Крым не построим. Либо ишак, либо падишах

Новости

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ в интервью программе «Таманцев.Итоги» на российском телеканале РБК-ТВ рассказала о структуре расходов РФ на Крым и возможном эффекте от Федеральной программы. Выводы профессора неутешительны.

Screenshot (57)

Вы, наверняка, знаете Федеральную целевую программу по развитию Крыма не хуже тех, кто ее писал. Экономический эффект ее каков? И когда его ожидать?

Ее не начинали внедрять, как мы можем говорить об эффекте? Пока что в Крыму проводятся операции по поддержанию жизнеспособности. И не более того. ФЦП может реально начаться тогда, когда начнется мост. Пока там идет только назначение генподрядчика. И организация пула субподрядчиков. Фактически мы закончили 2014 год с Крымом как самым высокодотационным новым субъектом Российской Федерации – 125 миллиардов чистого трансферта из федерального бюджета. При том, что самые дотационные по объему другие регионы России: Якутия – 71 миллиард Дагестан – 60 примерно и Чечня – 56. Почувствуйте разницу. С регионом, в котором уровень дотационности, если сосчитать по-честному – 85%, потому что им еще НДС оставляется, который у всех регионов изымается 85% — это между 87% Ингушетии и 82% Чечни. У Севастополя 70% дотационности. Это как Дагестан. Поэтому давайте немного сбросим градус обсуждения ФЦП и поговорим о том, как выживает этот регион. Колоссально медленно идет процесс перевода, перерегистрации юридических лиц.

Можно я уточнение сделаю? 125 миллиардов направлено. Сколько из этих денег в процентном отношении пошло на выполнение обещаний по повышению пенсий?

Структура расходов очень любопытная. 42% всех расходов бюджета Крымского федерального округа – это расходы на соцзащиту. Статья называется  «Соцполитика». Это выплата пенсий и пособий. На 42% этот бюджет нацелен на исполнение обещаний в процессе присоединения. Поэтому ФЦП на этом фоне выглядит как-то не очень. Дальше. 16% — на образование, 12% — на здравоохранение. На нацэкономику 15%. Вы скажите – как хорошо. Да, 20,6 миллиарда. Но из этой суммы большая часть — почти половина —  ушла на дотации в поставке топлива на полуостров. Это не развитие. Это субсидирование поставок топлива.

Можно сказать, что вся поддержка экономики Крыма заключается в доставке туда горюче-смазочных материалов?

Нет. Это все-таки 9 миллиардов, а всего бюджет Крыма – 159 миллиардов. И все надежды на малые предпринимательства, которые нам обещали, что оно зацветет пышным цветом… Первое – все доходы от малого предпринимательства в бюджете – 880 миллионов рублей. Чтобы было понятно, это 0,5%.

Тогда вопрос возникает – а почему так происходит?

Та инфраструктура, которая есть в Крыму, требует стабильной подводки электроэнергии стабильного обеспечения водой, чего нет. Стабильный транспортной доставки, что, может быть, будет, но в какой-то срок. Там очень плохая дорожная сеть. И все это происходит на фоне того, что инвестиции в целом Российской Федерации сокращаются второй год подряд. И если в 2014 году они сократились на 2,7%, то только за январь 2015 – на 6,7%. То есть, поезд поехал под горочку по-настоящему. 2014 год половина российских регионов закончила с минусом по инвестициям. В 2015 будет еще круче. Объясните мне, пожалуйста, почему в Крыму будет райский сад, когда на остальной территории РФ как-то, мягко говоря, не очень? В принципе, все эти разговоры – это констатация ситуации в 2014 году. Она провальная. Я это говорю внятно. Это территория собеса, а вовсе не реализации ФЦП. Что на будущее? Пункт первый. Особая экономическая зона – это отработанный инструмент. Как он работает? Вы создаете лучшие условия и к вам приходят всегда, заметьте – всегда, глобальные инвесторы. Глобальный к Крыму не применим.

Глобальный даже не западный, а глобальные наши даже?

А теперь про наших. Крупные российские инвесторы. Могли бы быть им интересны. Все российские крупные компании глобализированы, они играют на мировом рынке, они попадут под санкции. И напрямую не придет никто. Схема БайкалФинансГруп возможна, но она требует некой ловкости рук. Видимо, она и будет использоваться. Пункт третий. Как можно добиться счастья в отдельной территории, когда вся страна идет в инвестиционный кризис? Ответ. Только отъемом денежных знаков у других территорий и отраслей.  И я вынуждена сказать, что последние три месяца 2014 года трансферты всем остальным субъектам федерации сокращались на 3-7% в месяц в номинальном выражении, без учета инфляции. Поэтому праздник души и именины сердца  в Крыму, наверное возможны, но хитрыми интернациональными способами и с частичным отъемом денежных знаков у других.

Можем построить Крым?

До конца 2010-ых – нет. Экспертный ответ. Очень жесткий. Нет. А дальше – помните старую присказку – Либо ишак, либо падишах.