Крым. Запретный путь

Анна Андриевская, «Центр»

После отмены железнодорожного и автобусного сообщения с оккупированным Крымом путь на полуостров превратился в испытание, однако потребность в поездках многих людей вдохновил бизнес на поиски способов обойти запрет. Насколько легально работают предприниматели и безопасно ли пользоваться их услугами?

 Как обойти «границу»

Первые «нарушители» блокады пассажироперевозок  появились в Крыму еще в начале года. Тогда из центрального автовокзала Симферополя ежедневно курсировали автобусы на материковую Украину сразу в нескольких направлениях: Херсон, Одесса, Киев и даже оккупированный Донецк. Этим автобусам без проблем удавалось пересекать украинский пост на админгранице с Крымом, минуя запрет на автобусное сообщение с полуостровом. Но после того, как эта информация разошлась в СМИ, автобусные рейсы из Крыма на материк были отменены.

Как оказалось, ненадолго. Поиск в интернете выдает ссылки на ресурсы компании «Южный ветер», которая предлагает автобусные поездки в оккупированный Крым. В соцсетях и со своего сайта она приглашает на ежедневные рейсы из Киева в Симферополь и обратно. Судя по рассказам пассажиров этих рейсов, предлагаемый маршрут прямым можно назвать условно.

«Мы из Симферополя сели на автобус, нас довезли до Армянска. Перевозчик уже договорился, что будет наша группа. Мы прошли паспортный контроль и опять сели в автобус. Нас провезли по всей «границе», мы не шли пешком. Довезли до украинской «границы», опять нас высадили, но уже с сумками. Мы прошли украинский паспортный контроль и сели на шикарный автобус. Wi-Fi в салоне, дорога чудесная», — рассказывает пассажирка.

Комфорт и хорошее настроение в автобусе в довесок к беспроблемному пересечению двух постов стоят 2,5 тысячи рублей (950 гривен) в одну сторону. Пассажиров не смущает то обстоятельство, что в путь они отправляются без билетов. По словам наших киевских собеседников, они просто отдали деньги на руки представителю фирмы.

Отсутствие билетов, как и чеков, как правило, свидетельствует о сомнительной легальности  любой услуги.  Там, где присутствует передача денег на руки без какого-либо их учета, открываются возможности для манипуляций. Видимо, еще и поэтому отправка автобусов из Киева в Симферополь каждый вечер происходит негласно — от станции метро «Голосеевская».  Однако найти этот «рейсовый» автобус здесь непросто. На стекле красуется табличка «нерегулярні перевезення».

 Обман – во благо

Screenshot_285«У перевозчика есть лицензия. У меня есть виды деятельности – посредническая деятельность, информационно-консультационные услуги. Документально все есть, я плачу налоги, все, как полагается. Но сам вопрос в том, что я заявляю, что в рейсе есть Симферополь. Понимаете, на фоне всех этих событий просто кому-то захочется заработать себе звезду. Официально это сделать невозможно, потому что это никому не нужно», — рассказывает перед отправлением автобуса на Симферополь Роман, который назвался представителем фирмы «Южный ветер».

Он уверяет, что перевозчики осуществляют свою деятельность согласно закону. Однако сам маршрут из Киева в Крым невозможно оформить в рамках закона, поскольку в стране существует запрет на транспортное сообщение с полуостровом. Однако автобусы из различных регионов Украины, по словам Романа, продолжают ездить в Крым.

«Если вы туда поедете, посмотрите, сколько там ходит автобусов! Все рейсовые автобусы, которые ходили, у которых связь с Украиной, они все ходят. Направления: Одесса, Днепропетровск, Харьков. Все это функционирует, все это работает », — рассказывает Роман.

Данная схема удовлетворения спроса на поездки в/из Крыма проста и сама по себе вполне законна: один автобус довозит людей до украинского пункта пропуска, затем они переходят (или их подвозят) к российскому посту, за которым их ожидает другой автобус — фирмы-партнера. или этой же, но уже работающей на оккупированной территории. Эта схема демонстрирует, как условная транспортная блокада мотивирует бизнес в Крыму и на материке налаживать связи.  И весь вопрос в том, насколько этот бизнес легален и безопасен для пассажиров? рассмотрим его на примере «Южного ветра».

В Едином госреестре предприятий и организаций Украины фирм с названием «Южный ветер» (Південний вітер) несколько, однако ни одна из них не имеет соответствующего вида деятельности.  Когда мы только начали собирать информацию по теме организации перевозок, на страничке ВКонтакте и на сайте «Южного ветра» демонстрировалась лицензия на перевозки пассажиров и опасных грузов, выданная ЧАО «Черниговинтерист». Однако неделю назад скан лицензии сняли, но у нас , конечно, есть копия странички. (Сайт, к слову, теперь недоступен вовсе http://www.kiev-simferopol.com/).

По данным SMIDA, долей 99,79 ЧАО «Черниговтурист» владеет частное акционерное общество «Укрпрофтур», которое на 100% принадлежит  Федерации профессиональных союзов Украины.

federaciya_profspilok

 Перевозчики в Крыму тоже вынуждены выкручиваться, как могут. По словам наших собеседников в Киеве и Симферополе, крымские перевозчики сотрудничают с «Южным ветром» и работают пока что на основании украинских лицензий. При этом вынуждены были зарегистрироваться согласно российскому законодательству.

«Это местные люди, которым нужно как-то жить, работать, которые остались тоже без ничего. Тоже они там под страхом, боятся ездить. Потому что пришли другие люди и хотят, чтобы все происходило под ними. Они так же ездят на номерах АК. При этом есть украинский паспорт, украинская лицензия. Они не собираются сдаваться, понимаете? Хотя лицензии закончатся и все. И Украина ж больше не выдает лицензии», — говорит представитель «Южного ветра».

Закрыв транспортное сообщение с Крымом для граждан, украинские власти продолжают гонять туда фуры с продуктами. В таких условиях продолжение транспортной блокады только для людей, но не для товаров, выглядит циничной несправедливостью, которая, к тому же, вынуждает людей ловчить или нарушать запреты и законы.

Добавить комментарий

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine