РФ закрыла воздушное пространство на границе с Донбассом перед катастрофой MH17 — СМИ

Россия 16 июля 2014 года закрыла для полетов воздушное пространство в сопредельной с украинским Донбассом зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения. Запрет начал действовать с полуночи 17 июля — дня, когда был сбит самолет Малазийских авиалиний рейса MH17, в результате чего погибли 298 человек.

Об этом пишет российское издание Forbes со ссылкой на итоговый отчет по результатам технического расследования Совета по безопасности Нидерландов (DSB), опубликованный в октябре 2015 года, сообщает Центр журналистских расследований.

Российская сторона ввела ограничения для полетов гражданской авиации на высоте менее 16150 метров, что сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитно-ракетного комплекса «Бук», составляющей около 18 км.

Ограничения вводились «для обеспечения безопасности полетов», а в качестве их причины указывались «боевые действия на территории Украины вблизи государственной границы Российской Федерации и факта стрельбы с территории Украины в направлении территории Российской Федерации».

Forbes отмечает, что боевые действия на востоке Украины на тот момент продолжались уже несколько месяцев, но Россию это обеспокоило лишь в июле 2014 года.

«То есть до этого момента украинские «Буки» в зоне АТО нашу службу контроля воздушным движением совершенно не интересовали, а с нуля часов нуля минут 17 июля они вдруг внезапно стали смертельно опасными. Несколько месяцев они спокойно стояли в зоне АТО, но вдруг в ночь на 17 июля они (по мнению России) собрались стрелять в сторону приграничного российского воздушного пространства. И как только Россия к этому (заранее!) приготовилась, тут же «какой-то» «Бук» сбивает пассажирский лайнер – вы верите в такие поразительные совпадения?!», — пишет издание.

В ходе расследования Совет по безопасности Нидерландов запросил российскую сторону о причинах ввода таких ограничений на полеты гражданской авиации. Росавиация ответила, что это была сделано с целью «согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины».

Forbes отмечает, что на самом деле никакого согласования не получилось – 14 июля Украина закрыла воздушное пространство над зоной АТО до высоты 9454 метра, выше которого можно было летать, а Россия же ввела ограничения до гораздо большей высоты — 16150 метров.

На вопрос голландских экспертов DSB о причине введения Россией запрета выше украинского, российская сторона так ничего и не ответила.

Кроме того, 17 июля 2014 года маршрут рейса МН17 пролегал над зоной ответственности Ростовского зонального центра, которому и было адресовано вступившее накануне в полночь ограничение.

«Поэтому ростовский диспетчер знал, что при пересечении государственной границы России малазийский Boeing 777… вторгается в запрещенную для полетов гражданской авиации зону российского воздушного пространства, и молчал», — отмечает издание.

Forbs указывает, что ростовский диспетчер промолчал и в более чем полутора сотнях предыдущих случаях, проводя более сотни гражданских самолетов через свою зону ответственности с полуночи 17 июля 2014 года до момента закрытия Украиной воздушного пространства над зоной АТО.

Как сообщалось, 17 июля 2014 года в Донецкой области рядом с поселком Шахтерск в зоне боевых действий был сбит Боинг-777 «Малайзийских авиалииний», следовавшего рейсом MH17 «Амстерлам-Куала-Лумпур». Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.

28 сентября 2016 года объединенная следственная группа (JIT) по расследованию катастрофы рейса MH17, сбитого над Донбассом в 2014 году, заявила, что ракета комплекса ЗРК Бук, попавшая в самолет, была привезена из России и выпущена с территории, подконтрольной террористам. Бук совершил выстрел ракетой российского производства, после чего вернулся на территорию РФ, говорится в выводах следствия.

5 июня 2017 года правительство Нидерландов объявило решение о том, что уголовное производство по делу сбития самолета малайзийских авиалиний рейса MH17 будет проводиться в рамках национальной юрисдикции Нидерландов. Этот механизм привлечения виновных к ответственности был отработан государствами-участниками Совместной группы по расследованию — Австралией, Малайзией, Бельгией, Нидерландами и Украиной.