялся и процедура его проведения не была прозрачной, а выбор из одного участника – был неконкурентным. Слабоумием никто из нас не страдает, а потому признать Ван ден Аккер холдинг инвестором вслед за теми, кто эту фикцию разыгрывает, мы не можем. Следовательно, чтобы снять все подозрения в некомпетентности или какой-то корысти от подобных решений, необходимо проведение  конкурса настоящего – открытого, прозрачного, с публикацией и обсуждением проектов, и предоставлением полной информации о потенциальных инвесторах или тех, кто будет сюда их заводить. Общественность, через прессу, должна иметь возможность проверить происхождение этих денег. Если Анатолий Могилев это не сделает – значит, он не контролирует процессы, происходящие в аэропорту, который на 100 процентов принадлежит автономии. И отсюда второе. Почти тотальная смена руководства аэропорта привела к тому, что представители самой автономии там в меньшинстве, а смена руководства совпала с закрытием собственной авиакомпании «Крымские зори» и стремительным взлетом авиакомпании частной. Наши собеседники в руководстве Крыма утверждают, что содействие ей оказывает группа Алексея Азарова. Такая же инсайдерская информация еще весной публиковалась в Комментариях. С другой стороны, прослеживается явная связь между процессами в аэропортах Одессы и Симферополя, и здесь уже партнером олигарха Кауфмана  называют Виктора Януковича-младшего. Хотя одно  другому может не противоречить – наследные принцы премьера и президента могут поделить взлет и посадку. Если вы им это разрешите.

Фото: delo.ua, cfts.org.ua, new.avia.gov.ua.